Публикации
Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников
Автор: Семендяева Наталья Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников
Автор: Семендяева Наталья Анатольевна
Работа с родителями по экологическому образованию дошкольниковУспех в работе по экологическому образованию дошкольников во многом зависит от целенаправленной совместной деятельности дошкольного учреждения с родителями и другими взрослыми членами семьи дошкольников. Эта деятельность включает в себя несколько направлений:•повышение уровня эколого-педагогических знаний взрослых;•привлечение родителей к практической деятельности в ДОУ в области экологического образования дошкольников.Для реализации этих задач можно использовать самые разнообразные формы и методы. С этой целью следует подобрать на группе самый разнообразный эколого-натуралистический и эколого-педагогический материал.Работая над повышением уровня эколого-педагогических знаний взрослых, рекомендуется:•вести работу клубов природоведческой и экологической направленности;•организовывать лектории по проблемам экологии;•проводить тематические родительские собрания;•разрабатывать и предлагать вниманию родителей консультации о проблемах экологии и о работе по экологическому образованию дошкольников;•оформлять тематические стенды;•размещать плакаты экологического или природоохранного содержания;•оформлять выставки детской литературы природоведческого и экологического содержания для совместного чтения с детьми в кругу семьи;•организовывать выставки поделок из природного материала и др.Примером может служить родительское собрание на тему «Экология и духовность», которое уже проводилось в некоторых дошкольных учреждениях нашего города с приглашением преподавателей университета. На этом собрании был предложен материал, заставляющий уже взрослого человека задуматься о своём месте на планете Земля, во Вселенной, о своих взаимоотношениях с природой, о том, какой пример подают они детям своим поведением в природе. Сила примера гуманного отношения к окружающему миру родителей, дедушек и бабушек, воспитателей оказывает большее влияние, чем сотни бесед и рассказов о гуманизме других людей. Человек рассматривается как звено в огромном круговороте веществ в природе, как единица природы; он не над ней, а в ней, тесно связан с ней. Поэтому негативное, варварское отношение человека к природе ведёт его к гибели, и наоборот, доброе, гуманное помогает человечеству в борьбе за выживание. Такой материал даёт возможность увидеть взрослым, что важнейшим условием воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы и перевода сочувствия, сопереживания в содействие.В формировании гуманного, бережного отношения к природе огромное значение имеют совместные вечера для детей и родителей природоведческого или экологического содержания. Например, «В гостях у Берендея», «Зелёная аптека», «В кладовой природы», «Природа и мы» и др.Так, для проведения вечера на тему «В кладовой природы», можно предложить родителям приготовить сборы лекарственных растений для целебного чая и варенья из лесных ягод. В содержание вечера можно включить не только сведения о правилах сбора лекарственных растений, но и дегустацию великолепных напитков из даров природы, напомнить детям и взрослым о необходимости грамотного, рационального и гуманного отношения к подаркам матушки природы.Актуальны в работе с родителями и консультации о правилах взаимодействия с миром природы с впечатляющим иллюстративным материалом о том, что, например, брошенная в лесу бумага пролежит без переработки 2 года, консервная банка 70-90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000-2000 лет и всё это уже теперь будет мешать лесным жителям и царству растений и превратит прекрасный ландшафт в свалку мусора.Оригинальным материалом по пропаганде экологических знаний среди родителей и детей может стать и плакат природоведческого или экологического содержания. Плакат представляет собой мощное средство пропаганды, воздействующее на духовную сферу человеческой жизни. Плакаты разделяют на три группы:1.плакаты-инструкции; они разъясняют, дают информацию, например, о правилах поведения в природе, о редких, исчезающих видах растений и животных и т. п.2.плакаты-обращения и предостережения; они содержат призывы к защите природы, в них часто присутствует краткий, но эффектный текст;3.плакаты, затрагивающие область эмоционального, эстетического воздействия на человека путём подчёркивания красоты природы; они призваны воздействовать на чувства человека, затрагивать его духовную сферу, через восприятие красоты окружающего мира природы.В основном существуют плакаты для взрослых, но появляются и становятся актуальны и для малышей, например, «Ёж-уборщица» по содержанию соответствующий стихотворению Я. Акима:Ёж пыхтит и морщится,Что я Вам – уборщица?Лес никак не подмету –Соблюдайте чистоту!Искреннюю заинтересованность всегда вызывает у детей и взрослых выставка поделок из природного материала, изготовленного руками дошкольников совместно с родителями или членами семьи старшего поколения. Сухие веточки, шишки, коряги, плоды и семена деревьев, собранные на прогулках, экскурсиях с большой любовью и фантазией превращаются «в волшебных старичков-лесовичков», «чудищ-юдищ», в прекрасные флористические композиции. Для привлечения родителей к практической деятельности в области экологического образования рекомендуется:•подбирать активную группу родителей для оказания помощи по оформлению уголков живой природы, участка и других экологических пространств;•проводить совместно с детьми и родителями экологические акции различной тематики;•привлекать родителей к оформлению выставок поделок из природного материала, фотовыставок;•привлекать родителей к участию в оформлении альбомов записей рассказов детей о природе;•поручать выращивание комнатного растения вместе с ребёнком дома;•приглашать родителей в турпоходы, экскурсии, на вечера и другие мероприятия экологической и природоохранной направленности.Вовлечение родителей в практическую деятельность можно начать с приглашения родителей к оказанию помощи в оформлении уголков живой природы или других каких-либо экологических пространств. При этом можно дать поручение ребёнку вместе с родителями вырастить из черенка растение дома, а затем принести и поместить его в уголке природы групповой комнаты. По мере необходимости взрослых приглашают к процессу ухода за комнатными растениями (пересадить в ёмкость большего размера, поддержать какую-либо композицию подкормкой и т. д.)При организации экологической акции важны три взаимосвязанных момента: предварительная работа, основная деятельность в процессе акции и подведение итогов. Предварительная работа предполагает:•выбор места или объекта (территория участка детского сада, двора, парка, сквера, уголка живой природы и т. д.);•определение цели и задач проводимой акции;•предварительную беседу с детьми, разъясняющую цель проводимой акции;•способы оповещения детей и родителей (размещение информации на стенде, в виде красочного экологического плаката-приглашения, призывающего принять активное участие в акции, в виде индивидуального приглашения и т. д.);•подготовку необходимых орудий труда (можно обратиться к родителям дошкольников с просьбой не только надеть соответствующую одежду, но и принести с собой необходимый инвентарь);•установление места, куда и будет отправлен собранный мусор техногенного происхождения, куда будет убран листовой опад и т. д.;•продумывание того, как пройдёт подведение итогов, чем можно поощрить детей и взрослых.Успех экологической акции во многом зависит от продуманной предварительной работы по указанным направлениям.Основная деятельность или ход акции начинается с распределения обязанностей между участниками. Важно, чтобы каждый знал, какую работу будет выполнять. Это поможет организовать и дисциплинировать детей и взрослых, повысить их ответственность за порученное дело.Не менее важно и подведение итогов. Важно поблагодарить всех, кто принимал участие и оказал посильную помощь природе. Для этого можно заранее позаботиться и о поощрении участников: приглашение на концерт, праздник, организация фотовыставки об акции, выставки рисунков и экологических плакатов, изготовленных руками детей, книгу в подарок и т. д.Любая совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел. Общение с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием. В настоящее время появилась и получила распространение новая интересная форма работы, которую педагоги называю «Познаём вместе». Её основная цель – познавательное развитие дошкольников во взаимодействии семьи и детского сада. Суть новой формы в том, что каждая семья, в соответствии со своими интересами, познавательными предпочтениями и возможностями, готовят материал по самостоятельно выбранной теме. При этом родители вместе с ребёнком намечают план действий (что надо сделать для выполнения задуманного: какие прочитать книги, посмотреть телепередачи, посетить музеи, выставки и др.). Планируется и практическая деятельность в зависимости от выбранной темы (выращивание растения, уход за животным, экономия воды и т. д.). Выполнив все мероприятия по намеченному плану, родители обсуждают с ребёнком: всё ли сделано из того, что задумывалось – что получилось хорошо, что плохо; что было выполнить легко, а что трудно. Собранная по теме информация оформляется в виде газеты, альбома, текста рисунков, фотографий и т. д. Следующий этап – самый ответственный – представление своего материала (выполненного дела) друзьям в группе. В презентации принимают участие и ребёнок, и его родители. Они по очереди рассказывают детям группы о том, что узнали по выбранной теме. По ходу рассказа демонстрируют подготовленные наглядные материалы: фотографии, рисунки, предметы и т. д. После рассказа слушатели задают вопросы. В заключение всем детям группы торжественно вручают подготовленный в семье альбом или газету.Такая совместная работа дошкольников, родителей и педагогов даёт хорошие результаты в воспитании доброжелательного, внимательного отношения к природе. Все эти формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию детей способствуют формированию гуманных качеств личности и направлены на формирование начал экологической культуры.
