Публикации
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Автор: Коровина Елена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Автор: Коровина Елена Сергеевна
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.В работе с детьми особое значение имеет обращение к разным по жанру произведениям, которые, наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, формирует связную речь.В нашей работе с детьми мы используем стихи в режимных моментах. Проговариваем их при одевании, приеме пищи, умывании, укладывании на дневной сон, при расчесывании и т.д.УмываниеУмываюсь аккуратно,Воду на пол я не лью.Нянин труд так уважаю,Что все капли удалю.Вытру насухо ладошки.Чистый я и все вокруг.Аккуратным быть не просто,Но приятно, милый друг.ПричесываниеГребнем волосы чешу,Все про них я расскажу:Как пушисты и легки,Словно шелк, они нежны.Волосочек к волоскуИх красиво уложу.Как прическа хороша!Украшает как меня!ОдеваниеРаз, два, три, четыре, пять —Собираемся гулять.Если хочешь прогуляться,Нужно быстро одеваться,Дверцу шкафа открывай,И одежду доставай.Сбор с прогулкиНагулялась, детвора?На обед идти пора.Все игрушки соберитеИ в корзину их сложите.Парами за мной вставайте,От меня не отставайте.Прием пищиБудь культурным за столом.Рот протри не рукавом,Разговоров не веди,Жуй подольше, не спеши.Укладывание на дневной сонДолго бегали, игралиИ, конечно, все устали.Тихий час нам будет кстати.Лягут дети все в кровати.Надо отдохнуть, поспать,Чтобы бодрым снова стать.Подъем после дневного снаПросыпайтесь, детвора!Вам играть уже пора.Глазки сонные протрите,Только долго не лежите.Ну-ка, сделаем зарядку.Все ли после сна в порядке?Ножки теплые спуститеИ по коврикам пройдите.Ровно, глубоко дышите,Просыпайтесь, не спешите. Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который используется на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни.В работе с детьми большое внимание уделяется загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Гуси-гуси», «Каравай») они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.Злая кошка громко лает, Дом хозяйский охраняет:Стой, тебя она не пустит!Не послушаешь - укусит!Снег идет! Жара такая! Птицы с юга прилетают!Все вокруг белым-бело -Лето красное пришло!Лошадь ехала с рогами, Плыл козел по мостовой,Семимильными шагамиЧервячок шел с бородой!Две заботливые ламы - Лама-папа, лама-мама, -Бросив деток поутру,К мышке спрятались в нору!Что за гуси пробежали, Уши и хвосты поджали?Кто же гонится за ними?Может, кони на машине?Нет! Бегут они от страха,Что догонит черепаха! Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.Важное место в своей работе отводим также обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.Друзья познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Любишь кататься — люби и саночки возить. Книга - друг человека. Самым любимым у детей жанром в художественной литературе является сказка. Детей 4-5 лет знакомим с композиционными особенностями сказки, отличив ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и выражениями в сказке. В группе создали картотеку мнемотаблиц по сюжетам русских народных сказок, при помощи которых ребята учатся пересказывать знакомые им произведения с опорой на картинки.Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей. Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В группе стараемся широко использовать: показ кукольных и настольных театров для детей, проводить викторины по сказкам. Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература.Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считаю умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.
