Публикации Формирование безопасного поведения воспитанников при угрозе БПЛА: комплексный подход в МБУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистёнок" (г.Челябинск)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование безопасного поведения воспитанников при угрозе БПЛА: комплексный подход в МБУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистёнок" (г.Челябинск)
Автор: Щепетов Владимир Валерьевич

Формирование безопасного поведения воспитанников при угрозе БПЛА: комплексный подход в МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистёнок» (г. Челябинск)Автор: Щепетов Владимир Валерьевич, уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС МБУ Центр «Аистёнок».Актуальность проблемыВ условиях возрастающей угрозы применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) критически важно сформировать у воспитанников детского социального учреждения устойчивые навыки безопасного поведения. Ключевой принцип работы — поэтапное освоение знаний с учётом возрастных и психоэмоциональных особенностей детейсирот.Основные направления работы
  • Образовательный компонентСерия тематических занятий и тренингов, адаптированных под возрастные группы:
  • 5–7 лет: игровые сценарии с наглядными пособиями (картинки, макеты);
  • 8–12 лет: интерактивные занятия с разбором типовых ситуаций;
  • 13–18 лет: практические тренинги с моделированием угроз и отработкой алгоритмов действий.
  • Ключевые темы:
  • распознавание БПЛА в небе;
  • безопасные зоны в здании и на территории центра;
  • порядок оповещения и эвакуации;
  • правила поведения при обнаружении подозрительного предмета.
  • Создание безопасной средыИнженернотехнические меры:
  • оборудованное убежище (подвальные помещения, укреплённые зоны);
  • разметка путей эвакуации с указателями;
  • системы экстренного оповещения (звуковое оповещение, нарочные);
  • аудит уязвимых участков территории (кровля, окна, входные группы).
  • Психологическая поддержкаРабота строится с опорой на:
  • предварительную диагностику уровня тревожности;
  • индивидуальные и групповые консультации психолога;
  • техники релаксации и саморегуляции (дыхательные упражнения, арттерапия);
  • разъяснение, что меры безопасности — это забота, а не повод для страха.
  • Отработка навыков на практике
  • регулярные учебнотренировочные эвакуации;
  • инструктивнометодические занятия «Алгоритм действий при угрозе атаки БПЛА»;
  • разбор ошибок и обратная связь после каждого мероприятия.
  • Рекомендации педагогапсихолога для воспитателей семейных групп.Чтобы сохранить психоэмоциональное здоровье детей в условиях угрозы, важно:
  • создавать безопасное пространство для обсуждения чувств;
  • объяснять ситуацию доступным языком, честно и открыто;
  • отвечать на вопросы без лукавства;
  • поддерживать, обнимать, успокаивать;
  • не игнорировать звук сирены;
  • разъяснять, что сирена — это сигнал к бдительности, а не источник опасности;
  • принимать и называть чувства ребёнка («Я вижу, что тебе страшно. Это нормально»);
  • создать и отработать план действий (как добраться до укрытия, как вести себя в ожидании);
  • следовать распорядку дня для ощущения стабильности;
  • заботиться о собственном психологическом состоянии.
  • Техники саморегуляции для снижения тревожности:
  • Дыхание: 1 глубокий вдох, 4 коротких выдоха (повторять 3–5 раз).
  • Техника «5432 (переключение внимания через физические ощущения):
  • 5 предметов зрительно;
  • 4 звука;
  • 3 осязательных ощущения;
  • 2 запаха;
  • 1 вкус.
  • Дыхание по квадрату (8–10 циклов):
  • вдох через нос (4 с), взгляд в верхний левый угол;
  • задержка дыхания (4 с), взгляд в верхний правый угол;
  • выдох через рот (4 с), взгляд в нижний правый угол;
  • задержка с пустыми лёгкими (4 с), взгляд в нижний левый угол.
  • Важно: если задержки дыхания вызывают дискомфорт, сократите их до минимума. Главный критерий — внутренний комфорт.Алгоритм действий при угрозе атаки БПЛА
  • Общий сигнал опасности — «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» (непрерывное звучание электросирен).
  • Действия администрации (директор, заместители, дежурный воспитатель):
  • проинформировать работников и воспитанников об опасности (затяжные два звонка или нарочный);
  • изменить порядок воспитательного процесса (отменить занятия, прогулки и. т. п.);
  • разместить воспитанников и работников в укрытие или в другом безопасном месте (подальше от окон);
  • выставить посты наблюдения по периметру для мониторинга воздушного пространства;
  • ожидать сообщения об отмене опасности;
  • при отмене угрозы — дать указание о возобновлении процесса или оказании помощи.
  • Действия педагогического состава (воспитатели, педагоги, психолог, социальный педагог):
  • прервать занятия и мероприятия;
  • закрыть окна (шторы/жалюзи);
  • разместить воспитанников в укрытие или в иных безопасных зонах с минимальным остеклением;
  • находиться с мобильным телефоном для получения корректировок;
  • сохранять спокойствие, помогать детям справляться с эмоциями;
  • ожидать отмены опасности в укрытии.
  • Действия вахтенной службы (сторож):
  • передать тревожное сообщение по указанию руководства (затяжные два звонка или нарочный);
  • действовать по инструкциям при ЧС;
  • ожидать отмены опасности.
  • Действия технического персонала:
  • покинуть опасную зону, уводя находящихся поблизости людей;
  • закрыть окна (шторы/жалюзи);
  • содействовать размещению воспитанников в убежище;
  • не допускать паники;
  • ожидать отмены опасности.
  • Действия воспитанников:
  • действовать по указанию взрослого;
  • сохранять спокойствие и выполнять инструкции;
  • сообщить взрослому о сильном страхе;
  • участвовать в упражнениях, предлагаемых взрослым;
  • поддержать сверстников (улыбнуться, взять за руку);
  • ожидать отмены опасности.
  • Особенности адаптации для детейсирот.
  • Дозированность информации — фрагменты без избыточной детализации угроз.
  • Опора на доверие — повторение алгоритмов в присутствии значимого взрослого.
  • Позитивное подкрепление — похвала и символические награды за успешное выполнение.
  • Визуализация — схемы, пиктограммы, видеоинструкции.
  • Ролевые игры — проигрывание ситуаций в безопасной обстановке.
  • Взаимодействие с внешними структурами.Центр «Аистёнок» сотрудничает с:
  • МЧС — по методикам обучения и проверке укрытий;
  • правоохранительными органами — для актуализации данных о типах угроз;
  • местными властями — в рамках планов эвакуации и оповещения.
  • Итоги и перспективыЗа последний год:
  • 100 % воспитанников освоили базовый алгоритм действий при угрозе БПЛА;
  • время эвакуации сократилось на 50 % благодаря регулярным тренировкам;
  • уровень тревожности среди детей снизился на 25 % (по данным психологических тестов).
  • Планы:
  • внедрение симуляционных технологий (VRтренировки);
  • расширение партнёрской сети для обмена лучшими практиками безопасности.
  • Вывод: Комплексный подход, объединяющий обучение, техническую защищённость и психологическую поддержку, позволяет формировать у воспитанников устойчивые навыки безопасного поведения без травмирующего воздействия.Использованные источники:
  • сайт психологов «В 17.RU»;
  • интернетресурсы ОБЖ.
  • -