Публикации
Формирование безопасного поведения воспитанников при угрозе БПЛА: комплексный подход в МБУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистёнок" (г.Челябинск)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование безопасного поведения воспитанников при угрозе БПЛА: комплексный подход в МБУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистёнок" (г.Челябинск)
Автор: Щепетов Владимир Валерьевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование безопасного поведения воспитанников при угрозе БПЛА: комплексный подход в МБУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Аистёнок" (г.Челябинск)
Автор: Щепетов Владимир Валерьевич
Формирование безопасного поведения воспитанников при угрозе БПЛА: комплексный подход в МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистёнок» (г. Челябинск)Автор: Щепетов Владимир Валерьевич, уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС МБУ Центр «Аистёнок».Актуальность проблемыВ условиях возрастающей угрозы применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) критически важно сформировать у воспитанников детского социального учреждения устойчивые навыки безопасного поведения. Ключевой принцип работы — поэтапное освоение знаний с учётом возрастных и психоэмоциональных особенностей детейсирот.Основные направления работыОбразовательный компонентСерия тематических занятий и тренингов, адаптированных под возрастные группы: 5–7 лет: игровые сценарии с наглядными пособиями (картинки, макеты); 8–12 лет: интерактивные занятия с разбором типовых ситуаций; 13–18 лет: практические тренинги с моделированием угроз и отработкой алгоритмов действий. Ключевые темы:распознавание БПЛА в небе; безопасные зоны в здании и на территории центра; порядок оповещения и эвакуации; правила поведения при обнаружении подозрительного предмета. Создание безопасной средыИнженернотехнические меры: оборудованное убежище (подвальные помещения, укреплённые зоны); разметка путей эвакуации с указателями; системы экстренного оповещения (звуковое оповещение, нарочные); аудит уязвимых участков территории (кровля, окна, входные группы). Психологическая поддержкаРабота строится с опорой на: предварительную диагностику уровня тревожности; индивидуальные и групповые консультации психолога; техники релаксации и саморегуляции (дыхательные упражнения, арттерапия); разъяснение, что меры безопасности — это забота, а не повод для страха. Отработка навыков на практике регулярные учебнотренировочные эвакуации; инструктивнометодические занятия «Алгоритм действий при угрозе атаки БПЛА»; разбор ошибок и обратная связь после каждого мероприятия. Рекомендации педагогапсихолога для воспитателей семейных групп.Чтобы сохранить психоэмоциональное здоровье детей в условиях угрозы, важно:создавать безопасное пространство для обсуждения чувств; объяснять ситуацию доступным языком, честно и открыто; отвечать на вопросы без лукавства; поддерживать, обнимать, успокаивать; не игнорировать звук сирены; разъяснять, что сирена — это сигнал к бдительности, а не источник опасности; принимать и называть чувства ребёнка («Я вижу, что тебе страшно. Это нормально»); создать и отработать план действий (как добраться до укрытия, как вести себя в ожидании); следовать распорядку дня для ощущения стабильности; заботиться о собственном психологическом состоянии. Техники саморегуляции для снижения тревожности:Дыхание: 1 глубокий вдох, 4 коротких выдоха (повторять 3–5 раз). Техника «54321» (переключение внимания через физические ощущения): 5 предметов зрительно; 4 звука; 3 осязательных ощущения; 2 запаха; 1 вкус. Дыхание по квадрату (8–10 циклов): вдох через нос (4 с), взгляд в верхний левый угол; задержка дыхания (4 с), взгляд в верхний правый угол; выдох через рот (4 с), взгляд в нижний правый угол; задержка с пустыми лёгкими (4 с), взгляд в нижний левый угол. Важно: если задержки дыхания вызывают дискомфорт, сократите их до минимума. Главный критерий — внутренний комфорт.Алгоритм действий при угрозе атаки БПЛАОбщий сигнал опасности — «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» (непрерывное звучание электросирен). Действия администрации (директор, заместители, дежурный воспитатель): проинформировать работников и воспитанников об опасности (затяжные два звонка или нарочный); изменить порядок воспитательного процесса (отменить занятия, прогулки и. т. п.); разместить воспитанников и работников в укрытие или в другом безопасном месте (подальше от окон); выставить посты наблюдения по периметру для мониторинга воздушного пространства; ожидать сообщения об отмене опасности; при отмене угрозы — дать указание о возобновлении процесса или оказании помощи. Действия педагогического состава (воспитатели, педагоги, психолог, социальный педагог): прервать занятия и мероприятия; закрыть окна (шторы/жалюзи); разместить воспитанников в укрытие или в иных безопасных зонах с минимальным остеклением; находиться с мобильным телефоном для получения корректировок; сохранять спокойствие, помогать детям справляться с эмоциями; ожидать отмены опасности в укрытии. Действия вахтенной службы (сторож): передать тревожное сообщение по указанию руководства (затяжные два звонка или нарочный); действовать по инструкциям при ЧС; ожидать отмены опасности. Действия технического персонала: покинуть опасную зону, уводя находящихся поблизости людей; закрыть окна (шторы/жалюзи); содействовать размещению воспитанников в убежище; не допускать паники; ожидать отмены опасности. Действия воспитанников: действовать по указанию взрослого; сохранять спокойствие и выполнять инструкции; сообщить взрослому о сильном страхе; участвовать в упражнениях, предлагаемых взрослым; поддержать сверстников (улыбнуться, взять за руку); ожидать отмены опасности. Особенности адаптации для детейсирот.Дозированность информации — фрагменты без избыточной детализации угроз. Опора на доверие — повторение алгоритмов в присутствии значимого взрослого. Позитивное подкрепление — похвала и символические награды за успешное выполнение. Визуализация — схемы, пиктограммы, видеоинструкции. Ролевые игры — проигрывание ситуаций в безопасной обстановке. Взаимодействие с внешними структурами.Центр «Аистёнок» сотрудничает с:МЧС — по методикам обучения и проверке укрытий; правоохранительными органами — для актуализации данных о типах угроз; местными властями — в рамках планов эвакуации и оповещения. Итоги и перспективыЗа последний год:100 % воспитанников освоили базовый алгоритм действий при угрозе БПЛА; время эвакуации сократилось на 50 % благодаря регулярным тренировкам; уровень тревожности среди детей снизился на 25 % (по данным психологических тестов). Планы:внедрение симуляционных технологий (VRтренировки); расширение партнёрской сети для обмена лучшими практиками безопасности. Вывод: Комплексный подход, объединяющий обучение, техническую защищённость и психологическую поддержку, позволяет формировать у воспитанников устойчивые навыки безопасного поведения без травмирующего воздействия.Использованные источники:сайт психологов «В 17.RU»; интернетресурсы ОБЖ.
