Публикации
Лекция: «Организация поисково-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Организация поисково-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».
Автор: Безниско Оксана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Организация поисково-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».
Автор: Безниско Оксана Николаевна
Лекция: «Организация поисково-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».Приобщение учащихся к исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении.Исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления.Можно выделить следующие направления в организации исследовательской работы с учащимися:поисково-познавательная деятельность, выполняемая учащимися в учебном процессе, проведение уроков, носящих исследовательский характер; организационно-массовые мероприятия (олимпиады, научно-практические конференции, встречи с представителями научной и творческой среды, носителями профессии); научно-исследовательская работа во внеурочное время. Материалы предлагаемой педагогической практики касаются первоначального этапа формирования исследовательских навыков - организации поисково-познавательной деятельности в урочное время. Сама исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей обучающихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция, формируется исследовательская компетенция.Исследовательская компетенция - это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.Формирование исследовательской компетенции у учащихся требует нестандартного подхода к содержанию и организации изучения предмета - применению исследовательского метода обучения. Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В исследовательском обучении усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений.Основные формы и приёмы организации поисково-познавательной деятельности школьников, которые я использую на уроках русского языка (различных его этапах, ступенях образования), представлены в таблице:
