Публикации Роль фольклорного ансамбля в народной художественной культуре

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль фольклорного ансамбля в народной художественной культуре
Автор: Монастырева Акуча Юрьевна

Роль фольклорного ансамбля в народной художественной культуре.Выполнила: педагог дополнительного образования МОБУ СОШ №19 имени Д.И.Ягодкина г.Якутска Монастырева Акуча ЮрьевнаВопрос духовно-нравственного воспитания, развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного развития молодого поколения. Приобщение детей к национальной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребенка. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, несут в себе разнообразные средства и формы воспитания.Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк" - народ, "лор"- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость. Фольклорное искусство как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности.Творческая основа фольклорного искусства позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности, способствует формированию творческой активности детей, что является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры личности. С детского возраста и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка (народные песни, тойук, осуохай, олонхо). В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.В сегодняшней социальной обстановке в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.На самом деле в реальной жизни мы видим противоположный процесс: сейчас лишь немногие школьные образовательные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство в частности народный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, народную мудрость, основы народной культуры.Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями фольклора в духовно-нравственном развитии школьников и недостаточной системой работы по ознакомлению школьников с традициями, обычаями национальной культуры. Из этого следует, что необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие духовно-нравственных качеств посредством якутского фольклора.Исходя из этого, была поставлена цель: привлекать детей школьного возраста к народной культуре, развивать музыкальные способности на основе якутского национального фольклора, формировать и развивать духовно-нравственные качества через фольклорный ансамбль. Через изучение народных песен, традиций, обычаев и обрядов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:- создать фольклорный ансамбль-создать необходимые условия для ознакомления с якутским фольклором-познакомить детей с разнообразными формами якутского фольклора-формировать исполнительские навыки в области народных песен,тойука, олонхо-воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим людям-обогащать словарный запас и усваивать язык своего народа, нравы, обычаи, праздники посредством фольклора. Огромную роль в воспитании играет детский фольклор. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.Название нашего фольклорного ансамбля «Дьулуур» что означает стремление сильное желание к лучшему. Для ансамбля была составлена программа дополнительного образования. Она наряду с музыкальным развитием решает задачу художественно-эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения средствами народного творчества. Фольклорный ансамбль посещают дети младшего и старшего школьного возраста. Поэтому перед педагогом встала задача объединения обучающихся в один дружный коллективОдним из средств нравственного воспитания, которое я использую в деятельности, является героический эпос – олонхо, который получил статус шедевра Юнеско 25 ноября 2005г. Первоначальные представления об олонхо наиболее устойчиво формируются в детском возрасте, эффективными образовательными формами в этом возрасте являются театрализованные постановки по сюжетам героического эпоса - олонхо. Театрализованная игра прививает у ребенка устойчивый интерес к родному языку и национальной культуре.Хочу рассказать вам о театрализованной постановке олонхо в нашем коллективе. Работа ведется по этапам:
  • Выбор олонхо, составление сценария.
  • Олонхо - это очень богатое и сложное поэтическое, и на первый взгляд совсем не детское произведение. Поэтому упрощала текст олонхо, учитывая возраст детей для того, чтобы играть их на сцене.
  • Беседа об эпосе олонхо.
  • Сначала объясняем, что такое олонхо. Олонхо - самый купный эпический жанр якутского фольклора. В нем воспеваются боевые подвиги боотуров (богатырей), которые совершаются ими ради защиты родной земли, своих соотечественников ради спокойной жизни на земле, мирного труда, счастливой будущности детей и внуков. Обычно эти подвиги совершаются в трех мирах-верхний, средний и нижний. Основная тема эпоса – это жизнь, судьба жителей среднего мира – рто дойду дьоно– айыы аймахтара), налаживание мирной, счастливой жизни в Среднем мире. Борьба богатырей с иноходцами нижнего мира – (абааьы адьарайдара).
  • Знакомство детей со сценарием олонхо.
  • Рассказываем о олонхо простыми, понятными словами можно, можно, как и сказку. Объясняем непонятные сложные слова.
  • Распределение ролей.
  • Для театрализованной постановки необходимо распределить роли. Выбираем героев олонхо по их желанию, по голосовым данным,
  • Разучивание текста, тойук, осуохай.
  • Вначале мы даем отрывки текста олонхо по ролям на разучивание наизусть. После разучивания текста мы приступаем к разучиванию тойук, осуохай и песни персонажа олонхо. Затем учим движения, танцы.Постановка. Театрализованное представление олонхо на сцене помогает детям глубже понять идею олонхо, искренне выражать свои мысли, эмоции.  Здесь ребенок узнает, что такое театр, артисты. Перед выступлением готовится сцена, готовятся декорации на заднем плане, костюмы, атрибуты для каждого участника. Героический эпос – олонхо очень богатое и сложное произведение для ребенка и поэтому при знакомстве с олонхо нужно учитывать возраст детей. Но судя по работе, дети с удовольствием всерьез увлекаются, интересуются. Через якутский фольклор происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Постановка олонхо развивает творческий талант, эстетическое воспитание. Область этого искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.ЗаключениеТаким образом, в результате систематического использования национального фольклора, были зафиксированы положительные изменения в развитии духовно-нравственных качеств у школьников, увеличились знания о национальной культуре, обычаях, о народных песнях (тойук, осуохай).Работу над темой «Роль фольклорного ансамбля в реализации программы духовно-нравственного развития» необходимо продолжать.Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников. Так, постепенно наши дети приучаются к якутскому национальному искусству - у ребят вместе с музыкальными способностями формируются новые знания, умения и навыки, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Приобщение детей к искусству национального фольклора, формирование эмоционально-положительного отношения к народному творчеству, развитие творческой активности детей - всё это способствует успешному решению задач эстетического и духовно-нравственного воспитания школьников, что будет способствовать успешному развитию в будущем им стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколенийСписок использованной литературы:1. Якутский героический эпос олонхо: библиографический указатель(1848-2013) В.Н.Павлова Якутск 2015.2. Якутский эпос олонхо и его связь с югом. О.А.Павлович 2013.3.Олонхо в мировом эпическом пространстве: наследие П.А.Ойунского: сборник тезисов по материалам Международной научной конференции, посвященной 125-летию П.А.Ойунского, г.Якутск 27-28 сентября 2018.4.ТелкелеехтуерэхС.С.Егоров Якутск 1993.
    -