Публикации
РП по внеурочной деятельности "Музейная педагогика" 1 класс
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РП по внеурочной деятельности "Музейная педагогика" 1 класс
Автор: Доронина Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РП по внеурочной деятельности "Музейная педагогика" 1 класс
Автор: Доронина Елена Александровна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕгорода Ульяновска «Средняя школа № 63»«УТВЕРЖДАЮ»Приказ директора ОУ№_____от______2025г.________Данькин А.А.Рабочая программапо внеурочной деятельности«Музейная педагогика»для 1 «А» классана 2025-2026 учебный годУчитель: Доронина Елена Александровна2025Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373). Программа внеурочной деятельности «Музейная педагогика» рассчитана на учащихся 1–4 классов начальной школы. Время освоения программы: 135 часов (1 класс – 33 часа, 2 класс — 34 часа, 3 класс — 34 часа, 4 класс — 34 часа) в течение учебного года. Данная программа учитывает возможность познакомить детей со школьным музеем и с ведущими музеями страны, в том числе с использованием интернет - ресурсов и компьютерных программ. Программа также дает возможность ежемесячно выезжать классом на экскурсию в музеи Ульяновска и Ульяновской области. В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры. Стоит ли винить современную молодёжь в бездуховности, злости и жестокости? На чьём опыте им учиться, кто может быть для них идеалом? Для необходимого воспитательного воздействия нужен положительный пример, необходимо показать детям, что существует другой мир —мир, полный духовных нравственных идей, творчества, культуры.Цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества. Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процессвоспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоционально волевой.Цели программы:— совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;— создавать условия для приобретения опыта общения с культурно историческими ценностями музея;— создавать условия для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у детей;— создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.Задачи программы:— содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;— расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;— приобщить ребёнка к миру искусства;— формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);— содействовать осознанию детьми значимости деятельностипо сохранению историко-культурного наследия города, страны;— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;— формировать навыки культурного поведения в общественных местах;— развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.Основное содержание программы Поисково-исследовательская работа в музее, музейные фонды и работа с ними,Экспозиционно-выставочная работа, культурно-образовательная деятельность музея, творческая работа.Требования к уровню подготовки обучающихся осуществлять отбор нужной информации;Учащиеся научатся:—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;—находить и анализировать источники по заданным критериям;—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;—находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;—вести записи при работе с документами.Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан; воспитание уважительного отношения к своей Родине, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Оценка результативности:подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха); участие в различных конкурсах; проведение конференции по итогам краеведческих исследований. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процессаОсновная учебная литература Сокольникова Н.М. Программа курса «Изобразительное искусство. 1–4 классы». — М.: АСТ, Астрель.2. Дополнительная учебная литератураСаплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса «Духовно-нравственная культура народов России». 4 класс». — М.: АСТ, Астрель.Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.3. Учебное оборудование.Технические средства обучения (средства ИКТ)ПринтерНоутбукКАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
