Публикации Эвристический метод обучения в школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эвристический метод обучения в школе
Автор: Володина Ирина Викторовна

Эвристический метод обучения в школе.Введение.Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания.С этим нельзя не согласиться, так как ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. На наш взгляд, следует говорить о мастерстве, о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении, решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации. В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.Любая наука имеет право на существование как отдельная, самостоятельная отрасль знания при наличии трёх условий: 1. Предмета исследования, который не изучается ни одной другой наукой; 2. Общественной необходимости исследования данного предмета; 3. Специфических методов научного исследования.Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим.Литературоведение изучает закономерности развития художественной литературы, дидактика - общие закономерности обучения, психология - закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но решает при этом свои специфические задачи.На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания, а также частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой.Методика преподавания литературы - педагогическая наука, предметом, которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.Общественное значение методики преподавания литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом, поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением - методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается в определении цели, содержания, структуры курса литературы. Методология литературы оказывает влияние и на методы обучения.Методика связана и с эстетикой, в процессе изучения литературы затрагиваются и философские, этические, исторические, языковедческие вопросы. В решении ряда проблем методика преподавания литературы соприкасается и с психологией. Эта связь обнаруживается двояко: это психология художественного восприятия и психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания.Но психология и методика не совпадают по предмету изучения: педагогическая психология изучает психическую жизнь детей; методика-педагогический процесс обучения как общественное явление, усвоение учащимися круга знаний, общее и литературное развитие, формирование умений и навыков.Педагогический процесс в школе - явление очень сложное, в котором взаимосвязана обучающая работа учителей и учебная работа учащихся по разным предметам. Поэтому методика каждого предмета должна изучать взаимосвязи различных, особенно близких предметов - языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства. Структура каждой науки отражает структуру предмета ее изучения. Структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения, учебный процесс, учитель, ученик.Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном процессе; учебный предмет диктует систему и методы его преподавания учителю; деятельность учителя формирует знания, умения, навыки учащихся.Методика преподавания литературы разрабатывает проблемы, цели и задачи преподавания литературы в школе. Курс литературы должен отвечать воспитательным и образовательным задачам школы, требованиям научности и возрастным особенностям учащихся.Методика руководит созданием типовых программ, в которой указаны произведения, подлежащие изучению; определен круг классного и внеклассного чтения на разных ступенях обучения; разработана система знаний и умений по теории и истории литературы и система развития устной и письменной связной речи, намечены межпредметные связи.Разработка методов обучения связана с решением таких проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения; метод науки и метод обучения, сущность литературного развития, пути и приемы анализа художественного произведения и т.д.Методика разрабатывает также проблему учебника и учебных пособий, проблему наглядности и использования технических средств обучения.Методика, как и дидактика, различает следующие формы организации учебного процесса: урок, факультативные занятия, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, экскурсии, литературные вечера, выставки и т.д.). Актуальность проведения нашего исследования обусловлена тем, что главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, используя различные для этого методы обучения, и в частности эвристическую беседу. Цель работы – исследовать эвристический метод как метод обучения в современной школе. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:-  рассмотреть теоретические основы метода беседы в обучении;-  изучить характерные черты метода беседы в современной школе.1. Представление о методе как системе приемов в области обучения. Метод обучения является одним из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям. Методы обучения — это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания. Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:-  некие формы движения познавательной деятельности;-  какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;-  стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;-   контроль за процессом обучения;-   управление познавательной деятельностью учеников;-   раскрытие содержания знания в учебном заведении. Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика. Принято различать методы учения и преподавания. Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.Метод обучения зависит:1) от цели урока. 2) от этапа урока. Так, на начальном этапе — в период объяснения нового материала — используется метод эвристической беседы или сведения, данные в новой теме, предлагаются для домашнего закрепления. Следовательно, на занятии ученики уже будут понимать, о чем идет речь. Чтобы закрепить материал, предлагается выполнить ряд упражнений дома, вспомнить пройденный ранее материал. Помогает и беседа учителя с учениками;3) от содержания обучения. Каждый предмет обладает своими специфическими особенностями, соответственно, для его освоения требуется определенный метод; 4) от психических особенностей и возможностей учеников. У учеников старшего и младшего возраста они будут различными. Маленькие дети очень быстро устают делать одно и то же долгое время, поэтому использовать один метод в работе с ними нецелесообразно. В этом случае лучше чередовать способы воздействия. Но здесь учителю следует постоянно следить за тем, чтобы используемые методы отвечали целям обучения; 5) от наличия учебных пособий. Огромную роль в выборе метода обучения играет наглядное пособие. Бывает, что без него новый материал объяснить просто невозможно. 7) от личности учителя. Например, некоторые учителя могут очень долго и интересно объяснять тему, удерживая внимание класса до конца урока. Другим, напротив, живое, долгое общение дается с трудом. Поэтому вполне естественно, что они будут использовать другой метод, для них более приемлемый. Но это вовсе не означает, что учитель должен пользоваться одними и теми же методами, которые ему нравятся. Нужно применять лучшие, в результате чего будет повышаться эффективность обучения. Выбор метода индивидуален для каждого учителя и для каждого случая.Необходимо отметить, что учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. 2. Эвристический метод обучения.Эвристический метод обучения- (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою") частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих умений: анализировать её условие; преобразовывать основные проблемы в ряд частных, подчинённых главной; проектировать план и этапы решения.Истоки эвристического обучения следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа.Своих учеников Сократ приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос; получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа. Так в беседе рождалось знание.Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской беседе. Её цель — помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания. Если говорить более простыми словами, эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового.Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда — отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (например, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников.Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания, он предоставляет ему объект для изучения. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведение, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности — гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.Конечная цель эвристического обучения — не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.Эвристическое обучение базируется на следующих принципах: личностное целеполагание ученика; выбор индивидуальной образовательной траектории; продуктивность обучения; первичность образовательной продукции учащегося; ситуативность обучения; образовательная рефлексия.Часто родители и даже учителя путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи-проблемы, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю. Задача проблемного обучения — передача опыта учителя ученику нестандартным способом (путем постановки познавательной проблемы). А эвристическое обучение подразумевает создание учеником личного опыта. При этом проблемное обучение часто выступает подготовительным этапом для эвристического: прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы его создания. В этом ему и помогает решение познавательных проблем.Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения, поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное — дать доступное для ребёнка открытое задание. К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания — придумать общество будущего, на уроке физкультуры — составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц.Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно. Ребенку всегда приятно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения, когда ему дают возможность получить знания самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок.При эвристическом методе обучения преподаватель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут ученики. В этом методе перед учениками ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата.Получение новых знаний и умений учеником происходит при помощи такого метода обучения, как эвристическая беседа. То есть ученики не получают готового набора знаний, который им необходимо зазубрить, а достигают его самостоятельно в процессе беседы с преподавателем, путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы, решения познавательных задач.Главная особенность технологии эвристического образования в том, что личная творческая деятельность ученика и изучение образовательных базовых стандартов меняются местами. Сначала ученик самостоятельно достигает своего результата в решении поставленной задачи, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. 3. Эвристический метод обучения на примере изучения рассказа «Белый пудель» Куприна А. И. Тема: А. И. Куприн. «Белый Пудель». Бродячие артисты.Цели урока:Образовательные:
  • познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе;
  • формировать умения анализировать текст художественного произведения.
  • Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выборРазвивающие: развивать коммуникативную и языковую компетенции учащихся, навыки выборочной работы с художественным текстом, развивать образное и творческое мышление.Оборудование: интерактивная доска. План урока:1.Оргмомент ( приветствие учащихся, проверка присутствующих, их готовность к уроку);2. Сведения об авторе; 3. Первичное закрепление материала (работа с текстом произведения) . 4. Подведение итогов урока (обобщение новых знаний, полученных на уроке).5. Задание на дом. Ход урока Тема: «Не всё продается, не все покупается» Цели урока:Образовательные: формировать умения анализировать текст художественного произведения;Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения высказывать свою точку зрения;Развивающие: развивать коммуникативную и языковую компетенции учащихся, навыки выборочной работы с художественным текстом, развивать образное и творческое мышление.Оборудование: интерактивная доска.План урока:1.Оргмомент ( приветствие учащихся, проверка присутствующих, их готовность к уроку).2. Повторение пройденного материала . 4. Комментированное чтение рассказа.5. Задание на дом. Ход урокаЗаключение Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Взять, к примеру, средневековое обучение. Основное его содержание состояло в чтении, заучивании и переводе текстов Библии и различных догм. Из-за этого у учащихся развивалась пассивность мыслей и действий. Современная дидактика отказалась от этого метода. Теперь от ученика требуется не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы. Литература: 1. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. – М.: Международная педагогическая академия, 1998;2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003;3. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: учебля студ.пед.вузов/ О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой.- 2-е изд., стер.- М., 2002;4. Голубков В. В. Методика преподавания литературы.- М., 1962;5. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе.- М., 1966;6. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения.- М., 1985;7. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.- М., 1981;8. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе.- М., 1971;9. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников.- Л., 1974;10. Беленький Г. И., Снежневская М. А. Изучение теории литературы в средней школе.- М., 1983;11. Волков И. Ф. Теория литературы.- М., 1995;12. Поспелов Г. Н. Теория литературы.- М., 1998.
    -