Публикации Лекция: «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования любви к малой родине».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования любви к малой родине».
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна

Лекция: «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования любви к малой родине».Патриотическое воспитание является одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений. Педагоги используют различные формы и методы работы для воспитания чувств гражданственности и патриотизма. В настоящее время одним из эффективных видов деятельности в данном направлении является проектно-исследовательская деятельность, в рамках которой одной из целей работы с обучающимися является воспитание гражданина своей страны, патриота малой родины, знающего и любящего свои истоки.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в образовательном учреждении должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений.Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно-иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Сейчас важны способы получения так называемого «живого знания», способы переживания «живых эмоций». В связи с этим особую востребованность приобретает проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход.Главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы. Этим результатом является проект.Работая над темой исследовательского проекта, ребенок имеет возможность сделать что-то интересное самостоятельно или внести свою лепту в общее дело, сотрудничая со сверстниками в составе группы, максимально используя свои возможности. Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Секрет успешности использования метода проектно-исследовательской деятельности в процессе работы по патриотическому воспитанию заключается в том, что ее результаты всегда «осязаемы». Если это теоретическая проблема, то результатом будет ее конкретное решение, если практическая – конкретный результат. Важно то, что этот результат можно увидеть, осмыслить и применить в практической деятельности.Так, к примеру, результатом проекта по исследованию природного мира Ставропольского края может быть атлас, коллекция, гербарий; при исследовании фольклорных традиций Ставрополья наиболее ярким результатом станет создание видеофильма; при реализации проекта по созданию мини-музея русской культуры результатом может быть изготовление народного костюма, макетов и моделей памятников зодчества; при проведении исследования устного народного творчества или диалектов родного края результатом может быть справочник, словарь, книга.Особого внимания заслуживает завершающий этап проектной деятельности – презентация (или защита проекта), где обучающиеся представляют результаты проделанной ими работы. Продукт работы над проектом определяет форму проведения презентации. Цель проведения презентации заключается в выработке или развитии умений демонстрировать понимание проблемы проекта, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, предъявляя результаты рефлексии, делать самоанализ успешности и результативности решения проблемы.Главная задача педагога – сделать так, чтобы оценка выполненных проектов носила стимулирующий характер, мотивировала детей на дальнейшее участие в исследовательской деятельности. Прямым доказательством эффективности использования метода проектно-исследовательской деятельности в патриотическом воспитании детей и молодежи являются показатели результативности участия обучающихся в исследовательских конкурсах разного уровня.Формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств является одной из приоритетных задач системы образования, в том числе и в Шпаковском городском округе.Каждое мероприятие научно-исследовательской направленности предусматривает наличие секций, в которых представляются работы по истории родного края, военной тематике, истории судеб земляков, изучению исторических памятников, памятников культуры, архитектуры, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся.Самые маленькие участники конкурсов в своих исследованиях совершают первые шаги, приводящие их к пониманию того, что наш родной край обладает богатейшей историей и уникальной культурой. Через изучение семейных реликвий, традиций ребенок учится любить свою малую родину.Дети постарше занимаются более глубокими исследованиями: их интересуют исторические факты, экологические проблемы, этнологические особенности Ставрополья. Они учатся производить анализ имеющихся данных, устанавливать причинно-следственные связи, что позволяет лучше понять особенности нашего региона, менталитет живущих на этой земле людей.Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие в исследовательской и проектной деятельности существенно стимулирует детей к изучению истории, культуры и традиций малой родины – Ставрополья.
-