Публикации Профориентационная работа в младшем звене коррекционной школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профориентационная работа в младшем звене коррекционной школы
Автор: Трухина Галина Алексеевна

Профориентационная работа в младшем звене коррекционной школы.Основной целью нашей с вами работы является социализация и успешная интеграция воспитанников в общество. Большинство детей, поступающих к нам в школу, не посещают детский сад, где, как мы знаем, закладываются основы знаний о труде, профессиях и качествах человека, необходимых ему для успешной трудовой деятельности. Поэтому главной задачей на первом этапе воспитательной работы является восполнение знаний по данному направлению. Постепенно подводим детей к изучению данной темы. Уже в 1 классе мы знакомим детей с профессиями тех, кто работает в школе. Например, проводим экскурсию, в процессе которой ребята узнают, чем занимаются повар, медсестра, библиотекарь и технический персонал. Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов: расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека; детализировать базовые понятия о разных профессиях; предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов. С помощью экскурсий внутри школы младшие школьники постигают многообразие профессий, познают суть профессиональной деятельности, знакомит с профессиями в школе интернате, а именно: каждая профессия нужна людям, любой труд почётен, каждый человек должен иметь профессию. При посещении школьных учебных мастерских ребята узнают о трудовых дисциплинах, которые им предстоит изучать в дальнейшем в школе. Какие же формы работы в этом направлении используются нами? Кратко остановлюсь на некоторых из них. Особого внимания в профессиональном просвещении школьников заслуживают сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся воспроизводят различные ситуации бытового и производственного труда, учатся быть самостоятельными. Педагог должен быть инициатором и руководителем такой игры с выполнением трудовой роли (уборка помещения, стирка, глажение, сортировка одежды.) Наши дети очень любят сюжетно-ролевые игры, особенно это проявлялось, пока мы учились в маленьком здании нашей школы. Дети активно использовали игрушки, которые, пусть в небольшом количестве, но имелись там. Могли организовать такие игры, как «Школа», «Семья», «Больница», во время прогулки играли в «Кафе» и «Столовую», используя при этом подручные материалы. Большое внимание уделяем наглядным средствам обученияПредметно-сюжетные картинки в доступной форме помогают знакомить учащихся с видами и содержанием трудовой деятельности взрослых. Как одну из форм работы в данном направлении можно назвать проведение выставок поделок из бумаги, ткани, природного материала в которых наши дети всегда активно участвуют.Немаловажное значение в профориентационной работе с учащимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, группе которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Именно от педагога зависит, насколько он сможет способствовать формированию этих качеств личности ребёнка. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять ученик (цветовод ухаживает за цветами, санитар следит за чистотой рук, внешнего вида, и т.д.).  С 1 класса учим детей проводить генеральную уборку, начиная с малого-прибрать свое рабочее место, следить за порядком в сумке и на своей вешалке, бережно относиться к вещам. Затем поручения усложнялись-протереть пыль, вымыть парты, протереть подоконники и т.д. В этом году начали приучать детей мыть полы во время проведения уборки. Учим детей распределять обязанности между собой и договариваться во время работы.Профессиональная ориентация в деятельности педагога - не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль. Приобщаем школьников к посильному участию в общественно-полезном труде, в трудовых делах школы- интерната:- уборка школьных территорий;-дежурство по классу, столовой, спальному корпусу, школе; При проведении воспитательских занятий затрагиваем такие темы, как «Профессия твоих родителей», «Все работы хороши», «Кем быть» и другие. Проводили такие игры, как «Окончи пословицу», «Ринг профессий» (по очереди называть профессию); «Угадай профессию» (по орудиям труда угадать профессию), «Профессия на букву…». Так же ребята составляли устные рассказы о профессиях родителей. Детям нравится рассказывать о том, чем занимаются их родители, хотя, конечно, стоит сказать о том, что на пример родителей все сложнее опираться, т.к. многие из них неработающие и живут за счет государства, что затрудняет работу педагога по привитию трудолюбия и вообще необходимости работать.Также практикуем такой метод, как рисование. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому методика рисования – оптимальный вариант для них. Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, давала задание нарисовать, как они представляют человека данной профессии, а по окончании занятия дорисовать или нарисовать уже другой рисунок. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.В заключении хотелось бы сказать, работа по профориентации в младших классах закладывает фундамент и начальные знания по данной теме и является своеобразным трамплином для изучения материала уже в среднем и старшем звене школы. Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернатном учреждении и специфика первичной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Актуальность данной проблемы и послужило необходимостью выбора темы моей самообразовательной работы - «Адаптация учащихся школы-интерната к условиям жизни в обществе». Цель работы: создание условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.Исходя из цели, я веду работу в нескольких направлениях.- Трудовая подготовка. Изготовление полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий способствуют формированию у обучающихся социальных мотивов деятельности; формируют правила безопасной работы и гигиены труда; знакомят с миром профессий;- Социально-бытовая ориентация и культура поведения. Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении обучает детей культурно вести себя в обществе; адекватно давать оценку различных жизненных ситуаций; ориентироваться в окружающем мире; конструктивно взаимодействовать с окружающими; применять полученные знания в практической жизнедеятельности. - Формирование культурыздорового и безопасного образа жизни. В ходе работы формирую у детей представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; учу делать осознанный выбор поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; воспитываю готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье.Каждое направление деятельности планирую с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников.Особое внимание в моей системе занятий уделяется упражнениям по организации общения детей со сверстниками и взрослыми. Это реализуется во время проведения экскурсий, бесед, занятий, сюжетно-ролевых игр.В течение работы по данной теме был проведён ряд занятий, направленных на экономическую, правовую адаптацию, на знание основ безопасности жизнедеятельности, на развитие творческого воображения.Проанализировав результаты своей работы, я сделала вывод, что почти все ребята стали более самостоятельными и адекватными в своих действиях и поступках. А комплекс индивидуальных занятий по формированию защитных реакций в любых жизненных ситуациях позволил им стать ещё более приспособленными к окружающей действительности.Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основной целью которой является успешная адаптация и интеграция в общество. Для детей с нарушениями развития при проживании в условиях школы-интерната становится актуальным уметь самостоятельно обслуживать себя, что позволяет им быть более независимым в жизни. Актуальность данной проблемы и послужило необходимостью выбора темы моей самообразовательной работы «Формирование у детей с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообслуживания и поведения». Важную роль отвожу технологиям и педагогическим практикам, направленным на формирование у воспитанников навыков самообслуживания.  Процесс обучения данным навыкам у детей с ОВЗ осуществляю с учетом личностно ориентированных моделей воспитания. Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Основными методами воспитания являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.    Этапы формирования навыков предусматривают овладение простейшими, а затем более сложными действиями. Применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используется словесная инструкция и коррекция действий детей. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, учатся выполнять с ними определенный алгоритм действий. Их отработка происходит в процессе режимных моментов. Индивидуальный подход предполагает принятие и понимание каждого воспитанника, создание благоприятных для него условий. Работа проводится по следующим направлениям:
  • формирование гигиенических навыков;
  • формирование навыка приема пищи;
  • формирование навыка одевания и раздевания;
  • формирование навыка опрятности;
  • формирование навыка культурного поведения
  • В своей работе придерживаюсь следующих принципов: признание права ребёнка развиваться в индивидуальном темпе, сохраняя при этом свои индивидуальные особенности; создание соответствующей среды для формирования практической деятельности и социальных навыков у воспитанников, т.е. комфортной социально-бытовой и предметно-развивающей среды в группах с учётом возрастных и физиологических особенностей воспитанников; самостоятельный выбор педагогом содержания, методов, форм, дидактических средств обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка и результатов мониторинга личностных достижений; социализирующая направленность коррекционно-воспитательного процесса, при которой требуется специальная работа по введению воспитанника в более сложную социальную среду, т.е. поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах.Начиная с первого класса по данной теме был проведён ряд занятий, направленных на расширение и закрепление знаний и практических навыков по этому направлению. Показателями успешности коррекционной педагогической работы являются индивидуальные достижения воспитанников, изменения в реальной повседневной жизни, появление не только сформированных навыков, но и повышение возможного для каждого воспитанника уровня самостоятельности. И сейчас, к началу четвертого класса, проанализировав результаты своей работы, я сделала вывод, что многие дети стали более самостоятельными, приобрели навыки самообслуживания, успешно применяют их на практике, умеют контролировать свое поведение в различных ситуациях. Учитывая данную категорию детей, невозможно получить быстрый результат, но их необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.Державин А. Кунаева Т. Державин А. Кунаева Т.Державин А. Брюхачева В.Державин А. Никитин А.Державин А. Никитин А.Никитин А. Колесник М.Никитин А. Салахутдинов Э.Яковлева А. Салахутдинов К.Яковлева А. Коркина А.Салахутдинов Э. Салахутдинов К.Колесник М.Егоров В.Коркина А.Никитин А.Кунаева Т.Кунаева Т.Брюхачева В.
    -