Публикации Рабочая программа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа
Автор: Мищенко Анастасия Андреевна

Рабочая программа по развитию финансовой грамотности и правовому воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями в условиях учебно-тренировочной квартиры«Юный Гражданин: учусь жить правильно»Составитель программы:Мищенко А.А.,учитель - дефектологс. Дербетовка2025 г.СодержаниеI. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1. Пояснительная записка…………………………………………………..……… 31.1. Цели и задачи……………………………………………………………………41.2.Условия реализации программы……………………………………………51.3. Принципы построения программы………………………………………....….51.4. Планируемые результаты освоения программы…………………………....5II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1. Содержание работы ………………………………………..………………...…62.2 Формы, способы, методы реализации программы…..…………………….......82.3. Учебно-тематическое планирование………………………………………..…82.4. Календарно-тематическое планирование…………………………………...…9III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1 Режим проведения занятий…………………………………………………….143.2 Программно-методическое обеспечение………………………………….…..153.3 Развивающая предметно-пространственная среда…………………………154. Оценка знаний, умений и навыков……………………………………………165. Список литературы……………………………………………………….…176. Приложение ……………………………………………………………………19I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.1.1. Пояснительная записка.Обучение детей с ментальными нарушениями финансовой грамотности и правам гражданина – это не просто дополнительная опция, а ключевой шаг к их самостоятельности, безопасности и полноценной интеграции в общество. Давайте разберемся, почему это так важно.Для любого ребенка, а особенно для ребенка с ментальными нарушениями, умение управлять деньгами – это основа для будущей самостоятельности. Что это значит на практике?
  • Понимание ценности денег: Дети учатся осознавать, что деньги не появляются из ниоткуда, а зарабатываются. Они понимают, что за определенные товары и услуги нужно платить.
  • Планирование и сбережения: Даже простые навыки планирования бюджета (например, как распределить карманные деньги на неделю) помогают детям учиться ставить цели и достигать их. Это может быть покупка игрушки, сладости или чего-то более значимого.
  • Ответственное потребление: Финансовая грамотность учит детей отличать потребности от желаний, избегать импульсивных покупок и понимать последствия своих финансовых решений.
  • Подготовка к будущей работе: Понимание основ заработка, налогов и банковских услуг – это важный этап подготовки к трудоустройству и самостоятельной жизни в будущем.
  • Права гражданина: знание – сила и защитаЗнание своих прав – это не только возможность ими пользоваться, но и способ защитить себя от несправедливости и дискриминации. Для детей с ментальными нарушениями это особенно актуально:
  • Понимание своих прав: Дети должны знать, что они имеют право на уважение, заботу, образование, медицинскую помощь и защиту от насилия.
  • Умение обращаться за помощью: Важно научить детей, к кому они могут обратиться, если их права нарушены – к родителям, учителям, социальным работникам или другим доверенным взрослым.
  • Самозащита: Знание своих прав дает детям уверенность и помогает им отстаивать свои интересы в безопасной и конструктивной форме.
  • Участие в жизни общества: Понимание своих прав как граждан позволяет детям чувствовать себя частью общества и участвовать в его жизни в той мере, в какой это возможно.
  • Почему это особенно важно для детей с ментальными нарушениями?Дети с ментальными нарушениями часто сталкиваются с дополнительными трудностями в понимании сложных концепций и в общении. Поэтому:
  • Адаптированные методики: Обучение должно быть адаптировано к их индивидуальным потребностям, с использованием наглядных материалов, простых объяснений и многократного повторения.
  • Практическая направленность: Акцент делается на практические навыки, которые можно применять в повседневной жизни.
  • Поддержка и терпение: Важно создать поддерживающую и безопасную среду, где дети не боятся задавать вопросы и совершать ошибки.
  • Вовлечение семьи: Успех обучения во многом зависит от вовлеченности родителей и опекунов, которые могут продолжать закреплять полученные знания дома.
  • В итоге, обучение финансовой грамотности и правам гражданина для детей с ментальными нарушениями – это инвестиция в их будущее. Это дает им инструменты для более независимой, безопасной и полноценной жизни, позволяя им реализовать свой потенциал и стать активными членами общества. Это не просто обучение, это расширение их возможностей и укрепление их достоинства.1.1 Цель и задачи программыОсновная цель коррекционной программы – это повышение уровня самостоятельности и социальной адаптации детей с ментальными нарушениями развития через формирование базовых знаний и навыков в области финансовой грамотности и прав человека.Задачи в области финансовой грамотности:
  • Формирование понимания ценности денег: Научить детей различать монеты и купюры, понимать, что деньги зарабатываются трудом и имеют свою стоимость.
  • Развитие навыков планирования и распоряжения: Обучить детей простым способам планирования своих расходов (например, на игрушки, сладости), учить делать осознанный выбор при покупке.
  • Развитие навыков совершения покупок: Научить детей выбирать товары, сравнивать цены (на простом уровне), понимать процесс обмена денег на товар.
  • Задачи в области прав человека:
  • Формирование понимания базовых прав: Объяснить детям, что у них есть право на заботу, образование, отдых, безопасность и уважение.
  • Развитие навыков отстаивания своих прав: Научить детей простым способам выражать свои желания и потребности, говорить "нет", если что-то им не нравится или причиняет дискомфорт.
  • Формирование представлений о обязанностях: Объяснить, что вместе с правами существуют и обязанности (например, помогать по дому, слушаться взрослых).
  • Общие коррекционные задачи:
  • Развитие коммуникативных навыков: Стимулировать детей к общению, учить задавать вопросы, отвечать на них, выражать свои мысли и чувства.
  • Развитие когнитивных функций: Улучшать внимание, память, мышление, способность к анализу и синтезу информации.
  • Повышение самооценки и уверенности в себе: Создавать ситуации успеха, чтобы дети чувствовали себя способными и значимыми.
  • 1.2 Условия реализацииДанная программа направлена на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с отклоняющимся развитием. Особое внимание уделяется развитию и коррекции психических функций: ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие произвольного внимания, эмоциональной сферы и регуляции социального поведения. Цель педагогического мониторинга: оценка индивидуального развития.Результативность работы отслеживается через мониторинг 2 раза в год, промежуточная диагностика проводится в течение учебного года в форме наблюдения, с последующим внесением корректив в содержание коррекционно-образовательного процесса.Сроки проведения мониторинга:Сентябрь - обследование детей; Январь - промежуточная диагностика.Май – диагностическое обследование по итогам учебного года.Программа рассчитана на 34 часа. Для проведения мониторинга используется карта.Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность группового дефектологического занятия не превышает 40-45 минут.Коррекционные занятия проводятся в групповой форме. Программа составлена для воспитанников 14 -18 лет. 1.3Принципы построения программы:
  • принцип единства диагностики и коррекции, определение методов коррекции с учетом диагностических данных;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • принцип компенсации: опора на сохранные, более развитые психические процессы;
  • принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования;
  • принцип комплексности предполагает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов учреждения и родителей обучающихся.
  • 1.4. Планируемые результаты.Рабочая программа по развитию финансовой грамотности и правовому воспитанию для детей с ментальными нарушениями направлена на развитие как личностных, так и предметных результатов, что способствует их социальной адаптации и улучшению качества жизни.Личностные результаты:1. Уверенность в себе: Дети учатся принимать решения, связанные с финансами, что способствует повышению их самооценки и уверенности в собственных силах.2. Ответственность: Освоение курса помогает детям осознать важность ответственного отношения к деньгам и своим правам, что формирует у них чувство ответственности за свои действия.3. Коммуникативные навыки: В процессе обучения дети взаимодействуют друг с другом и с преподавателями, что развивает их навыки общения и умение работать в команде.4. Критическое мышление: программа способствует развитию аналитических способностей, позволяя детям оценивать различные финансовые ситуации и принимать обоснованные решения.Предметные результаты:1. Знания о финансах: Дети получают базовые знания о деньгах, их роли в жизни, а также о том, как правильно управлять своими финансами, включая планирование бюджета и сбережения.2. Права граждан: Учащиеся знакомятся с основными правами граждан, что помогает им понимать свои права и обязанности в обществе, а также защищать свои интересы.3. Практические навыки: Курс включает практические занятия, где дети учатся составлять бюджет, делать покупки и оценивать стоимость товаров и услуг.4. Понимание финансовых инструментов: Дети знакомятся с различными финансовыми инструментами, такими как банковские счета, кредиты и сбережения, что помогает им ориентироваться в финансовом мире.II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.2.1.Содержание программы.Эта рабочая программа разработана для того, чтобы помочь детям с ментальными нарушениями освоить важные навыки, связанные с деньгами и правами. Мы понимаем, что каждый ребенок уникален, поэтому программа построена так, чтобы быть гибкой и адаптироваться к индивидуальным потребностям.Содержание программы разделено на несколько ключевых разделов, каждый из которых направлен на формирование конкретных знаний и умений:Раздел 1: Основы финансовой грамотности – Понимание денег (8 часов)
  • Что такое деньги? Здесь мы начнем с самых азов: познакомимся с различными видами денег (монеты, купюры), их внешним видом и назначением. Дети научатся различать их и понимать, что деньги – это средство обмена.
  • Откуда берутся деньги? Мы будем говорить о том, как люди зарабатывают деньги, через труд и работу. Это поможет детям понять ценность денег и то, что они не появляются просто так.
  • Как тратить деньги? Этот блок посвящен основам разумного потребления. Дети научатся отличать "хочу" от "надо", понимать, что на деньги можно покупать разные вещи и услуги.
  • Сбережения – зачем и как? Мы будем учить детей важности откладывать деньги на будущее, объясняя, что это поможет им достичь своих целей, будь то покупка игрушки или чего-то более значимого.
  • Раздел 2: Практическое применение финансовых знаний (8 часов)
  • Планирование покупок: Дети научатся составлять простые списки покупок, сравнивать цены и выбирать наиболее выгодные варианты.
  • Бюджет – мой маленький план: Мы будем знакомить детей с понятием личного бюджета, помогая им понять, как распределять имеющиеся у них деньги на разные нужды.
  • Безопасность в мире денег: Важно научить детей правилам безопасного обращения с деньгами, как в реальной жизни, так и в цифровом пространстве (если это применимо к возрасту и возможностям).
  • Раздел 3: Правовое воспитание – Мои права и обязанности ( 8часов)
  • Что такое права? Этот раздел посвящен знакомству с основными правами ребенка, такими как право на жизнь, имя, семью, образование, безопасность и заботу.
  • Мои обязанности: Наряду с правами, мы будем говорить об обязанностях – как дома, так и в обществе. Это поможет детям понять, что у каждого есть ответственность за свои поступки.
  • Законы – для чего они нужны? Мы объясним, что законы существуют для того, чтобы все жили безопасно и справедливо, и что их нужно соблюдать.
  • Как защитить свои права? Дети узнают, к кому можно обратиться за помощью, если их права нарушены, и как правильно выражать свои потребности.
  • Раздел 4: Связь финансов и прав – Ответственное поведение( 8 чаов)
  • Деньги и ответственность: Мы будем показывать, как финансовые решения связаны с ответственностью за свои действия и их последствия.
  • Право на достойную жизнь и финансовая независимость: Обсудим, как финансовая грамотность может способствовать более самостоятельной и достойной жизни.
  • Защита от мошенничества: Дети научатся распознавать потенциально опасные ситуации, связанные с деньгами, и избегать их.
  • 2.2. Методы и формы работы: групповая В рамках каждого раздела будут использоваться разнообразные методы, адаптированные для детей с ментальными нарушениями:
  • Игровые формы: Ролевые игры, настольные игры, симуляции.
  • Визуальные материалы: Картинки, схемы, видеоролики, карточки с изображениями.
  • Практические занятия: Работа с игрушечными деньгами, составление простых бюджетов, участие в имитированных покупках.
  • Индивидуальная и групповая работа: Учет особенностей каждого ребенка и создание благоприятной атмосферы для обучения.
  • Повторение и закрепление: Регулярное возвращение к пройденному материалу в различных формах.
  • 2.3 Учебно-тематическое планирование занятий2.4.Календарно-тематический план коррекционно – развивающих занятийIII. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.3.1 Режим проведения занятийСрок реализации программы сентябрь 2025 – май 2026 года. Количество часов по программе 34. Занятия проводятся в групповой форме, 1 раз в неделю длительностью 40-45 минут (в зависимости от физиологических и индивидуальных особенностей ребенка). Коррекционно-развивающий материал программы носит вариативный характер в зависимости от уровня развития каждого ребенка, подобран с учетом возрастных и специфических особенностей каждого воспитанника, т.к. дети с интеллектуальными нарушениями являются однородной группой.3.2. Программно-методическое обеспечениеДанная программа составлена на основе: Основы финансовой грамотности и прав граждан:
  • Балабанов В.С. Финансовая грамотность: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008. (Классическое пособие, дающее базовые знания о личных финансах).
  • Караваева И.В., Косарев В.В. Основы права: учебник. – М.: Юрайт, 2020. (Общие сведения о правовой системе, правах и обязанностях граждан).
  • Нормативно-правовые акты:
  • Конституция Российской Федерации. (Основные права и свободы граждан).
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. (Правоспособность, сделки, собственность).
  • Законодательство о социальной защите инвалидов. (Права и льготы для лиц с ментальными нарушениями).
  • Особенности обучения детей с ментальными нарушениями:
  • Алексеева М.Н. Обучение детей с нарушениями интеллекта: методическое пособие. – М.: Академия, 2008. (Общие принципы и методы коррекционной педагогики).
  • Белякова Л.И., Дмитриева Н.В., Кривцова С.В. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. (Подробно о методах обучения и развития).
  • 3.2. Развивающая предметно-пространственная средаРабочая программа развитию по финансовой грамотности и правовому воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями в условиях учебно-тренировочной квартиры"Юный Гражданин: учусь жить правильно предполагает наличие следующего оборудования:
  • При проведении занятий используются следующий наглядный материал: сюжетные картинки к статьям Конвенции ООН о правах ребёнка;
  • государственная символика;
  • картинки-символы или предметы:
  • сердце; ;
  • домик; большая и маленькая игрушка (мама и детеныш);
  • свидетельство о рождении, паспорт картинки;
  • карта России, карта области;
  • фотоальбомы иллюстративный материал «Национальная одежда народов России» и др.
  • Оборудование: ноутбук, проектор, музыкальная колонка4. Оценка знаний, умений и навыков.Диагностическая карта по программе развития по финансовой грамотности и правовому воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями в условиях учебно-тренировочной квартиры "Юный Гражданин: учусь жить правильно1 балл – воспитанник не демонстрирует знания, умения или навыки, требуется постоянная помощь и прямой контроль со стороны педагога.2 балла – воспитанник демонстрирует частичные знания, умения или навыки, выполняет задания с помощью педагога, нуждается в подсказках и разъяснениях.3 балла – воспитанник демонстрирует полные знания, умения и навыки, самостоятельно выполняет задания, проявляет инициативу и понимание.Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком планируемых результатов (показателей) определённому уровню0 - 7 низкий уровень: Требуется значительная помощь и поддержка. Ребенок испытывает серьезные затруднения при выполнении заданий и применении знаний на практике.8 – 15 средний уровень: Требуется частичная помощь и поддержка. Ребенок понимает основные понятия и правила, но испытывает затруднения при самостоятельном применении знаний на практике.16 - 23 высокий уровень: Самостоятельно выполняет задания и применяет знания на практике. Понимает основные понятия и правила. Проявляет инициативу и интерес к деятельности. 5. Список используемой литературы:
  • Голицина Н.С., Огнева Л. Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.» – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
  • Давыдова О. И., Вялкова С. М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. «Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка» // Управление ДОУ. – 2002. - №6.
  • Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я – ребенок, я имею право». М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.
  • Копытова Н. Н. «Правовое образование в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Шорыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении».- М.: ТЦ Сфера, 2007.
  • Лопатина А., Скребцова М. «Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей» – М.: Амрита – Русь, 2008.
  • Усачев А. «Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.
  • «Конвенция о правах ребенка в картинках». – ООО «Издательство «Астрель», 2012.
  • Остер Г. «Права детенышей. Перевод «Конвенции о правах ребенка» на детский язык». – ООО «Издательство «Астрель», 2012.
  • Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг.-4-е Изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.-128 с.
  • Антонова Ю. Как и о чём говорить с детьми на уроках финансовой грамотности: пособие для учителей начальных классов и работников системы дополнительного образования.- 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -80 с.
  • Антонова Ю. Обсуждаем, рассуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -56 с.
  • Артемьева Н.Н. Киндерномика. Что такое деньги и как с ними обращаться?: книга-игра по финансовой грамотности для детей. – М.: Эксмо, 2021. – 160 с.
  • Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 2 класс: тетрадь творческих заданий – 21-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 72 с.
  • Сасова И.А., Фирсова М.М. Экономика. 3 класс: тетрадь творческих заданий – 19-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
  • -