Публикации
Воспитание у младших школьников уважительного отношения к людям «серебряного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание у младших школьников уважительного отношения к людям «серебряного возраста»
Автор: Шаламова Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание у младших школьников уважительного отношения к людям «серебряного возраста»
Автор: Шаламова Наталья Владимировна
Воспитание у младших школьников уважительного отношения к людям «серебряного возраста»Автор: Шаламова Н.В., учитель начальных классов МБОУ «Масловопристанская СОШ Шебекинского района Белгородской области»Уважение старших – это закон поколений, существующий со времени, когда человек осознал себя человеком. Это было жизненно необходимо, потому что старшие передавали свой опыт подрастающему поколению. Этот закон прописан в Библии. Пятая заповедь учит с почтением относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, всем пожилым. Нарушив заповедь Божью о почитании родителей, дети сами себя лишают возможности счастливой и благополучной жизни, обрекают себя на страдания и потери во взрослой жизни. Но в том возрасте, когда нужно начинать воспитание доброго отношения к пожилым, детям трудно внушить мысль о трудном будущем, о душевных мучениях. Они живут сегодня, сейчас. И в этой работе нужно использовать приемы и методы, соответствующие их возрасту. В рамках мониторинга данной проблемы (а это в настоящее время можно рассматривать как проблему, недаром среди молодых родителей, которые в настоящее время воспитывают детей, широко распространено явление - геронтофобия - дискриминационные проявления по отношению к пожилым людям) я провела в классе опрос моих второклассников, чтобы выяснить, как они относятся к своим бабушкам и дедушкам. Замечу, что в классе, где обучается 18 детей, рядом с детьми проживают 12 бабушек и дедушек. Т.е. почти 80 % моих детей довольно близко общаются с ними, имеют возможность бывать в гостях, заниматься, гулять и.т.д. А восемь бабушек, т.е почти половина, ежедневно большую часть времени проводят с внуками: приводят в школу и забирают, выполняют с ними домашнее задание, гуляют. Конечно, на вопрос, как вы относитесь к бабушкам и дедушкам, все ответили: «Хорошо, с любовью, с уважением». В чем это выражается, ответить практически не могли. Меня интересовало, как дети общаются со своими пожилыми родственниками. Ведь любят то, что хорошо знают. Насколько хорошо вы знаете своих близких, -об этом мы беседовали в классе. Знают ли детиКаким было детство? Где она жила? Как звали ее родителей? Какое у нее в детстве было любимое блюдо? А какое сейчас? Кем она хотел(а) стать? Какой предмет в школе нравился? С кем дружила в школе? Где сейчас твои друзья? Как встретил(а) бабушку (дедушку)? Какими были мои мама или папа маленькими? Меня интересовало, задавали ли дети эти вопросы бабушкам? На эти вопросы многие из детей не знали ответы. О чем это говорит? Что общение со старшими происходит на уровне «покормлю, сделаем уроки, погуляешь – я посторожу». Не происходит духовного сближения с бабушками, дедушками. Поэтому и не возникает почитания пожилых. По моему мнению, это первая причина.Вторая, с моей точки зрения, заключается в том, что сейчас в семьях наступила эра детоцентризма. Это стиль воспитания, при котором в основу положен культ ребенка. Он Солнце семьи, вокруг которого вращаются и мама с папой, и бабушки с дедушками. Ребенок, ради которого теперь живут все родственники, ловко манипулирует всеми, используя их для достижения своих целей. Какое тут уважение и почитание. Ребенок не рождается с чувством благодарности, уважения и почитания старших. Это в нем воспитывается. Я.А. Коменский говорит, что более прочным и надежным является то, «что всосалось в природу ребенка в его первую пору жизни».Начинается все в семье, родителями. Главный учитель – личный пример. Заезженная, но верная фраза: ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Это относится как раз к младшему возрасту ребенка, когда семья – это центр общения и приобретения опыта. И это не беседы или специальные упражнения, это принятый в семье стиль общения. Наши предки ведь не кончали пединститутов, и не проводили уроки воспитания. Жили все рядом, и дети перенимали у родителей стиль отношения с пожилыми.Дети пришли в школу. Я общаюсь с мамами, папами и, конечно, с бабушками (по большей части). Могу ли я внести свою лепту в воспитание в детях уважения и почитания пожилых? У меня в аптечке есть таблетки и витаминки для воспитания уважительного отношения к пожилым. Какие средства воспитания я использую?1. Мы воспитываем на уроке и уроком. Литература– мощный учитель. В первом классе рассказ Л.Н. Толстого. Главная мысль – как ты относишься к родителям, так и твои дети будут относиться к тебе. Если учитель смог спроецировать идею на самих детей, то таблетка уважения подействует. Вот рассказ Марины Дружининой «Очень полезный подарок» - дедушке мама в сыном подарили телефон, а позвонить им было некогда. И дедушка стал звонить сам себе с домашнего на мобильный. «Как будто кто-то вспомнил обо мне, - говорит дедушка». Сергей Георгиев «Стрекот кузнечика» - бабушка живет далеко, ей наконец-то поставили телефон. Мама приказала внуку позвонить ей, а он не знает, о чем говорить.Хорошие произведения. Интересно было слушать детей, их мысли, чувства, переживания. Таблетка получена. Пусть подействует!2. Праздники. Традиционно вспоминаем о пожилых в их «профессиональный праздник» - день пожилых людей, про дедушек 23 февраля, про бабушек 8 марта. Мало. Но хоть в эти дни не забудем про них. Сделаем подарки, Праздник 8 марта часто посвящаю именно бабушкам. У мам свой праздник в ноябре, с девочками мальчики общаются ежедневно. А наш классный праздник – повод поближе узнать своих близких. Девочки с бабушками готовят, разгадывают загадки, поют. Бабушки волнуются за внуков и внучек, а они переживают за своих любимых бабушек. У каждого учителя имеются свои воспитательные «витаминки», используя которые в гомеопатических дозах, можно добиться больших результатов:-беседы с детьми, направленные на воспитание культуры поведения; конечно, сейчас дети с трудом отзываются на словестные формы воспитания, поэтому в таких беседах нужны яркие примеры, обращение к личному опыту детей, групповые формы работы, когда дети имеют возможность обсудить вопросы темы с одноклассниками, высказать свое мнение.-выставки рисунков «Моя семья», «Бабушка рядышком с дедушкой»;- проекты «Моя родословная», «Семь я».4. Растет и ширится в стране Движение первых. Волонтерское движение в его рамках будет иметь большое воспитательное значение. Приходить на помощь людям и животным, маленьким и пожилым – Тимуровское движение современного времени. В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы создал удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя»: * нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно знаешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;* нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство* нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; * нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи... у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;* нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; * нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;* нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя* нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;* нельзя садиться обедать, не пригласив старшего; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; * нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; Эти заповеди полезно изучать с родителями в рамках родительских собраний, потому что в отрыве от них невозможно воспитывать у детей уважение к пожилым людямПодводя итог, хочу подчеркнуть. Как и в других вопросах воспитания, здесь тоже не найдешь волшебную палочку, с помощью которой можно воспитать в ребенке положительное отношение к старости. И волшебной пилюли не существует. Подействовали ли они, таблетки и витамины, мы сможем узнать лишь через много лет, когда наши воспитанники вырастут. Только ежедневная работа, личный пример, неравнодушие, душевные усилия и родителей, и самих бабушек и дедушек дадут результат.
