Публикации
Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Никитина Елена Александровна Иващенко Ольга Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Никитина Елена Александровна Иващенко Ольга Юрьевна
«Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Авторы: Никитина Е. А., учитель-логопед МБДОУ д/с № 67 г. БелгородИващенко О.Ю., воспитатель МБДОУ д/с № 67 г. Белгород«Можно дать человеку рыбу, и он будет сыт один день. А можно дать ему удочку и научить ловить рыбу – и он будет сыт всю жизнь».Восточная мудрость Аннотация: В статье обосновывается важность закладки основ экономического мышления в дошкольном детстве. Авторы рассматривают необходимость формирования у ребенка ценностного отношения к предметному миру как к результату человеческого труда. Подчеркивается, что данный процесс наиболее эффективен в единстве с трудовым и нравственным воспитанием.Ключевые аспекты экономического воспитания дошкольников.Экономические знания для ребенка старшего дошкольного возраста – это, в первую очередь, знания о труде и связанных с ним явлениях. Основой для их усвоения служит полноценная реализация задач трудового воспитания во всех группах детского сада.Содержательная часть работы включает несколько направлений:Расширение знаний о профессиях. Детей знакомят с такими современными специальностями, как менеджер, предприниматель, финансист, рекламодатель. Это позволяет сформировать представление о специфике их деятельности и необходимых личностных качествах. Закрепление базовых экономических категорий. Сюда относятся: Понятия, связанные с трудом (орудия труда, продукт труда, индивидуальная и коллективная работа). Основные финансовые термины (деньги, цена, стоимость, купля-продажа, выгода, обмен). Формирование личностных качеств. Воспитание бережливости, экономности, хозяйственности, а также обучение правилам честной конкуренции, умению достойно принимать и победы, и поражения. Методы и средства экономического воспитания.Основным принципом в работе является деятельностный подход, где каждому содержательному блоку соответствует ведущий вид деятельности.Игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры) идеально подходит для усвоения финансовых категорий. Игры в «Магазин», «Ярмарку» или «Семью» моделируют реальные экономические отношения. Важно, чтобы игры предполагали реальный, а не абстрактный выигрыш, что мотивирует дошкольника. Продуктивная деятельность (труд, рисование, конструирование) помогает осознать ценность вещей и необходимость бережного отношения к ним, так как ребенок сам прилагает усилия для создания результата. Мы акцентируем внимание на необходимости разграничения таких качеств, как:Бережливость – стремление сохранить вещь, продлить срок ее службы. Экономность – рациональное использование ресурсов для достижения цели. Рациональность – умение планировать деятельность и находить наиболее эффективные решения. К эффективным средствам воспитания относятся:Формирование полезных бытовых привычек (экономить электричество, бережно обращаться с книгами и игрушками). Использование наглядных материалов (альбомы, иллюстрации, картины). Анализ жизненных ситуаций и решение дилемм («Как бы ты поступил?»). Обращение к художественной литературе, например, к «Экономической азбуке для детей и взрослых» И. Шведовой. Личный пример взрослых в детском саду и семье. Пути интеграции экономического содержания в образовательный процесс.Внедрение экономического воспитания возможно двумя способами:Как локальный компонент в виде специальных занятий в рамках отведенного времени. Как обогащение существующих программных разделов (ознакомление с окружающим миром, математика, развитие речи, игра, труд) соответствующим экономическим содержанием. Ожидаемые результаты.В результате проделанной работы у детей старшего дошкольного возраста можно ожидать:Формирование начатков экономического мышления и адекватного восприятия реальности. Проявление интереса к социально-экономическим явлениям. Знание современных профессий и умение о них рассказать. Обогащение активного словаря экономическими терминами. Развитие социально-значимых качеств: ответственности, коммуникабельности, умения честно соревноваться и доводить дело до конца. Здоровое, осознанное отношение к деньгам, понимание их связи с трудом. Понимание основ товарно-денежных отношений. Заключение.Главная цель экономического воспитания дошкольников – помочь ребенку воспринимать окружающий мир предметов как часть человеческой культуры, в которую вложен труд многих людей. Реализация этой задачи требует от педагога не только творческого подхода, но и осторожности, учета возрастных возможностей детей. Важно помнить, что результаты воспитания носят отсроченный характер и проявятся в будущем, что и составляет всю сложность и ответственность работы педагога.Список литературы:Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М., 2007. – 301 с. Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. А. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с. Пушкарь, А. Е. Дети и деньги / А. Е. Пушкарь. – М. : Известие, 2008. – 320 с.
