Публикации Как вдохновить детей на чтение и что делать со списком на лето? Из опыта работы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как вдохновить детей на чтение и что делать со списком на лето? Из опыта работы.
Автор: Гнусарёва Евгения Алексеевна

Гнусарёва Е.А.Как вдохновить детей на чтение и что делать со списком на лето? Из опыта работы «Делитесь своей любовью к чтению нежно»Анна Лаур, автор блога «Бумажный Лев»Притча о двух волкахКогда-то давно дед открыл своему внуку одну жизненную истину.В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, верность...Маленький внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:- А какой волк в конце побеждает?Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил:- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Простой язык притчи доступен и понятен детям. Поэтому работа с притчами, особенно в начале урока, является очень продуктивным приёмом для формирования интереса к чтению в целом. Причём на уроке русского языка. На русском языке обычно много не почитаешь, и на анализ не всегда есть время. Когда же вы работаете с притчей, то всегда возникает вопрос: чем притча зацепила, и как это относится к нам и нашему уроку, к нашему классу. Анализируя притчу, мы ищем параллели с собственной жизнью. Потому что, если вы прочитали и подумали о том, какая умная притча, а через час о ней забыли, то весь её смысл ушёл в пустоту. Она вам ничего не дала.Работа с притчей занимает несколько минут: первое впечатление, какой художественный приём используется в притче? «- Что олицетворяли в притче белый и чёрный волки? (Добро и зло).- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории человеческого бытия.Добро со злом неразделимы.Борьба идёт под плач и смех,Но жаждет каждый видеть зримо,Когда добро одержит верх.Заслужит только тот награды,Кто испытание пройдёт.Кувшинчик с кладом он откроет,И в мир добра он с ним войдёт. (С. Островский)».Фрагмент урока русского языка.Но эта статья не о том, как работать с притчами. Этот пример лишь показывает, что важно искать разные способы и приёмы, чтобы вызывать интерес к чтению, уделять, как можно больше времени именно чтению. Ведь несмотря на то, что сегодня практически каждый носит в своём кармане большую часть всемирной библиотеки, общий уровень грамотности, эрудиции и кругозора детей не увеличивается. И здесь мы снова сталкиваемся с вечным вопросом: «Что делать?» И это вовсе не риторический вопрос. Необходимо показать детям, что от чтения можно получать удовольствие и положительные эмоции. Единая для всех школьная программа вряд ли может удовлетворить интересы каждого человека, а вот сломать интерес ребёнка к чтению чрезмерным давлением на него совсем несложно.Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес говорил, что «глагол «читать», как и глаголы «любить» и «мечтать» не терпят повелительного наклонения», и это на самом деле так. Заставлять детей читать из-под палки – не выход.В работе необходимо использовать не только непосредственные формы привлечения к чтению, но и опосредованные. В этом помогут курсы внеурочной деятельности: издание школьной газеты, изготовление мини-книжек, литературные гостиные и т. д. Во время таких занятий дети учатся не только распределять материал, вести беседу с окружающими, но и прежде всего работать со словом. Задача такого курса - заинтересовать чтением. Главными помощниками в развитии читательской компетенции у детей должны стать родители. Использование в работе приёма «Читающий ресторан» направлено на повышение уровня читательской грамотности и мотивации к чтению у обучающихся. По названию понятно, что в ресторане самым желанным посетителем является читатель. Меню составлено из «рецептов», взятых из детских журналов и газет. Смысл приёма: официанты-дети подходят к столику, гости–родители заказывают блюдо - соответствующий текст из газеты (дети видят текст впервые), официант читает вслух, гости слушают и задают официанту вопрос к тексту. Официант отвечает, а затем сам задаёт вопрос.Всё, что касается школы, для педагогов понятно. Учебный процесс в любом случае подразумевает чтение. Но что делать со списком «на лето». Очень мало детей читают летом, тем более программные произведения. Хороший выход в этой ситуации – выход с детьми на «Литературный пикник». Такое обучение будет не в тягость даже летом. Ведь дети приходят не просто читать, а общаться с друзьями, учителем, книгой. Только всё должно быть по-настоящему: выход на природу, перекус, возможно гитара, хорошая книга (из списка «на лето») и общение. Дети, читая и обсуждая произведения, учатся не просто читать, а оценивать поступки и действия людей! В современном мире очень сложно воспитать любовь к чтению, даже если подавать пример. Нужно приводить очень серьёзные доводы, чтобы привлечь внимание: эта книга мне самой очень дорога, я хочу ей с вами поделиться; это книга автора, которого вы уже хвалили; это произведение про то, что вы любите; эта книга попала к нам в класс магическим образом.Из всего вышесказанного следует вывод: существует только один рецепт, который возможно вызовет интерес к чтению. Это просто читать при любой возможности и обсуждать с детьми прочитанное. И не боятся, что ребёнок не прочитает школьный список литературы на лето.
-