Публикации
«Модель взаимодействия в трио «преподаватель-учащийся-концертмейстер» на уроках вокала»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Модель взаимодействия в трио «преподаватель-учащийся-концертмейстер» на уроках вокала»
Автор: Трусова Елена Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Модель взаимодействия в трио «преподаватель-учащийся-концертмейстер» на уроках вокала»
Автор: Трусова Елена Михайловна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств №6» г. БрянскаМетодическая разработка:«Модель взаимодействия в трио «преподаватель-учащийся-концертмейстер» на уроках вокала»Подготовила:преподаватель по классу фортепиано Трусова Е.М.Брянск 2025 г.Введение Важность музыкального воспитания в системе дополнительного образования детей. Основная задача заключается в том, чтобы через синтетическую форму жизни и деятельности музыкального искусства приобщить молодых людей к музыкальной деятельности, а также сформировать у них представление о выразительно-интонационной природе музыки посредством непосредственного «проживания» музыкальных образов.Музыкально-познавательная деятельность определяется как процесс осмысления и освоения специфической области художественного отражения человеческой деятельности — музыкального искусства. Этот процесс включает разнообразные способы и средства познания, способствующие музыкально-эстетическому развитию личности.Важной особенность данного процесса является необходимость профессиональной поддержки со стороны музыкальных педагогов и концертмейстеров, а также тесного взаимодействия между обучающимся, педагогом и концертмейстером на протяжении всего периода обучения. Это взаимодействие обеспечивает эффективную реализацию целей музыкального воспитания и развития.В рамках методической разработки предполагается рассмотрение особенностей взаимодействия концертмейстера, педагога и учащегося в контексте вокальных и хоровых классов, что может способствовать более глубокому пониманию и повышению эффективности образовательного процесса в данной области.Общая характеристика профессиональной деятельности педагога и концертмейстера включает в себя важные аспекты, подчеркивающие значимость и многообразие этих профессий. Профессиональная деятельность педагога и концертмейстераКонцертмейстер и аккомпаниатор — это одни из наиболее распространённых профессий среди пианистов. Концертмейстер необходим практически в любой сфере музыкальной деятельности: в образовательных учреждениях (классы по различным специальностям, кроме собственно пианистики), на концертных площадках, в хоровых коллективах, оперных театрах, в сфере хореографии и преподавания. Их присутствие важно в музыкальных и общеобразовательных школах, дворцах творчества, эстетических центрах, музыкальных и педагогических вузах. Несмотря на широкое распространение, профессия концертмейстера нередко недооценивается. Некоторые считают, что игра «под солистом» и работа по нотам не требуют значительного мастерства, что является ошибочным взглядом. На самом деле, работа концертмейстера требует высокого профессионализма, мастерства и глубокого понимания музыкального произведения и его выразительности.Что касается педагогической деятельности в области вокального и хорового пения, то её истоки уходят в глубь веков и характеризуются практическими методами обучения — прежде всего, методом показа. Вопросы постановки голоса долгое время оставались в тени теоретических исследований, что объяснялось их считавшейся неприличными или недостойными вниманием. Основой обучения было эмпирическое восприятие и передача опыта, а критерием правильности звучания голоса являлся музыкальный слух, который ориентировался на искусство и эстетические оценки, а не на формальные теории.Таким образом, профессиональная деятельность педагога и концертмейстера составляет важную составляющую музыкальной культуры, объединяя высокое мастерство, педагогическую подготовку и глубокое понимание искусства.Взаимодействие педагога, концертмейстера и учащегося во время занятий вокального исполненияВзаимодействие педагога, концертмейстера и учащегося во время занятий вокальным исполнением является важным компонентом эффективного обучения и развития певческого мастерства. Вот основные аспекты этого взаимодействия:1. Индивидуальный подход С самого начала педагог и концертмейстер выявляют индивидуальные особенности учащегося: вокальные данные, музыкальный слух, память, ритм, эмоциональную восприимчивость, а также правильность произношения и дикцию. Эта информация служит основой для разработки индивидуальной программы обучения.2. Совместная подборка репертуара Педагог и концертмейстер совместно работают над выбором произведений, учитывая желания учащегося и его голосовые возможности. При необходимости произведения транспонируются для лучшего соответствия диапазону певца. Обычно обучение начинается с простых и доступных песен, таких как народные, романсы или популярные мелодии, что позволяет укрепить базовые навыки.3. Фокус на сценическом образе и эмоциональной выразительности Обучение включает развитие умения использовать пение как средство создания сценического и музыкального образа, а не только техники исполнения. Это помогает учащимся выразительно и уверенно выступать на сцене.4. Постепенное усложнение репертуара и повышение требований По мере роста мастерства, педагог и концертмейстер усложняют репертуар и повышают требований к техникe, выразительности, звуковедению. Такой постепенный подход способствует стабильному развитию вокальных навыков и сценической уверенности.5. Коммуникация и взаимодействие Постоянное взаимодействие между педагогом, концертмейстером и учащимся обеспечивает своевременное выявление и коррекцию ошибок, развитие технических и артистических умений, а также создание поддерживающей и мотивирующей среды для обучения. Успешное взаимодействие в ходе занятий позволяет сформировать у учащегося не только техническую основу вокального исполнения, но и выразительные, сценические умения, необходимые для полноценного сценического образа.Работа концертмейстера в вокальном классе выходит за рамки простого аккомпанемента. Важнейшей частью его обязанностей является помощь студентам в освоении нового репертуара, что придает его деятельности ярко выраженный педагогический характер. Для успешного выполнения этой роли пианисту необходимы не только виртуозное владение инструментом и опыт аккомпанемента, но и особые знания и навыки. В первую очередь, это способность корректировать исполнение певца, помогая ему достичь идеальной интонации и совершенствуя другие аспекты вокального мастерства. В этом контексте критически важен развитый внутренний слух концертмейстера, который служит надежным ориентиром при ошибках певца в интонировании, как подчеркивает Н. Крюков. Концертмейстер должен глубоко понимать как музыкальную, так и поэтическую составляющую произведения, поскольку эмоциональное содержание раскрывается через взаимодействие музыки и слова. При разучивании произведений концертмейстер контролирует, насколько точно студент следует указаниям своего педагога по вокалу, обращая внимание на звуковысотность, ритм, дикцию, фразировку и дыхание. Для этого ему необходимо разбираться в основах вокальной техники, включая особенности дыхания, артикуляцию, диапазоны и тесситуры голосов.Вокальные занятия требуют гибкого подхода, учитывающего индивидуальные особенности ученика. Концертмейстер играет важную роль в этом процессе, помогая адаптировать упражнения и репертуар к способностям и строению голосового аппарата ученика. Разминка может включать упражнения, предложенные педагогом, или вокализы, выбранные концертмейстером. Работа над произведением может начинаться с отдельных фрагментов или с исполнения целиком, с последующим анализом и исправлением ошибок. Эффективное обучение вокалу возможно только при тесном сотрудничестве педагога и концертмейстера, которые вместе учитывают индивидуальные вокальные и музыкальные данные каждого ученика.При работе над музыкальным произведением важно не только точно следовать нотной записи, но и глубоко понимать его образ. Индивидуальный подход к каждому ученику исключает универсальный план занятий. Педагог и концертмейстер должны учитывать предыдущий опыт ученика (как на вокальных уроках, так и с концертмейстером) для определения наиболее эффективных задач на следующем занятии. Если ученик приходит уставшим или нездоровым, необходимо гибко менять план, выбирая упражнения, щадящие голосовой аппарат.Эффективное хоровое пение строится на тесном взаимодействии педагога-дирижера, концертмейстера и самих учащихся. В отличие от индивидуальных занятий вокалом, работа с хором требует от пианиста и дирижера общих навыков коммуникации с коллективом. Концертмейстер играет ключевую роль в демонстрации хоровой партитуры на фортепиано, установлении тональности и поддержке педагога в процессе распевания. Оба специалиста должны понимать специфические вокально-хоровые приемы, такие как цепное дыхание, вибрато и выразительная дикция. Концертмейстер, задавая четкий ритм и предлагая разнообразные упражнения, способствует развитию вокальных навыков хора. Правильный выбор упражнений для распевания зависит не только от дирижера, но и от мастерства аккомпаниатора. Пианист должен внимательно следить за жестами дирижера, владея основами дирижерской техники и умея играть "по руке". Важно, чтобы концертмейстер мог адаптировать звучание музыки под указания педагога, даже если это идет вразрез с привычным исполнением.На этапе разучивания репертуара концертмейстер может демонстрировать фрагменты партитуры, проигрывая отдельные голоса или всю партию. Для этого необходимы навыки беглого чтения с листа и умение сочетать хоровое звучание с аккомпанементом. Цель такой игры – создать выразительный образец исполнения, обращая внимание хора на интонацию, характер звучания, фразировку и ритм.Визуальные сигналы педагога и пианиста, их внутренние музыкальные представления, становятся видимыми для хора. Некорректные жесты могут привести к ошибкам в исполнении: неверным вступлениям, динамическим погрешностям, проблемам с дыханием и ритмом. Четкость и выразительность движений обоих специалистов во время выступления также влияют на восприятие слушателей.Сотрудничество педагога, концертмейстера и учащихся во время занятий хорового пенияОбучение хорового коллектива требует от преподавателя и концертмейстера высокого уровня развития гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Их совместная работа должна быть гармоничной и синхронной, позволяя им одинаково воспринимать музыкальное произведение. Это означает, что они должны уметь с первого взгляда на партитуру охватить всю ее фактуру, быстро оценить логику гармонического, тембрового и ритмического развития, а также предвидеть дальнейшее движение музыкального материала. Следовательно, плодотворная деятельность дирижера и концертмейстера немыслима без постоянного и тесного сотрудничества. Они образуют своего рода дуэт, который оказывает музыкально-педагогическое влияние на хор. Но для достижения истинного успеха этот дуэт должен быть дополнен третьим, не менее важным компонентом: внимательным учетом музыкальных способностей детского хора, его сплоченности и перспектив развития. Поэтому, корректнее говорить о музыкальном трио.ЗаключениеДеятельность педагога и концертмейстера в сфере дополнительного музыкального образования представляет собой сплав художественного творчества и педагогического мастерства. Музыкально-творческая составляющая присутствует в работе с учениками всех направлений, тогда как педагогическая сторона наиболее ярко проявляется в обучении вокалу и хоровому пению.Высокий уровень мастерства этих специалистов уникален. Он требует от них не только выдающегося артистизма, но и разносторонних исполнительских талантов, виртуозного владения ансамблевой техникой, глубокого понимания основ певческого искусства, безупречного музыкального слуха, а также специальных навыков чтения и транспонирования партитур, и импровизационной аранжировки на фортепиано.Ежедневная образовательная практика музыкального преподавателя и концертмейстера обязывает их применять комплексные знания и умения из таких дисциплин, как гармония, сольфеджио, полифония, история музыки, анализ музыкальных произведений, вокальная и хоровая литература, а также педагогика, рассматривая их в неразрывной связи.В вокально-хоровых и эстрадных студиях концертмейстер выступает как незаменимый помощник и творческий соратник педагога. Для учеников же, будь то солисты или участники хора, концертмейстер и педагог становятся наставниками, друзьями и тренерами. Такая роль не каждому доступна; она достигается благодаря солидной базе знаний, постоянной творческой концентрации, упорству и ответственности за достижение высоких художественных результатов в совместной работе и собственном профессиональном росте.
