Публикации
Проектные задачи как особая форма учебной деятельности младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектные задачи как особая форма учебной деятельности младших школьников
Автор: Евдокимова Маргарита Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектные задачи как особая форма учебной деятельности младших школьников
Автор: Евдокимова Маргарита Владимировна
Евдокимова Маргарита Владимировнаучитель начальных классов ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы Самарской областиПроектные задачи как особая форма учебной деятельности младших школьниковВашему вниманию представляется опыт работы, основанный на системно-деятельностном подходе к организации образовательной деятельности учащихся начальной школы. В статье автор рассматривает современную технологию обучения и воспитания «Проектная задача». Данная технология обеспечивает индивидуальное развитие УУД каждого обучающегося. Применение «проектных задач» в условиях образовательного комплекса позволяет повысить эффективность учебного процесса.Образованный, эрудированный, целеустремленный и воспитанный ученик сегодня - это залог успешного будущего нашей страны завтра.Современные образовательные технологии способствуют повышению качества обучения в том случае, если они влияют не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. С постоянными изменениями и преобразованиями в политике образования, возникает потребность в изучении и применении в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.Одним из эффективных способов является метод решения проектных задач.Проектная задача – это задача, в которой через набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта). Типы проектных задач:Предметные;Межпредметные;Разновозрастные;Одновозрастные.Требования к проектной задаче:наличие квазиреальной ситуации (проблемы); планирование действий по разрешению проблемы; выбор средств решения проблемы; решение проблемы; анализ полученного результата; представление окружающим полученного результата (продукта). Продуктом может быть создание:-журнала или книги;-игры - ходилки;-спектакля;-коллажа;-макета и т.д.Этапы работы над проектной задачей 1. Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. 2. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.3. Выполнение отдельных заданий в группах.4. Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». 5. Представление результатов решения задачи. 6. Рефлексия. Вариантом организации этого этапа может быть анкета.Проектная задача всегда носит групповой характер работы и формирует абсолютно все УУД.Регулятивные УУД:рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); Познавательные УУД: моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное); Коммуникативные УУД: развивать познавательный интерес, проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Личностные УУД:развивать готовность самостоятельно действовать и нести ответственность за свои поступки; формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей. Проектная задача проводится для учащихся 1-5 классов в три дня, носит характер стартовой и итоговой.В первый день происходит деление на группы, работа над созданием продукта и его презентация. Во второй день ученики решают межпредметные задания и готовятся к финальному событию. На третий день отвечают на вопросы интеллектуальной викторины и участвуют в финальном событии.Одним из важных результатов применения технологии проектных задач является формирование ключевых компетентностей учащихся. Ребёнок учится осмысливать задачу, самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. Формируется ряд организаторских компетентностей (умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время и ресурсы; анализировать собственную деятельность). В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности. Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Следует отметить, что данную технологию можно также применить в структуре любого типа урока по ФГОС и она будет иметь 3 блока:Проблемный. Информационный (блок ресурсов для поиска решения проблемы) Рефлексивный В заключении нужно сказать, что чем больше мы продвигаемся в данном направлении, тем чётче понимаем, насколько огромен потенциал проектных задач в подготовке младших школьников к освоению новых стандартов в основной школе. Применение данной технологии полностью созвучно с девизом современного образования «Школа для жизни», т.к. решая проектные задачи, наши дети учатся тому, что позволит им быть поистине успешными, эрудированными, целеустремленными людьми информационного века.
