Публикации Статья: «Современной школе – современный учитель».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья: «Современной школе – современный учитель».
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна

Статья: «Современной школе – современный учитель».Сегодня в сфере образования происходят большие перемены, нацеленные на повышение качества всего образования. Появилось много нововведений, меняющих облик современных школ и образовательных учреждений. В многообразном мире профессий "Учитель", на мой взгляд, занимает одно из самых первых мест, так как учитель всегда стоит у истоков формирования личности. "Родители создают тепло, учителя создают души", - утверждает монгольская пословица. Именно от учителя, от его личности, мастерства, таланта, если хотите, кем он, сегодняшний ученик, станет завтра, какие приоритеты для него будут главными. А значит, какой она будет, наша Земля!Учитель - одна из самых уважаемых и ответственных профессий. Главная задача учителя - передать свои знания воспитанникам и научить их применять эти знания на практике.А.Дистервег подчёркивал, что настоящими учителями и воспитателями рождаются. Только тот педагог оставляет часть себя в детях, кто, не жалея сил, творческого воодушевления, таланта, вкладывает в души воспитанников наибольшие сокровища - душевность, человечность, порядочность.Учитель… Лишь семь букв, но сколько же всего за ними! Это и безграничное трудолюбие, и непрерывный творческий поиск, и порой бессонные ночи, и даже слёзы - слёзы радости и печали. Это и бесконечный шелест книжных и тетрадных страниц, и руки, перемазанные мелом… Это свет в окне, часто не гаснущий и после полуночи, и охапки цветов, и поздравительные открытки от учеников из самых разных уголков страны.Мне представляется, что учитель подобен раствору, который прочно скрепляет кирпичи, из которых можно построить прекрасный дворец. А кирпичи эти - прошлое страны и его будущее. Без прошлого, без того, что было накоплено предшествующими поколениями людей, без их опыта и знаний невозможно дальнейшего развитие государства, его процветание и могущество. Прошлое - это наша история, наши предки. Будущее - это дети, которые пока еще учатся в школе, а впоследствии будут строить жизнь, улучшать и украшать её. А между прошлым и будущим, между предками и потомками, как тот самый прочный строительный раствор находится учитель. Именно он осуществляет непрерывную связь поколений, именно он предаёт знания от поколения, уходящего к поколениям, принимающему эстафету жизни.Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Роль учителя - «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».Учитель XXI века… На мой взгляд, перед ним стоит великая задача, совместить то, что требует будущее, и то, что складывалось испокон веков. Ведь ещё Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Ещё в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые также являются и учителями. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Антисфен. Их объединяла доброта, душевность, любовь к своему делу, к детям, умение учить и творить, постоянное самообразование. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант.Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своём сердце.Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Я считаю, что учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет.В профессии учителя невозможно остановиться, необходимо постоянно расти над собой. Учитель в современном мире - тот же ученик. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому.Современный учитель - это профессионал, он владеет комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Он и артист, если надо - художник, потребуется - и певец, и писатель. Цель учителя не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребёнку сформироваться как личности, уметь правильно оценивать свои поступки.Современный учитель должен быть гибким, мобильным, потому что с каждым днём скорость нашей жизни увеличивается, поток информации растёт. Именно поэтому учитель должен уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь учитель - это пример, он учит нас не только своему предмету, но и жизни, всему лучшему. Современный учитель - это не профессия, это - образ жизни. Он сам должен жить своими детьми и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на его уроки. Надо найти ко всем свой «ключик к сердцу». А это требует от учителя глубоких знаний и любовь к предмету. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения; перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогает продолжить тропинку к их душам.Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л.Соловейчик: «Он - артист, но его слушатели не аплодируют ему. Он скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждого вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».Думаю, быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Урок надо начинать с улыбки. Улыбка - это приветствие, первое обращение к детям. Тёплая и радужная встреча с ними даёт почувствовать каждому, что он ожидаем и любим. Я считаю, что роль учителя - помогать ученикам, обнаруживать чудеса на каждом уроке. Каждый учитель может подарить частичку своего тепла, любви другим.В XXI веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Современный учитель просто должен соответствовать требованиями современного ученика и времени, в котором он живёт. Ученики живут ритмами жизни: Интернет, DVD,сотовый телефон, для того чтобы учитель услышал и понял его, нужно овладеть чудесами современной цивилизации не хуже, а может быть, лучше.Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд. Учитель должен быть инициативным, творческим, креативным, коммуникативным, уметь делать выбор, уметь искать информацию и активно работать с нею, ответственным, способен к смене позиций и видов деятельности, быть толерантным.Я считаю, что учитель будущего - это человек всесторонне образованный и грамотный, который постоянно пополняет свой багаж знаний. Это будет человек, вооруженный новейшими достижениями педагогики и психологии, человек, находящийся на «дружеской ноге» с самыми последними достижениями науки и техники. В наше время есть возможность при помощи Интернета обмениваться опытом работы с учителями из разных стран. И это замечательно!Сейчас главным в новой системе образования становится совместная деятельность учителя и ученика на основе сотрудничества, партнёрства. Учитель из передатчика информации превращается в менеджера, учится управлять процессом обучения. Учитель выступает в роли тьютера - ведущего к знаниям учеников. Так же учитель должен хорошо знать психологию, чтобы понимать личность ученика, экономику, чтобы знать, какого ученика готовить к жизни, информатику, чтобы применять ИКТ. И, конечно, прекрасно знать свой предмет, а так же традиционные и инновационные методы, приёмы и формы его передачи.Учитель должен разбираться в политике, ему нужно быть юридически подкованным человеком, уметь пользоваться новыми техническими средствами (компьютером, Интернетом, интерактивной доской, принтером, сканером). Я думаю надо активно посещать курсы, способствующие сложению информационной грамотности учителей. Современный учитель должен не только уметь преподавать свой предмет, но и в совершенстве владеть информационными технологиями и творчески применять их в работе.Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. Учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового.Учитель, как творческий человек, профессионал должен не отбывать учебные часы, а совместно с детьми проживать, переживать всё, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися.Учитель - непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди.И, тем не менее, работа учителя, наполненная энергией, высоким смыслом, приносит удовлетворение, а успехи учеников воспринимаются как свои собственные.Заканчивая своё эссе, я хочу сказать, что профессия учителя всегда была достойна уважения и почёта. Учитель - это не работа, не профессия, а призвание, образ жизни. Это радость общения в кругу детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему ученику, радость достижений и больших побед в воспитании человека.Во все времена учителя были одними из самых уважаемых людей у всех народов мира. Не случайно в России к учителям обращаются не иначе, как по имени и отчеству, показывая тем самым, как их ценят и любят.Учитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актёр, перевоплощаться, как машинист вести поезд, какое бы ни было у него настроение. Учитель только своим примером и своей любовью может вести детей за собой к звёздам. А тот, кто имеет желание это делать, и является современным учителем.И закончить свои размышления я хочу мудрой мыслью: «Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу…".Профессия учителя будет сопровождать людей всегда. Ерунда, что когда-то детей станут обучать роботы и машины. Они могут только помогать учителю, но заменить, живого человека технике не дано.Миссия учителя и в будущем будет такой же, как сейчас:Учить, вести, даритьИ целый мир великих тайнС учеником открыть!Современному учителю надо просто любить свою работу. Я согласна с утверждением И.Канта: "Работа - лучший способ наслаждаться жизнью".Так каким же должен быть современный учитель? Ответ прост:УмнымЧеловечнымИнтеллектуальнымТалантливымЕдиномышленником,Любящим своё дело!
-