Публикации
Педагогический проект: «Устное народное творчество – душа русского народа».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект: «Устное народное творчество – душа русского народа».
Автор: Ковалёва Елена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект: «Устное народное творчество – душа русского народа».
Автор: Ковалёва Елена Сергеевна
Педагогический проект: «Устное народное творчество – душа русского народа».Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной школы-интерната для детей с нарушением интеллектаАвтор: Ковалёва Е.С.С давних времен народная мудрость бережно пестовала каждый миг детства, оплетая поэтическим словом все грани становления личности. Веками выстраивалась стройная система традиций, правил и принципов, призванная воспитывать юное поколение в лоне семьи. Сердцем этой системы было и остается устное народное слово, эхом передающееся из века в век, из семьи в семью.Роль малых форм фольклора поистине бесценна. Народные песенки, потешки, сказки, скороговорки, загадки – словно ключики, открывающие ребенку дверь в светлый и уютный мир, исцеляя и согревая детскую душу.Фольклор обладает удивительной силой обучения: он взращивает устную речь, пробуждает духовность, питает воображение. Каждый жанр детского фольклора исподволь учит нравственным ориентирам, становится проводником народной мудрости и добрым наставником на начальном этапе жизни.Именно младший возраст – время особой восприимчивости, когда в ребенке, словно в благодатной почве, буйно расцветает наглядно-образное мышление, распускается эмоциональное воображение, крепнет речь, а психический мир обогащается бесценным опытом, рождая способность воспринимать мир и творить в нем. В то же время, развитие речи – одна из наиболее острых проблем в специальных коррекционных классах, где недостатки речевого развития проявляются с особенной отчетливостью.Поэтому развитие речи через практическое усвоение богатств языка становится первостепенной задачей. Нельзя сводить обучение речи лишь к изучению грамматических хитросплетений, ибо слово неразрывно связано с мыслью. Научить ребенка говорить – значит, научить его мыслить. Решение этой задачи требует многообразия форм работы, вдохновенного поиска нестандартных путей и технологий. Использование устного народного творчества на уроках и внеклассных занятиях – вот ключ к наиболее полному раскрытию потенциала ребенка.Проблема:Почему же речь наших детей так бедна? Не разучились ли мы говорить с ними? В общении с детьми родители все реже прибегают к помощи поговорок и пословиц, а ведь в их глубине сокрыто разрешение многих жизненных коллизий.Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в человеке искру добра. Использование его в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления, мотивации поведения, для накопления положительного нравственного опыта в межличностных отношениях.Отсутствие в речи эпитетов, ярких сравнений и образных выражений ведет к ее обеднению, упрощению, превращая в скучную, однообразную и малопривлекательную серую массу. Без яркости и красочности речь блекнет и тускнеет, теряя свою животворную силу.Цель проекта: Развитие творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей средствами устного народного творчества.Задачи проекта:Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать эстетические чувства при соприкосновении с образцами устного народного творчества. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на учебную деятельность. Объект исследования: Речевой материал, связанный с устным народным творчеством, используемый на занятиях в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы 8 вида, и его влияние на обогащение словарного запаса детей с нарушениями развития.Новизна опыта: Использование речевого материала с элементами устного народного творчества не только на уроках чтения и письма, но и на уроках математики, изобразительного искусства, трудового обучения и во внеклассной работе.Система поэтапного использования жанров устного народного творчества на различных предметах учебного плана:РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:Приобщение детей к волшебному миру устного народного творчества, бережное и ежедневное использование его как на уроках, так и во внеурочной деятельности, раскрывают дар устной речи ребенка, питают его воображение и фантазию, взращивают духовность и учат нравственным законам.С помощью малых форм фольклора можно решать практически любые задачи методики развития речи. Поэтому, наряду с базовыми приемами и средствами речевого развития школьников с особенностями интеллекта, я широко использую этот богатейший кладезь словесного народного творчества.Опыт показывает, что работа в этом направлении не только эффективна, но и жизненно необходима для дальнейшего развития детей. Фольклор – бесценный инструмент народной дидактики, приобщающий детей к поэтическому слову, обогащающий их духовно и развивающий физически. Народное поэтическое слово, обращенное к детям, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь, нежность, заботу, веру в то, что ребенок растет здоровым, красивым, сильным и умным.
