Публикации
«Экология через призму нравственности».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экология через призму нравственности».
Автор: Федосенко Оксана Федосенко
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экология через призму нравственности».
Автор: Федосенко Оксана Федосенко
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИГосударственное профессиональное образовательное учреждение«Воркутинский медицинский колледж»Докладна тему: «Экология через призму нравственности».Работу выполнила:Преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин Федосенко О.И.Воркута2025Содержание:Введение…………………………………………………….…………..…. 3 Человек в природе………………………………………………….............4 «Взаимозависимость — ценность более высокая, чем независимость»..5 Как заботятся о природе в передовых странах..………………………….6 Святой Франциск Ассизский….………………...……………………….11 Вывод……..……...………………………………………………………...15 Библиографический список……...…………………………….….…...…15 «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».Альберт Эйнштейн.«Невозможно, потакая своему животному началу, не превратиться при этом в животное, потакая лжи — не утратить права на истину, потакая жестокости — не утратить душевной чуткости. Тот, кто хочет видеть свой сад цветущим и благоухающим, не оставляет в нем места для сорняков».Даг Хаммаршельд.Введение. Экологические проблемы на протяжении многих лет остаются одними из главных и трудно решаемых проблем для России. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что воздействие человека на окружающую среду имеет необратимые последствия, которые из года в год усугубляются, и если их не решать, то мы обречем последующие поколения обитателей планеты жить в условиях вымирания. Целью данной работы является проанализировать, какие факторы, в том числе человеческий характер, нравственность влияют на решение экологической проблемы, на примере загрязнения бытовым мусором. Объектом исследования является человеческий фактор, его влияние на предмет – загрязнения бытовым мусором.Для решения поставленной цели постараюсь сформулировать следующие задачи:Что такое нравственность в природе? Поведение человека под влиянием массовой культуры в противовес твердых принципов. Рассмотрим положительные примеры стран, решающие эту проблему. Рассмотрим жизнь Святого Франциска Ассизского, который смог повлиять своим жизненным примером на поведение и переоценку ценностей своих современников, создав массовое движение францисканства. Анализ соцопроса о готовности к изменению своей жизни в пользу экологии. Человек в природе. Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Нравственность заключается в осознании необходимости согласовывать свои действия (или действия группы личностей) с интересами общества. Применительно к задачам рационального природопользования нравственным может быть признано то, что при использовании природы, как общечеловеческого достояния, ее не разрушает. Любое действие, которое способно нанести вред природе, опосредствованно наносит вред всем другим представителям флоры и фауны. Все виды, кроме человека, живут по законам природы, назовем их “высокой нравственностью”, и именно эта “нравственность” позволяет сохраняться равновесию в природе. Животные охотятся только для того чтобы обеспечить себя пищей, и не уничтожают больше того, что необходимо. Если же их потребности выходят за рамки, их жестко контролирует природа - недостаток ресурсов сдерживает рост популяций. “Нравственны” волки, которые регулируют плотность популяций оленей и не дают им возможности полностью выесть лишайниковый покров тундры; “нравственны” степные орлы, которые не дают расплодиться мышевидным грызунам, угрожающим степному травостою. И только у человека возникает конфликт с природой. Причем поведение, обусловленное таким стимулами, как накопительство, амбициозность, отсутствие сострадания, недальновидность, жестокость, наносит все больший и больший урон, приближая человечество к экологической катастрофе. Природа человека имеет четыре измерения — тело, интеллект, сердце и дух. Рассмотрим разные результаты применения двух подходов, а именно массовой культуры и принципов, построенных на воспитание внутренней культуры и совести, в отношении этих составляющих.Тело.Подход массовой культуры: поддержание удобного образа жизни, позволяющего завоевать легкий авторитет, основанный на получение максимального удовольствия (перенасыщение едой, сексуальные девиации). Решение возникающих проблем здоровья с помощью медицины (фармакологии).Принцип: Предотвращение заболеваний за счет правильного образа жизни (спорт, правильное питание, вакцинация), сохранение семейных традиций, применения наименее токсичных веществ для оздоровления, использование долгосрочных и экологических предметов обихода. Получение удовольствие от достигнутых результатов.Интеллект.Массовая культура: просмотр социальных сетей (без цензуры); установки «развлекайте меня», «у кого деньги, тот и прав», «беспринципность для достижения цели».Принцип: постоянное вдумчивое чтение; непрерывное самообразование и самовоспитание, знакомство с культурой других соседних народов, изучение повадок животных на примере домашних животных, построение принципов жить в гармонии с окружающей средой.Сердце.Массовая культура: использование взаимоотношений с другими людьми для удовлетворения своих личных, эгоистичных интересов.Принцип: получение максимального удовлетворения и радости от внимательного, уважительного слушания и служения другим, понимание своей полезности обществу.Дух.Массовая культура: подчинение все шире распространяющемуся атеизму и цинизму.Принцип: признание источником нашей потребности в обретении смысла жизни и стремления к идеалу принципов — естественных законов, которые, по убеждение большинства людей на протяжении свыше 2000 лет, происходят от Бога.Культивируя в себе правильные принципы, мы, как каждая функционально-структурная единица целого повысим уровень своего развития и общества в целом. Строя свою жизнь, карьеру и просто обыденные поступки, высокоразвитый человек сможет преодолеть экологическую катастрофу и в целом избежать личную драму. Общество постепенно обретет способность находить эффективные решения и ориентиры, а разница между тем, что предлагает массовая культура, и подходом, основанным на верных принципах, будет становиться все более и более очевидной для человека, как взрослого, так и молодого.«Взаимозависимость — ценность более высокая, чем независимость.» Наша культура учит нас, что если мы хотим что-то получить в жизни, то должны «стремиться быть первыми». Она утверждает: «Жизнь — это игра, гонка, соревнование, в которых нужно победить». Школьные товарищи, коллеги по работе, даже члены семьи рассматриваются как конкуренты — чем больше выиграют они, тем меньше достанется вам. Конечно, мы стараемся казаться благородными и радоваться чужим достижениям, но в глубине души завидуем тем, кто сумел добиться более заметных успехов. Независимая воля тех, чьи души наполнены решимостью, стала источником прогресса нашей цивилизации. Однако в эпоху интеллектуального труда получить величайшие возможности и добиться успеха в любом предприятии смогут лишь те, кто владеет искусством говорить «мы». Поставленной цели можно достичь, только обладая менталитетом достаточности, когда человек действует бескорыстно, проявляя взаимоуважение для достижения взаимной выгоды. Именно, сообща мы сможем решить глобальные проблемы, опираясь на опыт передовых стран и обществ. Создав прогрессивное движение за освобождение от мусора, как материального так в наших головах, мир станет «немножечко» лучше. Рассмотрим положительные примеры, где страны смогли добиться использование и переработки отходов до 99%. Как заботятся о природе в передовых странах. Швеция — один из мировых лидеров по переработке отходов. По данным местной ассоциации по переработке Avfall Sverige на 2019 год, на свалки отправлялось лишь 0,8% всех отходов в стране. При этом говорить, что шведы абсолютно все остальное отдают на переработку, нельзя: по данным на тот же год, 50% отходов сжигалось для производства энергии. Также шведы пытаются сократить количество отходов за счет повторного использования вещей. Как им удалось добиться таких показателей и как они планируют совершенствовать сферу обращения с отходами?Что такое переработка?В США Калифорнийский департамент переработки и утилизации ресурсов (California Department of Resources Recycling and Recovery) определяет ее как использование отходов в качестве материала для производства нового продукта. Переработка включает в себя изменение физической формы объекта или материала и создание нового продукта. Она не приводит к полному уничтожению отходов. Повторное использование предметов к переработке не относится, так как оно не меняет физическую форму предмета. Однако повторное использование является более предпочтительным по сравнению с переработкой, потому что на него затрачивается меньше энергии. По сравнению же с полным уничтожением предметов или производством новых переработка более предпочтительна по той же самой причине: на переработку уходит меньше энергии.По этому же принципу сжигание к переработке не относится, так как во время него предметы полностью уничтожаются. Да, при сжигании вырабатывается энергия, которую можно использовать, например, для отопления домов, но все-таки после него нужно создавать новые предметы. Полностью избежать сжигания нельзя, так как не все отходы можно переработать: например, не подлежат переработке некоторые виды пластика.«Не следует путать предотвращение образования отходов с сортировкой по источникам, поскольку сортировка не снижает общего количества отходов», — отмечает Avfall Sverige.Главная проблема в Швеции состоит не в переработке и утилизации отходов (с этим в стране как раз все хорошо), а именно в их количестве. Муниципалитеты страны взяли на себя ответственность за развитие устойчивого потребления, которое позволяет сократить объем отходов.Ассоциация Avfall Sverige (ОТХОДЫ ШВЕЦИИ) — действительно важное звено в сфере обращения с отходами. Она появилась еще в 1947 году. Члены этой ассоциации обеспечивают сбор отходов и их переработку во всех муниципалитетах Швеции. Помимо муниципалитетов в нее входят ассоциации местного самоуправления, муниципальные предприятия и региональные предприятия по утилизации и переработке отходов, а также производители, консультанты и подрядчики, занятые в этой сфере. Именно ее члены обеспечивают сбор и переработку отходов. Кроме того, организация разработала маркировку Miljönär (миллионер). Ее может получить не только компания или предприятие, но и частное лицо. Главное, чтобы их деятельность была направлена на снижение объема отходов.Маркировка Miljönär — один из инструментов на пути к устойчивому потреблению. Ее цель — привлечь внимание к организациям, которые дают обществу возможность для повторного использования, разделения или снижения объема отходов любым другим путем. Авторы кампании отмечают, что людей чаще мотивируют не только аргументы в пользу экологии, а экономические — в пользу экономии денег. Идея кампании состоит в том, что ремонт, заимствование и повторное использование окупается как с экологической, так и с финансовой точки зрения и тем самым сокращает количество отходов.Среди них могут быть, например, секонд-хенды, мастера по ремонту велосипедов и пункты вторичной переработки разных отходов.На сайте компании есть карта, где отмечены все маркированные организации. Больше всего их не в районе Стокгольма, а в Мальмё и его окрестностях (этот город находится на границе с Данией). Также там есть советы по поводу того, как уменьшить объем отходов.Avfall Sverige отмечает и действительно важную роль муниципалитетов в сфере обращения с отходами. В 2015 году эта организация совместно с муниципалитетами начала общественную кампанию по привлечению муниципальных жителей к ремонту, заимствованию и повторному использованию в большей степени. Муниципалитеты, например, все чаще создают так называемые центры утилизации и часто сотрудничают с гуманитарными организациями. Туда можно сдать, например, одежду и стройматериалы.В течение последнего десятилетия многие муниципалитеты решили сотрудничать с другими, чтобы иметь возможность выполнять требования по устойчивому управлению отходами и высоким стандартам. Они образуют муниципальные компании или другие формы совместных организаций для повышения эффективности управления отходами.Необходимость строительства новых заводов, например, по переработке отходов в энергию или по производству биогаза, — еще одна причина для кооперации и сотрудничества. Около двух третей муниципалитетов предпочитают сотрудничать с частными предприятиями по вывозу мусора, остальные используют для этого собственные автомобили и персонал. Некоторые виды обработки бытовых отходов также осуществляются частными компаниями.Об обращении с отходами должны заботиться и все домохозяйства, то есть жители страны сами, а не только власти.«Распространенное повторное использование и более эффективное планирование покупок — довольно простые меры, которые могут дать отличные результаты», — указывает Miljönär.В каждой семье несколько контейнеров для разделения отходов, причем в некоторых случаях шведы компостируют их самостоятельно. В Швецию привозят и мусор из Норвегии, его переработка позволяет обеспечить энергией более половины населения. Предприятия перешли и на использование возобновляемых источников энергии — так, в районе Вестра Хамнен практически нулевой выброс CO2 благодаря замкнутой системе тепловой энергии.Еще один важный аспект — просвещение, так как гражданам надо понимать, почему переработка, утилизация отходов и стремление к сокращению их количества так важны. В Avfall Sverige «Новой газете» рассказали, что многие члены организации объясняют, как детям, так и взрослым, почему это важно. Для просветительских целей используются и соцсети — вот пример такого видео в фейсбуке. Шведы не делают упор лишь на переработку. Согласно их политике, первый шаг в иерархической системе мер в области управления отходами — предотвращение их формирования. Это означает и сокращение объема отходов в целом, и уменьшение ядовитых субстанций в них. В целом Швеция стремится к полностью безотходному производству и продвигает концепцию Zero waste («нулевых отходов»).Один из широко используемых сейчас терминов — «экономика замкнутого цикла». Этот термин обозначает экономическую модель, основанную на возобновлении ресурсов. «За счет более рационального потребления, покупки более долговечной продукции, покупки и продажи бывших в употреблении товаров, совместного использования, заимствования, повторного использования мы можем сократить количество отходов», — отмечают в Avfall Sverige.Вопрос о переходе к циркулярной экономике поднимается в Швеции на самом высоком уровне. В июле правительство страны приняло национальную стратегию, касающуюся этого. Она базируется в том числе на развитии устойчивого потребления и производства, а также на продвижении циркулярной экономики и для деловой сферы путем развития инноваций и бизнес-моделей, адаптированных под нее.«Мы работаем на многих уровнях, чтобы уменьшить количество отходов, — отмечают в Avfall Sverige. — Большое внимание уделяется, в частности, пищевым отходам. Например, гражданам рассказывают, что они должны покупать нужное количество продуктов и правильно их хранить. Что касается других видов отходов, в частности одежды, — если она в хорошем состоянии, то ее можно сдать на переработку или в организацию, которая занимается ее сбором».Одна из таких организаций — Fritidsbanken (Свободный бак). Она собирает бывшую в употреблении спортивную одежду и сдает ее в аренду бесплатно на срок до 14 дней. В целом же во многих муниципалитетах есть центры переработки, где организован сбор одежды, мебели и строительных материалов.Шведы должны отделять опасные отходы от остальных. При этом каких-либо специальных мер контроля нет — много усилий направлено на просвещение. Avfall Sverige объясняет, что большинство муниципалитетов время от времени анализируют содержание отходов, и если там больше 1% опасных — прилагаются все большие усилия по информированию граждан. Если же опасные отходы обнаруживаются при выгрузке мусорного бака, то процесс приостанавливают. Об опасных отходах в баке сообщают арендодателю, и если никаких улучшений не происходит (опасные отходы все равно не отделяются от остальных), то могут быть предприняты и другие меры — например, нарушителю назначат штраф.Если обобщить, то иерархия управления отходов в Швеции выглядит следующим образом:предотвращение образования отходов; повторное использование; переработка материалов и биологическая очистка; другие виды переработки — например, для производства энергии; захоронение отходов на свалках. Отклонения от иерархии могут быть необходимы по техническим, экономическим или экологическим причинам. Каждая страна ЕС должна иметь национальные программы по сокращению количества отходов и снижению количества опасных веществ в отходах. В Швеции за эту работу отвечает Шведское агентство по охране окружающей среды.Как уже было сказано выше, переработка пластика — одна из главных проблем в области утилизации отходов, и Швеция — не исключение. В прошлом году был запущен новый завод в Мутале, использующий первоклассные технологии для сортировки пластиковой упаковки, рассказывают в Avfall Sverige. Однако фактически только часть отсортированного пластика может быть использована для изготовления новых изделий.Из-за трудностей с переработкой пластика основное внимание уделяется сокращению его использования.Вакуумный приемник отходов в Стокгольме. Фото: imagebank.sweden.seМногие магазины заменили пластиковые и полиэтиленовые пакеты бумажными. Несколько крупных продовольственных магазинов теперь предлагают специальные бумажные пакеты. Следовательно, пакет можно использовать дважды. Уменьшить использование пластиковых пакетов и повысить осведомленность шведов также помог специальный налог на пластиковые пакеты, введенный в этом году. На обычный он составляет 3 кроны, на тонкий — 0,3 кроны.Еще один момент — чуть меньше 1% отходов все же отправляется на свалки. За 2019 год их количество выросло на 13% до 37,370 тонны, или 4 кг на человека.За свалками в Швеции следят и заботятся о том, чтобы не выделялся так называемый свалочный газ, который плохо влияет на окружающую среду. Это 50% метан, остальное — углекислый газ, азот и небольшое количество других газов. Образование свалочного газа удалось уменьшить путем введения запрета на вывоз органических отходов на свалки.На свалки отправляются, в частности, зола от сжигания биотоплива и отходов, ряд промышленных отходов, асбест (минерал, используемый, например, в строительстве и ракетостроении), керамика и некоторые виды металлов. Одна из свалок — Dåva Landfill, находящаяся в городе Умео на севере Швеции. Там же есть и Центр отходов. Dåva отмечает, что ее полигоны построены на 1000-летнюю перспективу. У них есть герметичное дно и почти непроницаемое верхнее покрытие. Опасные отходы ежегодно покрывают пластиковой пленкой, а также проводят их герметизацию для долгосрочного захоронения.Германия.В Германии все вопросы утилизации отходов и их переработки законом «Об экономике замкнутого цикла». В нем говорится как об ответственности производителей за создание перерабатываемой упаковки (в том числе транспортной и вторичной), так и о гражданах, которые должны вносить свой вклад в развитие окружающей среды. С 2015 года разделение отходов — обязанность каждого гражданина. На улицах везде установлены контейнеры для раздельного сбора. Кроме того, многие мелкие производители мотивируют граждан на то, чтобы класть напитки или еду в многоразовые тары, а пластиковые бутылки покупателям выгодно возвращать в магазины: они продаются с залогом до 25%. Крупные предприятия придерживаются главного принципа — переработать все, что они производят, в редких случаях — утилизировать экологически безопасным способом. В зависимости от упаковки производители платят DSG (Dual System Germany), а затем получают разрешение на размещение зеленой точки на своей упаковке.Как во Франции обращаются с пищевыми отходами и контролируют автомобилистов.В 2016 году во Франции супермаркетам утилизировать нераспроданные продукты, которые еще можно употреблять в пищу. Излишки отдают благотворительным фондам, волонтерским организациям, некоторые магазины самостоятельно находят волонтеров и отдают еду бездомным, некоторые предприятия делают корм для животных. Кроме того, многие вещевые магазины отдают одежду бездомным или отправляют ее на переработку, создавая из нее новые коллекции.В Бельгии, в регионе Валлония, за неправильно выставленный на улицу мусор и даже брошенный на землю окурок могут оштрафовать минимум на 50 евро, если же нарушение происходит в общественном месте — сумма увеличивается до 150 евро. Хочется добавить, что именно во Франции родился в 1182 году Франциск Ассизский покровитель окружающей среды и животных, который отмечаем 04 октября. Его подвиг служит примером, что перелом в сознание возможен.Святой Франциск Ассизский. Святой Франциск Ассизский (годы жизни в 1182г.- 4 октября 1226г.) - католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев (1209). Знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества. Художественно-символически изображается в коричневой монашеской рясе, подпоясанной верёвкой с тремя узлами, символами трёх данных им обетов: бедности, целомудрия и послушания, и имеющим стигматы (раны Христа): на ладонях, ступнях и под ребром.Многие историки называют первые двенадцать столетий нашей эры в жизни Западной Европы «темными веками». И вот в начале XIII столетия в Западной Европе на смену «темным векам» пришла эпоха Возрождения.Приход этого нового периода в истории Запада совпал с появлением Франциска Ассизского, прославленного святого Католической Церкви. Франциск так рассказывал о своем детстве и юности: «Я появился на свет в 1182 году в итальянском городе Ассизе, в семье торговца тканями. Отец назвал меня Франциском, потому что он торговал с Францией. В школе меня так и звали – «французик», ибо я с детства любил французскую поэзию трубадуров».Этот дух рыцарства, дух романтических песен бродячих певцов Франциск Ассизский пронес через всю свою короткую жизнь.Он был единственным сыном в семье, в которой было ещё шесть дочерей; родители ни в чём ему не отказывали. И потому он рос избалованным человеком. Тянулся к обществу молодых дворян, где можно было по очереди читать вслух французские стихи. Он устраивал для бедных, но титулованных юношей поэтические посиделки с обильной трапезой, за что Франциска всегда провозглашали «царем пира». Впоследствии, уже будучи аскетом, Франциск сочинил много стихов, в которых славит Господа. Современники называли его «творцом поэзии Возрождения».Молодой Франциск, как и все городские юноши, мечтал о воинской славе. И вот по призыву папы Римского он вместе с другими добровольцами едет воевать в Сицилию. Но Франциск не попал на войну. Еще по пути на корабль он упал с лошади, сильно разбился и вынужден был воротиться домой. Это был позор. В глазах горожан Франциск выглядел трусом. Ему, словно прокаженному, никто не подавал руки. Он целыми днями бродил по полям вдали от людей и вот однажды встретил настоящего прокаженного. В порыве братского чувства Франциск обнял и расцеловал больного, дал ему денег. И поклялся служить прокаженным. Вскоре он организует для них приют, где ухаживает за больными без страха и брезгливости.Вокруг Франциска Ассизского сложился монашеский орден нового типа: орден нищенствующих монахов-проповедников. Есть легенда о том, как святой Франциск пришел к римскому папе, чтобы тот благословил устав нового ордена. Папа был не в духе и, увидев оборванного Франциска, послал его к свиньям. Франциск выполнил приказ буквально: пошел ухаживать за свиньями. Папа узнал об этом, растрогался и утвердил устав монашеского ордена. Члены ордена имели особую одежду. Как-то один крестьянин отдал Франциску длинную бурую рубаху, и Франциск подпоясал ее веревкой. Через 10 лет такая рубаха и веревка станут одеянием 5 тысяч францисканских монахов. А еще через 100 лет в этой одежде похоронят великого Данте.Являясь почитателем и духовным последователем святого Франциска, Данте прославил его в XI песни «Рая». Здесь итальянский поэт сначала говорит о «двух вождях»: о святом Франциске Ассизском и святом Доминике Гусмане (1170–1221), основателе Доминиканского ордена.Один пылал пыланьем серафима;В другом казалась мудрость так светла,Что он блистал сияньем херувима.Лишь одного прославлю я дела.Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания. Под влиянием его жизнерадостной натуры и поэтического чутья, чаявшего живую душу во всем живущем, сострадание преобразилось в нём в любвеобильное сочувствие, охватывавшее всю природу, одушевлённую и неодушевлённую, везде представлявшую ему, по словам его гимна, братьев и сестёр. По отзывам специалистов, перевод С. С. Аверинцева наиболее верно передает содержание оригинала. Его перевод «Гимна» был опубликован в журнале «Человек» в 1991 году. Отрывок:«Хвала тебе, Господи мой, за все Твои творения,Особливо же за достославного брата нашего Солнце,Что день зачинает и светом нас освещает,В лучах блистает и в лепоте великой,И Твое, Господи, являет знаменование.Хвала Господу моему за сестру ЛунуИ за Звезды небесные, ясные и утешные.Хвала Господу моему за брата Ветра,За Воздух и Тучи, за Вёдро и Ненастье,Коими он всякому дыханию пропитание промышляет.Хвала Господу моему за сестру Воду,Ибо она весьма полезна, смиренна и стыдлива.Хвала Господу моему за брата Огня,Что светит в ночи:Он ясен и бодр, неодолим и рдян.Хвала Господу моему за матерь нашу Землю,Что всех нас носит и питает,Всяческие злаки произращает, цветы и травы на свет являет.» …По сей день его вспоминают простые люди. Они пересказывают своим детям легенды о том, как святой Франциск кормил медом диких пчел, как выкупил ягненка, которого вели на убой, как выпустил на волю зайца, попавшего в капкан… За эту доброту и милосердие и любят святого Франциска миллионы христиан.Есть легенда об общении Св. Франциска с волком из Губбио. В окрестностях итальянского города появился громадный, страшный и свирепый волк, который пожирал не только животных, но и людей. Жалея жителей, Франциск отыскал волка и, осенив его крестным знамением, сказал: «Брат ты мой волк, ты делаешь много зла в этой стране и совершил много великих злодейств. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и людьми». Волк движениями хвоста и глазами выразил свое согласие и вложил в руку Святому свою лапу. Этот волк прожил в Губбио два года и ходил по домам из двери в дверь, никого не обижая, и люди охотно давали ему пищу, а собаки не лаяли на него.Картина работы Стефано ди Джованни Сассета, 1437–1444 годы.Влияние францисканства не угасает и по сей день. В одной из своих книг — «Судьба России» — Бердяев приводит евангельские слова о том, что «Дух дышит, где хочет» (Иоан. 3, 8), а затем высказывает на первый взгляд парадоксальную мысль: по его мнению, подвижничество святого Франциска было бы возможно не только в эпоху Средневековья, но и при «машинах и капиталистическом хозяйстве». Я думаю, подтверждением этих слов является движение ГРИНПИС, в котором ярко отражается его почтительное отношение ко всем жителям планеты. Вывод.В основе своей характер состоит из наших привычек. «Посеешь мысль, пожнешь поступок; посеешь поступок, пожнешь привычку; посеешь привычку, пожнешь характер; посеешь характер, пожнешь судьбу», — гласит афоризм. Привычки — важные факторы в нашей жизни. Это устойчивые и часто неосознанные шаблоны поведения, постоянно, день за днем отражающие наш характер и порождающие нашу эффективность... или неэффективность. Как сказала Дарья (участница соцопроса) для решения проблем экологии надо «вырабатывать в себе бережливость на уровне привычки». А правильнее – поведение с высоким уровнем культуры до автоматизма.Направляющей силой в нашем развитии личном и общества в целом должна быть совесть. Говоря словами мадам де Сталь, «голос совести настолько слаб, что его легко заглушить, но при этом он настолько отчетлив, что его ни с чем нельзя спутать». Совесть - это, то что отличает нас от других видов животных, это Божья искра, которая помогает нам оставаться Человеком в сложных ситуациях, это наш компас в отношениях и даже фундамент в строительстве новых начинаниях, в построение концепции или миссии любого предприятия. По-моему, мнению, это спасательный круг и, повторяюсь, фундамент выхода из экологического кризиса. Совесть есть у каждого, другой вопрос насколько она соответствует нормам современного общества и глубины внутреннего мира отдельного индивидуума, но в любом случае это сила, которая приведет нас к переоценке ценностей. А задача образовательных структур и семьи помочь молодому поколению не заглушать этот голос. Используя мировой опыт, должна быть разработана государственная программа по сортировки и утилизации ТКО с привлечение всего населения страны, с информированием и обучением.По соцопросу наше общество готово к переменам, нововведениям на бытовом уровне и нравственно, чтобы воздух, вода и земля стали меньше загрязнены, а продукты и чистящие вещества (ПАВы) более полезны и экологически безвредны. Дело за государством внести коррективы на уровне законов, реформ, финансирования и привлечения малого и крупного бизнеса! Библиографический список: «Семь навыков высоко эффективных людей: Мощные инструменты развития личности» / Кови Стивен Р. ; Пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 374 с.
