Публикации Разработка урока математики на основе таксономии Блума

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока математики на основе таксономии Блума
Автор: Хомиц Светлана Юрьевна

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования«Методическая разработка - 2025»Разработка урока математики на основе таксономии БлумаМиасский городской округ2025ВведениеСовременная система образования ставит перед педагогами новые задачи, направленные на развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование критического мышления и умения применять знания на практике. В связи с этим каждый учитель при разработке урока задумывается: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме, как закрепить умения, как сформировать интерес к теме? На сегодняшний день традиционные подходы к обучению математике, ограничивающиеся передачей готовой информации от педагога к ученику и решением стандартных задач, стали неактуальны. Современного ученика необходимо познакомить с методами получения информации, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами извлечения знаний, необходимыми ему для дальнейшего саморазвития. Одним из эффективных инструментов достижения этих целей является таксономия образовательных целей Б. Блума.Таксономия представляет из себя иерархически выстроенную систему целей и результатов от простого к сложному, разработанную Бенджамином Блумом в 1956 году, и представляет собой 6 уровней, каждый из которых предполагает определенный уровень мыслительной активности учащихся.Значение таксономии Блума в образовании Использование таксономии Блума приносит ряд значительных преимуществ учителю, повышая качество педагогического процесса и облегчая достижение учебных целей.1) четкое структурирование учебной программы - ясно видна прогрессия от базовых знаний до высших уровней мышления. 2) дифференциация обучения - есть возможность составлять задания различного уровня сложности, ориентируясь на индивидуальные потребности и способности учеников. 3) эффективная диагностика - дает возможность выявлять пробелы в понимании материала учениками и своевременно реагировать на них.4) подготовка учеников к самостоятельной работе - стимулирование развития самостоятельности и ответственности у детей. 5) осознание учащимися собственных процессов познания - понимание учащимися цели каждой ступени, способность контролировать свое мышление, учиться планировать работу над заданиями и осознанно выбирать стратегию обучения. 6) повышение мотивации и интереса к учебе за счет разнообразия видов заданий, охватывающих разные уровни мышления.7) углубление межпредметных связей - интеграция предметов друг с другом.Применение таксономии Блума при разработке урокаВ качестве примера применения таксономии Блума представлен фрагмент технологической карты урока математики в 9-ом классе. Тема: «Алгоритм построения графика функции у = ах2 + bх + с»Тип урока: формирование новых знанийЦель урока: - сформировать представление о квадратичной функции вида y=ax2+bx+c, её графике — параболе; - научить определять влияние коэффициентов a, b, c на вид графика; - проводить построение параболы по характеристикам.Структура урока усвоения новых знанийЗаключениеПрименяя тaксономию Блумa, мoжно сoздaть cбaлaнсировaнный и эффективный прoцеcc oбyчeния, в кoтoрoм yчащиеся будут развиваться последовательно и всесторонне, и который будет способствовать глубокому пониманию и применению математических знаний. Так же, можно проследить насколько интенсивно задействованы все типы интеллекта обучающегося на уроке.Таксономия помогает выявить уровень обученности отдельно взятого ученика и скорректировать его дальнейший образовательный маршрут.Таким образом, использование таксономии Блума позволяет повысить эффективность урока за счёт планирования и организации урока, направленного на ожидаемый результат, а также решить проблему включённости всех учащихся в учебный процесс. Список литературы1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.2. Сиротина, Т. В. Алгебра. 9 класс. Базовый уровень. Тетрадь-тренажёр / Т. В. Сиротина. — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 90 с. — Москва : Издательство «Интеллект-Центр», 2025. 3. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Educational Technology & Society 9(4) 2006.4. Таксономия Блума. [Электронный ресурс] – Режим доступа:5. О таксономии образовательныхцелей [Электронный ресурс] - Ресурс доступа: Приложение 1Примерные вопросы для фронтального опроса1) Квадратичная функция – это …2) Графиком квадратичной функции является – …3) Квадратичная функция задается формулами: 4) Вершина параболы y = ax2 находится в точке с координатами ( ; )5) Постройте график функции: у = 2,1х2 , у = , у = , у = –2,4х2 . Опишите их свойства.6) Вершина параболы y = ax2 +n находится в точке с координатами ( ; ), так как…7) Вершина параболы y = a (x- m)2 находится в точке с координатами ( ; ), так как…8) Вершина параболы y = a (x- m)2 +n находится в точке с координатами ( ; ), так как...9) Постройте схематично графики функций: у = –3 (х + 1)2 – 2, у = , у = , у = 2,1 (х – 5)2 – 110) Задайте уравнением функции, графики которых представлены:Приложение 21) Построить график функции y = x2 - 6x - 8а) Графиком является … . Как определили вид графика?б) Направление ветвей - … Как определили направление ветвей?в) Как определить ось симметрии? Следовательно, найдем нули функции.г) Определим дополнительные точки параболы. Для этого можно заполнить таблицу. Какова область значения и область определения?2) Можно ли построить параболу более простым способом?3) Дополнить вышеописанный алгоритм формулой нахождения вершины параболы и исключить «лишние» шаги.4) Заполните таблицу:Приложение 31) Выполнить задание на отработку алгоритма построения графика функции вида у = ах2 + bх + с:Приложение 41) Постройте графики функций и сравните:а) y = х2 – 6х + 4 и y = (х – 3)2 – 5б) y = – х2 + 2х + 15 и y = = – (х – 1)2 + 162) Проанализировать данный случай.3) В задании № 10 Приложения 1 определите знаки коэффициентов a, b, с и Дискриминанта.4) Постройте графики функций:а) y = (x-1)(x+3)б) y = (x+2)(x-5)в) y = 2(x+1)(x-2,5)
-