Публикации Воспитание у младших школьников уважительного отношения к людям «серебряного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание у младших школьников уважительного отношения к людям «серебряного возраста»
Автор: Шаламова Наталья Владимировна

Воспитание у младших школьников уважительного отношения к людям «серебряного возраста»Автор: Шаламова Н.В., учитель начальных классов МБОУ «Масловопристанская СОШ Шебекинского района Белгородской области»Уважение старших – это закон поколений, существующий со времени, когда человек осознал себя человеком. Это было жизненно необходимо, потому что старшие передавали свой опыт подрастающему поколению. Этот закон прописан в Библии. Пятая заповедь учит с почтением относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, всем пожилым. Нарушив заповедь Божью о почитании родителей, дети сами себя лишают возможности счастливой и благополучной жизни, обрекают себя на страдания и потери во взрослой жизни. Но в том возрасте, когда нужно начинать воспитание доброго отношения к пожилым, детям трудно внушить мысль о трудном будущем, о душевных мучениях. Они живут сегодня, сейчас. И в этой работе нужно использовать приемы и методы, соответствующие их возрасту. В рамках мониторинга данной проблемы (а это в настоящее время можно рассматривать как проблему, недаром среди молодых родителей, которые в настоящее время воспитывают детей, широко распространено явление - геронтофобия - дискриминационные проявления по отношению к пожилым людям) я провела в классе опрос моих второклассников, чтобы выяснить, как они относятся к своим бабушкам и дедушкам. Замечу, что в классе, где обучается 18 детей, рядом с детьми проживают 12 бабушек и дедушек. Т.е. почти 80 % моих детей довольно близко общаются с ними, имеют возможность бывать в гостях, заниматься, гулять и.т.д. А восемь бабушек, т.е почти половина, ежедневно большую часть времени проводят с внуками: приводят в школу и забирают, выполняют с ними домашнее задание, гуляют. Конечно, на вопрос, как вы относитесь к бабушкам и дедушкам, все ответили: «Хорошо, с любовью, с уважением». В чем это выражается, ответить практически не могли. Меня интересовало, как дети общаются со своими пожилыми родственниками. Ведь любят то, что хорошо знают. Насколько хорошо вы знаете своих близких, -об этом мы беседовали в классе. Знают ли дети
  • Каким было детство?
  • Где она жила? Как звали ее родителей?
  • Какое у нее в детстве было любимое блюдо? А какое сейчас?
  • Кем она хотел(а) стать?
  • Какой предмет в школе нравился?
  • С кем дружила в школе? Где сейчас твои друзья?
  • Как встретил(а) бабушку (дедушку)?
  • Какими были мои мама или папа маленькими?
  • Меня интересовало, задавали ли дети эти вопросы бабушкам? На эти вопросы многие из детей не знали ответы. О чем это говорит? Что общение со старшими происходит на уровне «покормлю, сделаем уроки, погуляешь – я посторожу». Не происходит духовного сближения с бабушками, дедушками. Поэтому и не возникает почитания пожилых. По моему мнению, это первая причина.Вторая, с моей точки зрения, заключается в том, что сейчас в семьях наступила эра детоцентризма. Это стиль воспитания, при котором в основу положен культ ребенка. Он Солнце семьи, вокруг которого вращаются и мама с папой, и бабушки с дедушками. Ребенок, ради которого теперь живут все родственники, ловко манипулирует всеми, используя их для достижения своих целей. Какое тут уважение и почитание. Ребенок не рождается с чувством благодарности, уважения и почитания старших. Это в нем воспитывается. Я.А. Коменский говорит, что более прочным и надежным является то, «что всосалось в природу ребенка в его первую пору жизни».Начинается все в семье, родителями. Главный учитель – личный пример. Заезженная, но верная фраза: ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Это относится как раз к младшему возрасту ребенка, когда семья – это центр общения и приобретения опыта. И это не беседы или специальные упражнения, это принятый в семье стиль общения. Наши предки ведь не кончали пединститутов, и не проводили уроки воспитания. Жили все рядом, и дети перенимали у родителей стиль отношения с пожилыми.Дети пришли в школу. Я общаюсь с мамами, папами и, конечно, с бабушками (по большей части). Могу ли я внести свою лепту в воспитание в детях уважения и почитания пожилых? У меня в аптечке есть таблетки и витаминки для воспитания уважительного отношения к пожилым. Какие средства воспитания я использую?1. Мы воспитываем на уроке и уроком. Литература– мощный учитель. В первом классе рассказ Л.Н. Толстого. Главная мысль – как ты относишься к родителям, так и твои дети будут относиться к тебе. Если учитель смог спроецировать идею на самих детей, то таблетка уважения подействует. Вот рассказ Марины Дружининой «Очень полезный подарок» - дедушке мама в сыном подарили телефон, а позвонить им было некогда. И дедушка стал звонить сам себе с домашнего на мобильный. «Как будто кто-то вспомнил обо мне, - говорит дедушка». Сергей Георгиев «Стрекот кузнечика» - бабушка живет далеко, ей наконец-то поставили телефон. Мама приказала внуку позвонить ей, а он не знает, о чем говорить.Хорошие произведения. Интересно было слушать детей, их мысли, чувства, переживания. Таблетка получена. Пусть подействует!2. Праздники. Традиционно вспоминаем о пожилых в их «профессиональный праздник» - день пожилых людей, про дедушек 23 февраля, про бабушек 8 марта. Мало. Но хоть в эти дни не забудем про них. Сделаем подарки, Праздник 8 марта часто посвящаю именно бабушкам. У мам свой праздник в ноябре, с девочками мальчики общаются ежедневно. А наш классный праздник – повод поближе узнать своих близких. Девочки с бабушками готовят, разгадывают загадки, поют. Бабушки волнуются за внуков и внучек, а они переживают за своих любимых бабушек. У каждого учителя имеются свои воспитательные «витаминки», используя которые в гомеопатических дозах, можно добиться больших результатов:-беседы с детьми, направленные на воспитание культуры поведения; конечно, сейчас дети с трудом отзываются на словестные формы воспитания, поэтому в таких беседах нужны яркие примеры, обращение к личному опыту детей, групповые формы работы, когда дети имеют возможность обсудить вопросы темы с одноклассниками, высказать свое мнение.-выставки рисунков «Моя семья», «Бабушка рядышком с дедушкой»;- проекты «Моя родословная», «Семь я».4. Растет и ширится в стране Движение первых. Волонтерское движение в его рамках будет иметь большое воспитательное значение. Приходить на помощь людям и животным, маленьким и пожилым – Тимуровское движение современного времени. В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы создал удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя»: * нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно знаешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;* нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство* нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; * нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи... у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;* нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; * нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;* нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя* нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;* нельзя садиться обедать, не пригласив старшего; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; * нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; Эти заповеди полезно изучать с родителями в рамках родительских собраний, потому что в отрыве от них невозможно воспитывать у детей уважение к пожилым людямПодводя итог, хочу подчеркнуть. Как и в других вопросах воспитания, здесь тоже не найдешь волшебную палочку, с помощью которой можно воспитать в ребенке положительное отношение к старости. И волшебной пилюли не существует. Подействовали ли они, таблетки и витамины, мы сможем узнать лишь через много лет, когда наши воспитанники вырастут. Только ежедневная работа, личный пример, неравнодушие, душевные усилия и родителей, и самих бабушек и дедушек дадут результат.
    -