Публикации Урок- путешествие "Химия у нас дома"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок- путешествие "Химия у нас дома"
Автор: Гатина Фануза Садретдиновна

Урок- путешествие по теме «Химия у нас дома» 8 класс.Анонс: материал предназначен для совершенствования знания о химии как о науке для 8 класса в форме путешествия.Задачи урока:Образовательные задачи: познакомить учащихся с составом лекарств, гигиенических средств, продуктов питания. Совершенствовать знания учащихся о химии, как науке.Развивающие задачи: Развить  умение рационально планировать свою деятельность, объяснять  , выделять главное, анализировать, делать выводы.Воспитательные задачи: Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, формирование интереса дальнейшего изучения предмета химии, развитие элементов эстетического воспитания.Методы обучения:Словесные: рассказ о составе лекарств, гигиенических средств, продуктов питания ,  элементы беседы.Словесно-наглядные: рассказ с использованием презентаций.Предварительная подготовка.За неделю до проведения данного урока учитель предупреждает учеников о нетрадиционном проведении следующего урока, просит повторить первоначальные понятия. Учитель готовит презентации, приглашает зрителей(учителей). Мероприятие проводиться в кабинете химии.Ход урока:1.Организационный момент(2-3 мин.).Здравствуйте, ребята и зрители. Сегодня у нас необычный урок- путешествие. Цели нашего сегодняшнего урока:
  • Показать значение химии в системе научного мировоззрения.
  • Привить интерес к изучению нового предмета.
  • Обозначить необходимые химические знания для различных отраслей повседневной жизни.
  • Показать необходимость химических знаний при производстве лекарств, гигиенических средств, продуктов питания.
  • 2.Изучение нового материала( 35-40 мин.)1. Мы дали определение науке химии, поговорили о том, что такое вещества, а что такое физические тела. А теперь у меня к вам вопрос: “Мы часто произносим слово “химия”, а зачем она нужна?”Ответы учащихся.Хорошо. А теперь давайте подумаем и попытаемся ответить, а в повседневной жизни нам нужна химия.Ответы учащихся.Вот поэтому на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос: “ Нужна ли нам химия в повседневной жизни?”.Тема нашего урока “Химия у нас дома”.Я приглашаю вас совершить космическое путешествие на планету “Химия” во время, которого мы попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока.Все вместе на одном космическом корабле мы лететь не сможем, поэтому я вас разделила на экипажи, каждый экипаж получил кружочки своего цвета, и будет отвечать за свой раздел химии  у нас дома, по которому должны были подготовиться более подробно и в процессе полета будете мне помогать. Работа каждого экипажа и каждого его члена будет оценена.Я думаю, что все готовы, и мы отправляемся, пока мы летим к планете “Химия”, я хотела бы задать один вопрос.? Представьте все свое утро и скажите, с чего начинается ваше утро, что вы делаете вначале.- Правильно, умываетесь и чистите зубы.? Как вы думаете, здесь вы без химии можете обойтись.- Конечно же нет, все это продукты производства химии.2. И первое приземление, которое мы совершим, это край “Мойдодыр”. Пожалуйста, экипаж с красными кружочками, помогаем мне.Кто из нас с детства не помнит знаменитые строки К. И. Чуковского: “Надо, надо умываться по утрам и вечерам….” Но одной только воды для поддержания чистоты кожи и зубов недостаточно. Нужны еще мыло и зубная паста, вот о них мы и поговорим более подробно.До изобретения мыла жир и грязь с кожи удаляли золой и мелким речным песком. Заслуга в изобретении мыла принадлежит, вероятно, галльским племенам. По свидетельству Плиния Старшего, из сала и золы букового дерева галлы делали мазь, которую применяли для окрашивания волос и лечения кожных заболеваний.А во втором веке ее стали использовать в качестве моющего средства.Технология изготовления мыла из животных жиров складывалась на протяжении многих веков. И потребовалось много времени, чтобы основа туалетного мыла выглядела так:- соли жирных кислот кокосового масла;- соли жирных кислот говяжьего жира в соотношении 1:4;- красители;- ароматизаторы.Многие свойства мыла, например твердость, растворимостью в воде, пенообразование, моющая способность, зависят от его жирового состава. Так, входящая в состав свиного или говяжьего сала пальмитиновая кислота, придает мылу твердость и хорошие пенообразующие качества, а олеиновая кислота – растворимость в холодной воде и моющую способность. Стеариновая кислота усиливает моющее действие мыла в горячей воде. Благодаря лауриновой кислоте, содержащейся в кокосовом масле, мыло лучше растворяется в холодной воде, увеличивается его моющая способность и уменьшается набухание. Помимо жировой основы в состав мыла входят так же различные добавки. Это наполнители (оксид титана или цинка), парфюмерные отдушки, красители, увлажняющие компоненты (глицерин, касторовое масло, воски животного происхождения – ланолин и спермацент). Бактерицидные и дезодорирующие мыла содержат антисептические вещества, например триклозан.И конечно же в краю “Мойдодыра” мы не можем вспомнить об обязательном утреннем атрибуте – зубной пасте.Еще совсем недавно, 20 – 30 лет назад, основным средством чистки зубов были зубные порошки. А применять их начали еще в прошлом веке. И составы их были достаточно разнообразны. Например:1) мел очищенный – 1,2 кг; углекислаямагнезия – 200 г, надборнонатриевая соль – 60г, мятное масло – 25г.2) салол ( сложный эфир фенола C6H5OH и салициловой кислоты OH-C6H4-COOH) – 4 г, фосфорнокальциевая соль – 20 г, мел очищенный – 20 г, углемагниевая соль – 15 г, бикарбонат кальция – 15 г.В состав первого рецепта входит надборнонатриевая соль, обладающая отбеливающими свойствами. Это распространенный компонент современных стиральных порошков.В состав второго порошка входит салол, известный лекарственный препарат антибактериального действия.Однако в настоящее время мы пользуемся зубными пастами. Несмотря на исключительное многообразие выпускаемых зубных паст, в состав любой из них обязательно входят вещества с определенными функциями: абразивы для механической очистки зубов и полировки их поверхности, очищающие пенообразующие вещества с высокой поверхностной активностью, связующие и загустители, обеспечивающие однородность состава и его пластичность. В лечебно-профилактические пасты обязательно добавляют вещества с антисептическими свойствами для профилактики воспаления десен и фториды для профилактики кариеса.Абразивы – оксид алюминия AL2O3 и титана TiO2, очищающий пенообразователь – лаурилсульфонат натрия, антисептик – бензойная кислота C6H5COOH, фторосодержащий компонент для профилактики кариеса – монофторфосфат натрия Na2PO3F, загуститель – карбоксиметилцеллюлоза, точнее ее натриевая соль (C6H7O2) [(OCH2COONa)3].Однако, о пастах содержащих фтор нужно сказать особо, они достаточно популярны, но использовать эти пасты нужно аккуратно, так у нас в г. Реутове содержание фтора в воде достаточно высокое, поэтому применять пасты с фтором нельзя, так как избыток этого элемента может повлечь за собой обратный эффект, для нашей воды более правильно применять пасты с кальцием.3. Мы продолжаем наш полет. И у меня к вам следующий вопрос, я думаю, что каждый из нас, после того как проделает водные процедуры, обязательно завтракает, Поэтому я хотела бы узнать, что вы пьете утром.Ответы учащихся.Как вы думаете, чай и кофе имеют отношение к планете “Химии”?Чтобы ответить на этот вопрос. я предлагаю совершить приземление в городе “Поваров”, и поговорить о любимых напитках.Я обращаюсь за помощью к экипажу с зелеными кружочками.В начале поговорим о чае.Чай на Руси появился сравнительно недавно. Путешественник Кемфер, побывавший в Москве в начале XVII в., писал: “За обедом пили пиво и водку, а после обеда мед”. О чае в те времена и не слыхивали. Только в 1610 г. чай впервые появился в Европе. Голландские купцы привезли его с далекого острова Ява. Привезенный чай они называли божественной травой и советовали пить его по сорок – пятьдесят чашек в день, во всякое время дня и ночи.Чай сравнительно быстро вошел в обиход знати и стал применяться как лекарство. В одной из летописей говорится, что “чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, облегчает и освежает тело и поясняет восприимчивость”.Уже к началу XVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком.Сухой чай содержит около 40 % экстрактивных веществ, которые переходят в заварку и придают чаю неповторимый вкус, аромат, красно-коричневый цвет и тонизирующее действие.Основную массу экстрактивных веществ чая составляют чайные дубильные вещества, или таннины, обладающие терпким вяжущим вкусом и красно-коричневой окраской. Таннины улучшают пищеварение, поэтому чай применяют при лечении ряда желудочно-кишечных заболеваний.Таннин – сложное вещество, которое при распаде (гидролизе) дает галловую кислоту и глюкозу.Дубильные вещества чая легко вступают в реакцию с белками, на чем и основано их применение для дубления кож, состоящих, как известно, из белков. При добавлении в чай молока белки его тоже связывают дубильные вещества чая и последний теряет свою терпкость.Таннины способны растворяться только в горячей воде, при охлаждении они выпадают в осадок и заварка мутнеет. Однако, стоит ее опять подогреть, она станет вновь прозрачной.Кроме таннинов к дубильным веществам относятся чайные катехины (эпикатехин и др.), которые укрепляют кровеносные сосуды, снижают проницаемость их стенок и предохраняют от кровоизлияний.Растворы катехинов в кислой среде светлеют, вот почему если добавить в чай лимон, то чай светлеет.Все таннины с солями железа дают соединения черного цвета, поэтому не следует заваривать чай в железной посуде или “ржавой водой” – чай получится темным.Из экстрактивных веществ чая на втором месте находятся алкалоиды – кофеин и теофиллин.В чистом виде препараты кофеина не оказывают на человека такого благоприятного тонизирующего воздействия , как в виде напитка – чая. Объясняется это тем, что в чае тонизирующий эффект достигается совместным действием кофеина, дубильных веществ и комплекса витаминов – C, P, B1, B2, PP, пантотеновой кислоты – B3.Аромат чая обусловлен эфирными маслами, которые легко испаряются. Поэтому если заваренный чай кипятить или долго хранить, он теряет свой аромат и приобретает запах продуктов разложения веществ чайного листа.Классическое искусство заваривать чай всегда начиналось с выбора воды. Известно, что вода – одно из самых простых химических соединений: всего два элемента входят в ее состав, ее формула – H2O – известна всем людям чуть ли не с детства. Вода не имеет никакой питательной ценности, но, несмотря на это, жизнь без воды невозможна. По отношению к чаю действует правило: чем жестче вода, тем в меньшей степени экстрагируются его вещества, входящие в состав чая.Очень жесткая вода, содержащая соли серной кислоты – сульфаты кальция и магния, придает чаю мутность, неприятный вкус и запах. А если в воде есть соли марганца, чай дает очень слабый настой..А теперь несколько слов о кофе.Вкус кофе обычно слабогорький, приятный, с различными оттенками – кисловатым, винным и т.д. Вкус жаренному кофе придают несколько химических веществ: кофеин, тригопелин, эфиры хлорогеновой, кофейной, хинной, лимонной и др. кислот.Аромат кофе создает в основном кафеоль. Однако кафеоль – это не одно индивидуальное вещество, а сложная смесь, состоящая из немногим более десяти соединений, в числе которых – уксусная кислота, метиловый спирт, ацетальдегид, метилмеркаптан и фурфурилмеркаптан.Кофе – сильнодействующий возбудитель нервной системы. Бальзак так писал о его действии на организм человека: “ Кофе проникает в ваш желудок, и организм ваш тотчас оживает, мысли приходят в движение, словно батальоны Великой Армии на поле битвы…”Таким своим действием кофе обязан алкалоиду кофеину, представляющему собой триметилксантин.Содержащийся в кофе в количестве от 0,6 до 2,4 % кофеин стимулирует процессы возбуждения головного мозга, что ведет к усилению общего обмена веществ и некоторому повышению умственной деятельности.Замечено, что чрезмерное употребление чая и кофе приводит к ослаблению контроля со стороны высших отделов мозга, в результате человек делается суетливым, раздражительным, теряет способность сосредоточиться. В конце концов, злоупотребление крепким чаем и кофе приводит к развитию заболеваний, близких к наркомании.Как тут не воскликнуть вслед за древними греками: “Пусть будет мера во всем!”Я надеюсь, что вы узнали много нового в городе “Поваров”.4. А мы продолжаем наш полет и следующее наше приземление не совсем связано с утренними процедурами, но это тоже важный объект на планете “Химия” - это остров “Здоровья”.Здесь мы поговорим о домашней аптечке.Я попрошу помогать мне экипаж с желтыми кружочками.Аспирин, или ацетилсалициловая кислота.Один из препаратов, которые широко применяются как жаропонижающее, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Интересно, что это лекарство немного замедляет процесс свертывания крови, этим нередко пользуются врачи для предотвращения образования тромбов после операций, а также при нарушении кровообращения.Однако эти свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в случае приема его в больших дозах. Способность сдерживать свертывание крови может привести к кровотечениям, вот почему не рекомендуется применять аспирин для понижения темтературы при гриппе. А так же аспирин – это кислота, то его избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появляются язвы.В аптечке часто можно найти витамины. Строго говоря, это не лекарства, а жизненно необходимые организму вещества, в руках умелого врача разнообразные витамины – могучее средство укрепления организма, повышения общего тонуса, сопротивления заболеваниям.В настоящее время широко используются поливитаминные препараты: Комплевит, Ундевит, Витрум и др.При покупке лекарственных препаратов обязательно обращайте внимание соответствует ли данный препарат требованиям оптической изомерии, ибо только l – форма у многих лекарственных препаратов обладает лечебным действием. Если оптическая изомерия не пройдена, то мы можем не получить ни какого лечебного эффекта, либо отрицательный результат.Помните: неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд!Я думаю, что мы узнали много нового и теперь наш маршрут лежит к океану “Знаний”.3.Итог урока(2-3 мин.).Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, но оно не последнее и мы дальше продолжим изучение планеты “Химия” все более и более подробно.Я думаю, вы убедились, что химия нужна нам и в повседневной жизни. Дома вы должны подумать и написать, где и для чего еще нужны нам знания по химии.
    -