Публикации
Разновидности градаций в речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разновидности градаций в речи
Автор: Володина Ирина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разновидности градаций в речи
Автор: Володина Ирина Викторовна
Стилистический приём: градация. Разновидности градаций. Изучение феномена градации занимает в современной лингвистике особое место. И это в первую очередь связано с тем, что градация является не столько собственно языковым явлением, сколько, по своей сути, отражением фундаментальных свойств человеческого мышления, имеет ярко выраженную логическую основу и зачастую носит ярко выраженный субъективный характер. Градация- (от лат. Gradatio- постепенное усиление) стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания( слов, отрезков предложения) , при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся- климакс (реже- уменьшающееся, антиклимакс) смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже- ослабление) производимого ими впечатления. Градация восходящая- расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил. (Ю. Цезарь). Градация нисходящая- расположение слов в порядке уменьшения значения. Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. О. Берггольц. Категория градации является сложным многоаспектным феноменом, выражающим единство рационального, логического и лингвистического. Градация определяется как стилистический приём, то есть явление, способное иметь формальные характеристики (особая синтаксическая конструкция). Фёдорова М. В. отмечает: раньше исследователи выделяли три типа градации- логический, риторический, семантический. Дополнительное изучение материала привело к выводу о том, что выделение семантического принципа нецелесообразно. Поэтому в настоящее время выделяют два основные типа градации- градацию логическую и риторическую. Оба типа отражают лексико- синтаксическую реализацию чаще всего общеязыковых средств, но между этими типами есть существенные различия. Риторическая градация может опираться на любую семантическую базу при изменении объема понятия или с приведением к общему объему более частных, видовых понятий, далеко не всегда поддающихся объединению/ обобщению по общим нормам русского языка. Из числа обычно приводимых об этом свидетельствует следующий пример: не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) Здесь общее понятие «утрата» складывается из более частных: «сожаление об утрате» + «мысль о возможности зова для возвращения утраченного»+ «сознание невозвратимости утраченного и бесплодного зова».В общенародном фонде лексики слова жалеть, звать, плакать относятся к разным лексико-семантическим группам. Одни и те же лексические средства могут участвовать в создании разных текстов: Перед Доном, темным и зловещим, Средь ночных полей Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей (А. Блок);Но: Темная, теплая ласка ночная Сердцу усталому отдых приносит. (неизв. автор) В общенародном плане слова конструктор и творец в наши дни могут семантически соприкасаться, но в связь со словом чародей обычно не вступают. Однако в поэтической речи такая связь возможна, если автор хочет показать своего «злого гения»: И любым проявленьем мне жизнь намекала- владей! И прощала мои молодые чудачества. Только некий незримый конструктор, творец, чародей Перечеркивал все, что наметил- наивный я!- начисто (Ю. Могутин). Во всех трех приведенных текстах- риторический климакс с усилением экспрессивного качества текста. Риторический антиклимакс: Звериный, чужой, неприглядный мир, Он- против тебя. Он- рядом. Затянутый натуго в мундир, Враг оземь стучит прикладом (В. Шульчев) Как в этом тексте, так и во многих других, риторическая градация может быть сопряжена с логической и связана с различными тропами, иногда с перифразами: Закат догорает. Закат дымит. И тучи как клочья гари. И долго у статной сосны стоит Высокий и статный парень. (из того же стихотв.) Так говорит автор о тревоге юноши служба которого на границе закончена. Но опасен, неспокоен мир- отсюда и восприятие заката как картины гибели мирной жизни в огне войны, и тревога юноши, хотя слово тревога автор не использует. Риторическая градация в «предметном» письме может опираться на обобщенный признак с разной мерой проявления этого признака, а сопутствующего ему более абстрактного. Так, обобщенный признак цвета объектов не одного вида помогает передать семантику опасности в разных мерах проявления- от нулевой до предельной: … Вот рыженькая кошечка В лисицу превратилась, Потом- вполне естественно- Чуть потянулась, выросла, Ещё поярче шерсткою И погрубее стала- И рысью злой, сторожкою Лежит под одеялом (М. Федорова). Таким образом, при риторической градации объединяются и переплетаются в логико- понятийные, в том числе, нейтральные, и экспрессивные средства языка. База для такого объединения и направления определяется установкой автора, поэтому риторическая градация непредсказуема. В ней отражается именно речь- процесс, которая «прямо, непосредственно соотносительна с индивидуальным языком». Кроме того, риторическая градация теоретически непредельна, хотя чаще всего используются ряды из двух- трех, реже- четырех компонентов. Логическая градация тоже воплощается в лексико- синтаксических средствах, но она опирается не на избранную по воле автора базу и гаммы переходов, а на общелогическую понятийную базу, обеспеченную общеязыковыми лексическими или описательными средствами, т.е. опирается на лингвистически готовый материал. Этот материал может быть относительно стабильным, может быть семантически или хронологически неоднопорядковым, но он используется именно как готовый: Неверная, лукавая, Коварная- пляши! И будь навек отравою Растраченной души! (А.Блок). Логическая градация нередко создается при участии темпоральной или близкой к ней лексики. Иногда близкий к логическому градационный ряд создается сопряжением слов и/или сочетаний с оттенками причинных и следственных отношений: Бежит, торопится ручей- Живой предвестник урожая, Прозрачный март в снопах лучей Водою талой отражая. Размыл, раздвинул берега, Бежит с горы, как будто пишет. Посмотришь- что тебе река! А начинался каплей с крыши (П. Касаткин). Готовый материал участвует в создании двух градационных рядов в стихотворении Л. Мартынова «Свобода»: …За все я отвечаю в этом мире- За вздохи, слезы, горе и потери, За веру, суеверье и безверье. Логический климакс: Затихли, замолкли трубы… И все мы стояли молча (В. Шульчев). Логико- экспрессивный антиклимакс: В те времена не раз, бывало, Её судьба трепала зло, Но выдюжила, устояла И не оставила село (Ю. Мельников). Основы логической градации- в наличных языковых средствах, связанных с одной логико- понятийной базой, не имеющей индивидуально- избирательного характера. Эти языковые средства фиксируют именно гаммы логико- понятийных или логико- экспрессивных манифестаций (демонстраций) познаваемого или познанного как в материальном, так и в духовном мире. Эти гаммы образуют градационные ряды, члены которых являются не синонимами, а градонимами. Федорова М. В. также отмечает: «Обращаясь к видам градации, напомним о возрастании (климаксе) и убывании (антиклимаксе) признака. Наблюдения над текстами показывают, что следует выделить ещё один вид градации. В ряде случаев значение в градационном ряду по отношению к первому (начальному) члену ряда сперва «возрастает», потом «нисходит», затем снова «возрастает», причем бывают и противоположные отношения. Вся жизнь, ненужно изжитая, Пытала, унижала, жгла; А там, как призрак, возрастая, День обозначил купола… (А. Блок). Логически более оправдан ряд унижала- пытала- жгла , но автор поступил иначе: в строфе- своеобразный «излом» градационного ряда. Для такого вида градации в качестве рабочего используем название инклимакс. В наиболее простых случаях характеристика градационного ряда логического или риторического типа с выявлением климакса, антиклимакса или инклимкаса затруднений не вызывает. В таких случаях можно говорить о прямой градации как особой организации градационного ряда. Но в ряде контекстов члены ряда оказываются в разных связях, т.е. связь по логико- понятийному основанию не совпадает со связью по экспрессивному признаку или качеству. Рассмотрим контекст: Исполнится пусть, сбудется Все то, что мнится, чудится… Исполнится и сбудется близки по общей семе осуществления, но полнота этого осуществления связана с первым словом; здесь, следовательно, логический антиклимакс. Но исполнится- литературное, «холодное» слово, а сбудется- общенародное, «теплое»,- следовательно, здесь содержится и экспрессивный климакс. Подобны отношения и между мнится и чудится. Целесообразно для подобных случаев выделить особую разновидность градации- градацию сопряженную.» Изучению стилистических приемов в целом и места градации в стилистике посвящено огромное количество работ как отечественных, так и зарубежных лингвистов. Однако до сих пор не существует единого мнения по поводу принадлежности градации к тому или иному типу стилистических приёмов. Иногда её относят к семантическим фигурам, а иногда называют синтаксической. Существует несколько проблем в определении градации: терминологический разнобой (разные обозначения данного стилистического приема), нередко градацию смешивают с другими явлениями, рассматривают её как частное проявление других приемов (перечисления, ретардации, нарастания, повторов различного типа). Леденева Л.С. , например, пишет: «Под градационными отношениями обычно понимают расположение перечисляемых членов в порядке их возрастающего значения- восходящая градация, или в порядке убывающего значения- нисходящая градация. К числу русских градационных союзов относят: «а то и»; «а не о и»; «если и не, то»; «не только,… но и (а, однако)»; «как, так и»; «да и»; «не то что…, а (но)»; «не столько…, сколько»; «не так…, как»; «мало того, что»; «кроме того, что»; «помимо того,что»; «вернее»; «точнее»; «скорее»… Т. Е. Бузуева обращает внимание на то, что в предложениях с градационными союзами могут использоваться различные усилительные частицы, слова и словосочетания, а также местоимения и прилагательные, обладающие способностью выделять и усиливать однородные члены, к которым они относятся. Все эти добавочные конструктивные элементы не создают нового, а лишь усиливают основное значение и потому не становятся составной частью собственно градационных союзов. Некоторые исследователи рассматривают градацию как разновидность перечисления. К примеру, Панова Е. А. утверждает, что «градация (как восходящая- климакс, так и нисходящая- антиклимакс) представляет собой лишь один из видов перечисления, поэтому употребление этих терминов как синонимов неправомерно». Никитина С.Е. и Васильева Н.В. указывают на то, что эта фигура строится при помощи операции перечисления. Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что градация – универсальная фигура, т.к. она выходит и за рамки воплощения в слове. Мы находим градацию в архитектуре, в графике, живописи. В картине Левитана «Избы» градация дает игру света. Темные крытые почерневшей соломой избы вырисовываются на фоне закатного неба, оранжево- золотого у линии горизонта и все более желтеющего по мере удаления от нее. Абсолютная универсальность градации как стилистической фигуры идет, вероятно, от существования этого феномена не только в искусстве, но и в самой жизни. Человек встречается с ним в раннем детстве- с радугой, например, или с закатом, и они воспринимаются одновременно и как явления действительности, и как эстетическое переживание. Неудивительно, что градация рано закрепляется в человеческом сознании, проникает в бытовую речь, а из неё во все прочие функциональные разновидности речи. Список использованной литературы:Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева- М.: Сов. Энцикл., 1990; Розенталь Д. Э., Теленкова М.Л. Словарь- справочник лингвистических терминов, М., 1995; Никитина С. Е., Васильева Н. В. Экспериментальный системный толковый словарь лингвистических терминов, М., 1995; Бузуева Т. Е. Градационные союзы в русском, хорватском, сербском языках// Русский язык в школе, 1986, № 4; Леденева Л. С. Заметки о градационных союзах (русско- немецкие параллели)// Неполнозначные слова. Ставрополь, 1974; Береговская З. М. Система синтаксических фигур: К проблеме градации// Вопросы языкознания, 2003, № 3; Федорова М. В. Градация в поэтической речи// Филологические науки, 1992, № 3; Колесникова С. М. Категория градуальности в современном русском языке- Саранск, 1997; Высоцкий В. С. Поэзия и проза/ В. С. Высоцкий – М. : Кн. палата, 1989.
