Публикации
Психоло-педагогические основы мотивации учения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психоло-педагогические основы мотивации учения
Автор: Бударина Анастасия Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психоло-педагогические основы мотивации учения
Автор: Бударина Анастасия Андреевна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯФормирование мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся Перед каждым учителем в настоящее время стоит очень важная и в тоже время сложная задача – формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Несомненно, деятельность ученика в учебно- воспитательном процессе будет малоэффективна без такой мотивации. [2]Мотив – направленность активности на предмет; внутреннее психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Наличие мотива придает активности наиболее эффективный характер, в то время, когда потребность только характеризует готовность к деятельности. Мотивом в обучении является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на поучение положительной отметки, и на похвалу родителей, и на установление благоприятных отношений со сверстниками.Маркова А. К. рассмотрела следующие функции и виды мотивов.Мотивация выполняет функции, такие как побуждение поведения, его направление и организация, придание ему личностного смысла и значимости. Мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению на всех его этапах, во всех его звеньях, это показывает наличие нескольких функций [5].Все мотивы разделены на группы: Социальные;Познавательные;Творческие или социально-познавательные.Содержание урока каждой темы должно быть глубоко мотивировано тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.Мотив – побуждение к достижению цели.Мотивация – это совокупность всех методов деятельности, другими словами, система мотивов; важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности основным критерием ее сформированности является выработанная внутренняя мотивация. Проблемы мотивации изучали такие ученые, как А. Г. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, В. В. Шпалинский. Продолжателями являются А. К. Маркова, Л. М. Фридман, Г. И. Саранцев.Самоуважение в деятельности, познавательные и социальные мотивы являются основными направлениями работы по развитию внутренней мотивации учащихся с использованием системы стимулирования.Учащийся может проявлять агрессивное самоутверждение, отказ от деятельности, быть пассивным и унылым. Эти реакции появляются при неправильной мотивации.Условно разделим группу методов стимулирования и мотивации учения на две большие подгруппы:Методы формирования познавательных интересов у школьников. Методы, формирующие чувства долга и ответственности в обучении. Особую группу активных форм формируют лекционные уроки, уроки- путешествия, конкурсные уроки, уроки-деловые игры. К последней категории можно отнести пресс-конференции, бинарные и интегрированные уроки. Все это относится к нестандартным формам урока.В педагогике выделяют следующие группы мотивов обучения: социальные, познавательные, а также коммуникативные, мотивы ответственности и перспективы.Социальные мотивы призывают педагога предоставить учащемуся осознание общественной, а также индивидуальной важности обучения, сформировать у ученика активную жизненную позицию.Познавательные мотивы побуждают школьников к формированию непрерывного желания к познаниям. По мнению Я. А. Каменского познавательный интерес является одним из значимых средств стимулирования у подростков желания учиться, при этом, не боясь никаких трудностей в освоении науки.Коммуникативные мотивы требуют развития взаимоотношения обучающихся к учебе под воздействием окружающих – друзей, педагогов, семьи.Даже самый низкий уровень знаний математики поднимет ученика на высокий уровень людского общения. Убеждение каждого учащегося в это является задачей учителя. Познание математики – тяжелый труд, но во время ее изучения учащийся приобретает умение рассуждать, логически мыслить, обладать способностью прогнозирования определенных ситуаций наперед. Все эти способности необходимы каждому человеку в рыночных условиях.Опираясь на развитие умения действовать, принимать решения, находить способы удобного решения какого-либо задания учитель формирует компетенции, которые ребенку будут необходимы в современной жизни. То, ради чего человек прибегает к различным действиям, является побуждение мотивов. Причинами, активизирующими деятельность и являющимися основой мотивов, выступает заинтересованность, эмоциональная яркость, стремление к определенной цели, потребность в чем-то.Среди всех мотивов выделяют две большие группы:познавательные мотивы, которые характеризуются содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями учащихся с другими людьми. Перед образовательной организацией в настоящее время стоят следующие задачи: научить учащихся, другими словами обеспечить овладение знаниями, развить его природные способности, сформировать эмоциональную, духовную сферу личности. Именно поэтому формирование и развитие учебно- познавательной мотивации к изучению математики является первоочередной задачей [2].Г. Апостолова отмечает, что учебный материал учителем должен преподноситься так, чтобы ребенок «увлекался им всем сердцем.Сделать это учитель математики может благодаря использованию разно- образных форм и методов стимулирования и мотивации, которые будут учитывать субъективный опыт учащихся по рассматриваемой теме, при этом создавая атмосферу заинтересованности каждого ученика. Также можно использовать стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке, при этом, не боясь допустить ошибку, получить неправильный ответ. Необходимо в конце урока обсуждать с учениками что понравилось (не понравилось) и почему, что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому, а не только «что узнали» (чем овладели). При объявлении домашнего задания, учитель должен давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, которая обеспечит качественное выполнение домашнего задания, а не только сообщать его содержание и объем.Разнообразныеметодыиприемыформированиямотивацииу учащихся на уроках математики Автор классификации методов формирования мотивации, которая была разработана на основе целостного подхода к процессу обучения, Ю. К. Бабан- ский считает, что деятельность в процессе обучения должна осуществляться с помощью таких методов, сочетающих в единстве организацию действий по опосредованию учебной информации, регулирование деятельности личности прежде всего разнообразными способами ее стимулирования и оперативный контроль за ходом деятельности [1].Выделяют три группы методов обучения при целостном подходе:метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методконтроляисамоконтролязаэффективностьюучебно- познавательной деятельности. На всех этапах развития интереса его можно охарактеризовать следующими обязательными моментами:положительной эмоцией по отношению к деятельности, наличие у данной эмоции познавательной стороны, наличием идущего от самой деятельности непосредственного мотива. Такие методы, как метод формирования интереса к учению (учебные дискуссии, познавательные игры, создание ситуации успеха, разъяснение) и метод формирования долга в учении и ответственности (поощрение и порицание, предъявление учебных требований) относят к методам стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.Методы формирования интереса к учению Данный метод означает, что в ходе учебного процесса важным по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам является обеспечение возникновения положительных эмоций. Эмоциональное состояние непосредственно связано с переживанием душевного волнения таким, как радость, сочувствие, гнев, удивление, отклик. По этой причине в таком состоянии к процессам внимания, запоминания, осмысления подключаются глубокие внутренние переживания личности. Они делают эти процессы более эффективными в смысле достигаемых целей благодаря их интенсивному протеканию.Использование в учебном процессе творческих и познавательных приемов, парадоксальных фактов, занимательных аналогий является приемом со-здания на уроке занимательной ситуации. Данный прием можно назвать одним из примеров метода стимулирования.Метод формирования чувства долго и ответственности в учении Кроме мотива познавательного интереса процесс обучения опирается на множество других мотивов. Особо значимыми среди ряда мотивов являются мотивы долга и ответственности школьников в учении. Данные мотивы дают возможность учащимся преодолевать неизбежные затруднения в учении, испытывать положительные эмоции, удовлетворение от преодоления трудностей в учебе.Формирование мотивов долга и ответственности основано на применение следующих групп методов и приемов:разъяснение общественной и личностной значимости учения школьникам; предъявления требований, для соблюдения которых необходимо выполнять свой гражданский, нравственный, сыновний (дочерний) долг; приучение к выполнению требований; поощрение за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей; оперативный контроль над выполнением требований. В целях поддержания и развития хороших начал в учебной деятельности применяется метод поощрения и порицания в учении. В школе к методам поощрения можно отнести множество приемов – это похвала учителя, выставление повышенной отметки и др. Применение порицания и других видов наказания, как правило, применяется только в вынужденных ситуациях, и является исключением в формировании мотивов учения. Успешное учение школьников обеспечивает только умелое сочетание различных методов стимулирования в своем единстве.Мотивация учебной деятельности путем учебной дискуссии Известно, что в споре рождается истина. Спор – дискуссия – вызывает повышенный интерес к теме. В момент изучения стандартных учебных вопросов на каждом уроке учителя создают ситуации спора или учебные дискуссии. Учащимся предоставляется возможность выразить свое мнение о причинах ка- кого-либо явления, объяснить данную точку зрения в различных ситуациях. Чаще всего задается вопрос типа: «Есть ли другие мнения?» Обычно данный метод приводит к спору, учащиеся самопроизвольно делятся на приверженцев и противников того или иного объяснения и с интересом ждут заключения учи- теля с последующим объяснением. Данная ситуация является примером того, что учебный спор является методом стимулирования интереса к учению.Такой прием необходимо использовать для выявления повышенного интереса к более углубленному изучению различных вопросов, но при этом необходимо помнить, что учащиеся, конечно, не всегда смогут прийти к окончательному решению о справедливости и достоверности какой-либо точки зрения.Издавна математика считается самой точной областью знаний и является надежным орудием для раскрытия тайн природы. Около 1650 до н.э. древнеегипетским писцом по имени Ахмес было переписано на свиток папируса древ-неегипетское учебное руководство по арифметике и геометрии периода Сред- него царства. В своей рукописи он обещал научить «совершенному и основательному исследованию всех вещей, пониманию их сущности, познанию всех тайн…».Три тысячи лет данную идею в своих работах повторил математик из Индии – Бхаскара II ( 1114-1185 гг. ): «Я глубоко почитаю математику, поскольку те, кто знаком с ней, видят в ней средство к пониманию всего существующего».Мы должны понимать, что круг возможностей в области данной науки в те времена был узок, но, несмотря на это, уже тогда математика обнаружила те черты, которые смогли охарактеризовать ее для всей истории на многие века.Для решения конкретных практических задач еще в те времена люди пытались формировать математические понятия, создавали целые теории. Какая-то неудержимая сила толкала первых «первооткрывателей» математики к решению задач, достижению точности вычислений, которая была намного больше потребности практики [3].Математика как наука, перед тем, как стать могущественной, наиболее важной отраслью теоретических знаний, прошла длительный и тяжелый путь.Приведем другой пример. Заполнение треугольника Паскаля. Необходимо сделать вывод, что числа, записанные в треугольнике Паскаля, являются числовыми комбинациями. Обобщить свойства чисел комбинаций в таблице.Учитель: «Треугольник Паскаля образуется числами, выражающими число комбинаций. Эти числа носят название биноминального коэффициента и играют значимую роль в записи разложения степени двучлена. В 1653 г. вышла работа Блеза Паскаля «Traite du Triangle Arithmetique» (трактат об арифметическом треугольнике), которая представляла собой таблицу, называемую треугольником Паскаля». Этот трактат нес в себе большое значение, так как являлся первым среди трудов по теории вероятности и имел длительную и интересную историю.Биномом называется двучлен, представленный в виде a + b. Бином и двучлен являются синонимами, но для нас наиболее интересными являются не они сами, а их степени.Великий английский математик и физик Исаак Ньютон в своей теореме о биноме Ньютона выразил обобщение свойств коэффициентов Ньютона. Он увидел, что коэффициенты разложения степени бинома равны соответствующим строкам треугольника Паскаля и числам. Об этом открытии Исаак Ньютон объявил в 1676 году. Так как данная теорема строго доказательства не имела, в 1774 году Леонард Эйлер один из первых попытался ее доказать, но, к сожалению, не довел свои труды до конца. В 1812 года снова была попытка доказательства данной теоремы выдающимся немецким математиком Карлом Фридрихом Гауссом. На этот раз теорема обрела истинное доказательство. Проде-лав небольшие расчеты, можно увидеть, что данный процесс длился 136 лет, то есть, около шести поколений.Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации По мнению американского философа, психолога, педагога Джона Дьюи (1859-1952), человек начинает думать тогда, когда перед ним возникают трудности, разрешение которых для него играет важную роль. «Трудности», которые необходимо преодолеть, при размышлении над поиском решения в дальнейшем стали называть проблемой.Учитель создает проблемную ситуацию, если не подает информацию в готовом виде, а строит урок так, что ученики сами достигают новых знаний. Учитель должен правильно использовать скрытые в курсе преподаваемого предмета ресурсы.Основные приемы создания проблемной ситуации:учитель создает противоречие между уже изученным и новым и предлагает самостоятельно найти способ его разрешения; предлагает несколько точек зрения на один и тоже вопрос; сталкивает противоречия практической деятельности; предлагает подойти к явлению с различных сторон; побуждает учащихся сравнить, обобщить, сделать вывод из сложившейся ситуации, сопоставить имеющиеся факты; ставит точные вопросы (для обобщения, обоснования, конкретизации, логического рассуждения); предлагает самостоятельно составить задачи. В ходе проблемного обучения применяются проблемно-поисковые методы обучения. При использовании данных методов обучения учитель использует следующие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопрос, предлагаетзадачу, экспериментальное задание), подтверждает правильность выводов, вы- двигает готовое проблемное задание. Ученики, в свою очередь, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают полученные ранее знания, выявляют причины явлений, находят объяснения их происхождению, выбирают более рациональный вариант выхода из проблемной ситуации, при этом основываются на прежнем опыте и знаниях.К примеру, такие факты можно использовать при изучении темы «Подобие фигур» на уроке геометрии.В данной истории повествуется о том, как во время путешествия по Египту Фалес был поражен величием пирамиды Хеопса. Скажите, пожалуйста, какова высота пирамиды? – спросил он жрецов. Это дано знать только богу Солнца Ра, а не человеку, - ответили жрецы. Подождите минуточку, сейчас я точно измерю высоту данной пирамиды! – заверил Фалес. Он вышел под лучи солнца и измерил длину собственной тени. Ее длина вдвоем превышала рост Фалеса. Из этого он сделал следующий вывод, что в данный момент все предметы имеют тень вдвое больше, чем их естественная высота. Далее необходимо измерить длину тени, отбрасываемой пирамидой. Если вы думаете, что жрецы были в восторге от ума и изобретательности Фалеса, то вовсе нет. Они были возмущены. Еще бы! То, что, по их мнению, вообще не дано знать человеку, какой-то грек из Милета сумел получить почти мгновенно! Конечно, такое не прощают! И жрецы решили убить Фалеса. На счастье Фалеса, один из жрецов оказался порядочным человеком и посоветовал Фалесу поскорее садиться на корабль, который вот-вот покинет Египет.Кроме подобных фигур в математике встречаются еще и самоподобные фигуры (по немецкому философу математику Готфриду Вильгельму Лейбницу). Это такие фигуры, которые можно разрезать на конечное число идентичных фигур, подобных заданной фигуре. Примером самоподобных фигур может служить квадрат и правильный треугольник. Самая простая из самоподобных фигур – это «веточка», имеющая огромное количество элементов. Чтобы ее построить необходимо взять отрезок, за- тем разделить его на 3 совершенно одинаковые части и из точек, где происходило деление, провести под углом 4 градусов отрезки, длина их должна быть втрое меньше длинны исходного отрезка. После чего данную процедуру повторяют по отношению к построенным отрезкам. Аналогичное свойства самоподобия обнаруживают и некоторые объекты природы. В пример можно привести линии разломов в земной коре, разветвление деревьев, облака, коралловые рифы, очертание гор.При изучении темы «Площади фигур» можно вспомнить о том, что вычисление площади или поверхности носит название квадратура. Квадратура фигуры у жителей Древнего Египта сводилась к построению равновеликого квадрата. Термин «квадратура круга» происходит именно отсюда. Одна из знаменитых древних задач имела это название. Синонимом задачи, не поддающейся решению, стало выражение осуществить квадратуру круга. Это выражение имела следующее значение: построить равновеликий квадрат, используя только циркуль и линейку.Побуждение учеников к определению внутренних связей между предметами относится еще к одному из способов создания проблемной ситуации [1].Мотивация учебной деятельности путем создания метода «Мозговой штурм»Данный метод применяется на уроке при коллективной творческой работе, когда работает весь класс и решает сложную проблему. В данном методе учеников объединяет общая работа. При совместной работе учащиеся дополняют друг друга, находят истину проблемы, отстраняя другие проблемы.Основная задача данного метода заключается в сборе большого количества идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Перед началом «штурма» проводится разминка, котораязаключается в быстром поиске ответов на вопросы тренировочного характера. Затем необходимо напомнить правила обсуждения, еще раз уточнить постав- ленную задачу и переходить к старту. Каждый участник высказывает свое мнение, может дополнить идею и уточнить. В каждой группе назначается эксперт, который записывает на бумаге выдвигаемые идеи. Длительность «штурма» около 10-15 минут. Для него предлагаются вопросы, которые требуют нетрадиционного решения. Например: Как можно узнать длину проволоки, которая намотана на катушку, не разматывая ее? Работа осуществляется по группам: генерации идей, анализ проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. При генерации идей в группах применяются определенные правила. На данном этапе никто не должен прибегать к критике и подвергаться ей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Идеи, полученные в группах на данном этапе, систематизируются, их объединяют по одинаковым принципам и подходам, после чего переходят к рассмотрению проблем, которые «мешают» реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. В конечном итоге выбирают только идеи, которые не подверглись критическим замечаниям и контр идеями. По использованию данного метода могут проводиться отдельные занятия.Учащиеся должны быть ознакомлены перед «мозговым штурмом» с правилами его ведения. Можно раздать данные памятки каждой группе участников.Правила «мозгового штурма»:Во время «мозгового штурма» не должно быть руководителей и подчиненных – есть только ведущий и участники. Не должно существовать шаблонного мышления. Во время «мозгового штурма» нужно полностью освободиться от стереотипов и традиций. Юмор и раскованность помогают вдохновению. Свободное воображение. Любая идея, выдвинутая участниками, должна быть одобрена, даже если она неправдоподобна и фантастическая. Рекомендуется задавать вопросы участника для уточнения и развития их идей. Не маловажным является поддержка и поощрение коллег. Строго запрещены критические замечания и промежуточные оценки между участниками. На стадии обсуждения не отвергаются никакие идеи. Свои идеи необходимо формулировать коротко и ясно. Чем больше выдвинутых идей, тем лучше. Помните: оптимизм и уверенность повышают умственные способности человека! Процедура «мозгового штурма» состоит из следующих последовательных действий:Формулировка учебной проблемы, постановка задач для поиска ее решения. Обговариваются и ставятся условия и правила коллективной работы. Далее участники разбиваются на несколько рабочих групп по 3-5 человек и группы экспертов, которая отбирает и оценивает наилучшие идеи. Разминка. На данном этапе учащиеся должны быстро отвечать на вопросы и задачи, носящие тренировочный характер. Необходимо создать такие условия, в которых школьники не будут чувствовать себя скованно, стесненно и неловко – в этом заключается цель этапа. «Штурм» поставленной проблемы. Необходимо еще раз уточнить постав- ленную задачу и напомнить правила обсуждения. Генерирование идей во всех группах стартует одинаково по команде педагога. Каждый участник должен предложить свою идею, которые никто не должен критиковать, можно только дополнить или комбинировать с уже имеющимися. Эксперт, закрепленный за каждой группой, должен зафиксировать все идеи на бумаге. Длительность мероприятия составляет 10-15 минут. Эксперты оценивают и отбирают наилучшие идеи. Провозглашение результатов «мозговой атаки». Подводится итог работы каждой группы, выбирается наилучшая идея из всех предложенных и происходит ее защита. Мотивация учебной деятельности путем использования творческих задачСистематически нужно развивать и воспитывать в учащихся способности видеть интересное и удивляться. Такое умение дается упорным трудом, но при- носит детям радость, способствует развитию их воображению, стимулирует к творческому подходу решению задач. Помощью в этом могут стать интересные факты. Повествовать их можно и на этапе мотивации обучения, чтобы удивить учеников, а также вызвать у них противоречие и удивление, и для закрепления материала, чтобы показать практическую значимость изученного на уроке.Для раскрытия творческих способностей школьников практикуют создание проектов. Данное мероприятие позволяет выработать повышенный и устойчивый интерес и постоянную потребность в творческих поисках, так как без деятельности не возникает интерес и творческая потребность. Эта деятельность направлена на мотивацию учащихся, в ходе которой учитель должен найти подход к каждому ребенку в не зависимости от того сильный он или слабый и поощрять их успехи в работе. Нужно помнить, что у школьника должны отсутствовать чувства страха и тревожности, потому что именно они являются помехой в развитии мотивации.Конкретным, «осязаемым» результатом такой деятельности является презентация, доклад, выпуск газеты, плакатов и подобного этому. Данные требования являются основными.Учитель, имеющий высокий уровень квалификации, владеющий прогрессивной методикой обучения и развития учащихся, умеет использовать метод проектов. Данную технологию относят к развитиям 21 века. Практика выполнения творческих проектов по темам: «Использование тригонометрических формул во время нахождения расстояний между недоступными предметами»,«Египетские пирамиды», «Симметрия в природе», «Оригами» и другие являются наиболее популярными.Учащимся может быть предложен вопрос типа: «Что будет, если…». В вопросах такого характера рассматриваются парадоксальные ситуации. Ученики, пользуясь своими знаниями по предмету, могут сами подобрать такие вопросы, предложить ответить на них одноклассникам, пообсуждать, отстоять свое мнение.Помимо всего этого, школьникам можно предложить к самостоятельной разработке кроссвордов, сканвордов, загадок и многому другому. Такой вид работы помогает активизировать умственную деятельность, что является очень важным. А также вырабатывает умение видеть и выделять главное.Предлагаются следующие варианты работы с кроссвордом:Заполнить пустые клеточки, изучив кроссворд. К уже имеющимся словам в кроссворде придумать вопросы. Разгадать кроссворд, в котором имеются выделенные клеточки. Из букв, которые находятся в данных клеточках составить слово, которое является ключевым и объяснить его значение. Составить кроссворд по понятиям пройденной темы. Внимание учащихся привлекают художественные задачи. Например,«Каким я представляю себе…». В таких задачах можно предложить какого- либо научного деятеля, интервал времени или какое-то действие. Не меньший интерес проявляют дети при написании сказок, рассказов, стихов с использованием заданий по предмету.Мотивация учебной деятельности путем обсуждения ситуации успеха Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий для создания возможности достижения хороших результатов в деятельности одного учащегося или целого класса. Каждый ребенок должен сам определить свой результат как успех. Созданная ситуация успеха становитсяначалом для изменений взаимоотношений с окружающими, для дальнейшего развития личности. Заряд активного оптимизма, который получает ребенок, закаляет характер, повышает жизненную стойкость и способность к противодействию. Благодаря такому приему у учащихся ликвидирует низкий интерес к обучению, они становятся менее агрессивными, меньше ленятся, развивается познавательная активность при переходе в следующий класс. Учитель математики должен управлять учебной деятельностью так, чтобы каждый ребенок смог проявить все свои способности, развить самостоятельность, инициативу и творческий потенциал, быть уверенным в собственных силах, чувствовать радость победы. Именно через создание ситуации успеха педагог достигает желания школьников изучать этот сложный предмет.Успехом принято считать талант в учебной деятельности, достижение позитивных результатов, признание личности ученика классом, товарищами, учителем. Успех бывает ожидаемым и неожиданным, подготовленным и неподготовленным, кратковременным и длительным, направленным на дальнейшее развитие школьника.Каждый учащийся должен комфортно чувствовать себя психоэмоционально. В основе педагогической технологии «Создание ситуации успеха» к процессу обучения и воспитания лежит именно такой лично-ориентированный подход. Главным условием создания ситуации успеха является настрой добро- желательной атмосферы в классе. Дети не должны бояться. Чтобы избежать данной проблемы можно применить авансирование детей перед началом выполнения поставленной задачи.Желание учителя заключается в том, чтобы дать учащимся радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства, которое является единственным источником внутренних сил ребенка, порождающие энергию для преодоления трудностей. Для этого в учебном процессе следует использовать разнообразные методы стимулирования учебной деятельности: метод познавательной деловой игры, метод создания познавательной дискуссии, метод и прием самостоятельной работы, метод эвристической беседы и тому подобное [1].Прием «Эврика» заключается в стремлении учителя активизировать учащихся хотя бы на маленькое, но собственное открытие уже известных фактов. Ученики участвуют в творческом процессе, побуждающем к открытию для себя известного ранее и мышлению. Главная задача заключается в создании условий, при которых ребенок неожиданно для себя приходит к выводу, что раскрывает всю красоту познания, выполняя учебное задание.Прием «Умышленная ошибка (софизм)» основывается на активизации внимания школьников. Ребенку необходимо предоставить возможность видеть только положительные качества его развития как личности и, на некоторое время, забыть о его «недостатках».Во время перехода учащихся в старшей школе замечается снижение интереса к обучению при изучении математики. Здесь главной целью учителя является создание ситуации успеха для развития личности ребенка. Необходимо, чтобы каждый ученик ощутил радость достижения успеха, осознал свои способности, поверил в свои силы.Предпосылки к поисковому поведению, с которым рождается человек, могут в дальнейшем развиваться в процессе индивидуального развития личности или вовсе быть уничтоженными. Учащиеся с низким уровнем знаний или неспособностью выразить имеющие знания перед учителем обычно получают низкие оценки, а иногда и моральное осуждение. Это приводит к потере интереса в обучении и дальнейшему снижению оценок, вместо того, чтобы постичь веру в собственные способности, в результате чего снижается познавательная активность. Это влечет за собой появление новых неудач и формирования замкнутого круга. На помощь данному ребенку должен прийти учитель и искусственно создать ситуацию успеха. Нужно заострить внимание на положительных качествах ученика, помочь ему справиться с данной проблемой, путем по- степенного указания на недостатки, которые исправляются совместно, а затем и самостоятельно.При создании искусственной ситуации успеха учителю целесообразно вводить следующие высказывания:Это очень важно, и у тебя обязательно получится… Именно ты и мог бы выполнить это. Это вовсе не сложно. Если не получится – не стоит расстраиваться. Начинай же! У тебя выйдет хорошо! Вот эта часть у тебя очень хорошо получится! Так как учитель на некоторое время не обращает внимание на недостатки школьников, а только акцентируется на позитивных достижениях, ситуация успеха имеет искусственно созданный характер. При этом всех учащихся можно условно разделить на группы: «надежные», «уверенные», «неуверенные»,«отчаявшиеся».К «надежным» учащимся относятся школьники разного возраста, имеющие хорошие способности, добросовестно относящиеся к своим обязанностям, проявляющие активность в общественной работе. Они приучены к самостоятельности и уверены в своих силах. В работе с ними можно применять различные методики. На уроках математики таким учащимся целесообразно давать больше самостоятельных и творческих работ, учащиеся не должны скучать.Способности учеников категории «уверенные» может быть выше, чем у первой категории, но система их работы не столь отлажена. Такие дети очень эмоционально реагируют и на достижения, и на неудачи. Они быстро привыкают к успехам, уверенность перетекает в самоуверенность – это является основным их недостатком. Таким детям нужно давать задания, которые требуют нестандартного мышления, имеют несколько способов решения, чтобы показать необъятность знаний.К третьей категории «неуверенные» относятся вполне успешные школьники, познавательные интересы которых связаны обычно с обучением. Такие дети не уверены в своих силах, но ответственно относятся к делу и имеют хорошие способности. Причиной этого может быть заниженная самооценка, переменчивое настроение, сложная психологическая атмосфера в семье и прочее. Таким детям нужно давать опережающие домашние задания, отмечать их успехи при работе в классе, показать, что при постоянной работе решение математических задач становится им под силу.Дети, имеющие не совсем плохую подготовку, способности, успехи в учебе, но по каким-то причинам потеряли радости надежд, относятся к категории «отчаявшиеся». Чем меньше в ребенке надежд на успех, тем быстрее он остается в себе и выставляет все более глубокую защиту против вмешательства. Об этом необходимо не забывать учителю, работающему с данной категорией детей [4].В 5-6 классах большую роль на уроке играют элементы игры. Они активизируют учебный процесс и помогают развитию практического мышления. На этом этапе даже те ученики, которые были не уверены в течение урока, могут проявить себя и почувствовать ситуацию успеха. Задача учителя – вовремя это заметить и подбодрить детей. Игровой процесс может быть организован на любом этапе урока [5].Ситуация успеха помогает создать на уроке дифференцированный подход на этапах закрепления нового материала, проведения контроля знаний учащихся. Учащихся необходимо подбадривать и хвалить за выполненные ими практические задания любого уровня и попытки решить задачи высокого уровня.При оценивании результатов учебной деятельности учащихся необходимо создавать ситуацию успеха, отмечать каждый их шаг по продвижению к прочным знаниям. Рекомендуется использовать следующие педагогические приемы и методики:Тестирование (открытая и закрытая форма); Экспресс-опрос (к ним относятся задания «продолжи формулировку», «допиши формулу», «заполни таблицу», «составь алгоритм» и др.);Расширенный опрос (для такого опроса вопросы даются заранее, учащиеся класса отвечают на дополнительные вопросы); Контрольные упражнения (ее объявляет учитель, похожие задания необходимо прорабатывать с учениками на предыдущих уроках); Наблюдение (учитель перед уроком отбирает учеников, которых будет оценивать в течение урока по планируемым заранее показателям); Самооценка и взаимодействие (учащимся предлагается «лист самооценки», применяется метод вопрос-ответ); Игровые методы оценивания (учитель не корректирует на неточные, неправильные ответы и действия, а предлагает иное действие, говорит о возможности другого пути решения, ответа и др.). На уроках математики при изучении нового материала можно применять следующие методики: «обучая учусь», «замены учителя». Благодаря данным методикам у учащихся возникает желание понять материал, предложенный учителем, чтобы как можно лучше объяснить его товарищам. А для этого стоит приложить усилия [1].Мотивация учебной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению В отношении математики это имеет следующие значения: формирование умений анализировать, классифицировать, делать умозаключения, выводы по аналогии. Такой алгоритм работы авторы Дж. Л. Стил, К. С. Мередит, Ч. Темпл методической системы «Развитие критического мышления в обучении разных предметов» пропагандируют во время «усиленной лекции». Учитель является консультантом. Стоит отметить, что даже такой «пассивный» метод может стать действующим в процессе обучения, когда учитель может рассчитывать на активность ученика. Самостоятельная учебная деятельность может предлагаться школьникам в том случае, когда учащиеся при выполнении отдельных этапов или работы в целом не прибегают к помощи учителя [6].Коммуникативные, организационные, саморазвивающие, самоорганизовывающие компетенции могут быть сформулированы только на деятельностной основе, предусматривающей формирование у учащихся способности самостоятельно добывать знания и применять их, то есть, самостоятельно учиться. Данные компетенции являются ключевыми.Данная деятельность представлена следующими этапами:Учитель предлагает вопросы для актуализации субъективной осведомлённости учащихся по содержанию материала, который изучается. («Что вы можете сказать о…?», «Как вы понимаете…?» и т.д.). На данном этапе происходит постановка задачи (учитель сообщает о процедуре работы на уроке). Работа может быть предложена в виде теста. Самостоятельная или групповая деятельность. Результатом такой работы может быть таблица или схема, которая будет завершающей в конспекте учащегося. Озвучивание наработанного материала. Конспектируется лекция учителя. После чего необходимо свериться с таблицей и дополнить недостающими формулами. Проводится беседа по содержанию лекции, к которой обязательно должны быть поставлены вопросы. Следующая часть лекции. Беседа. Рефлексия. Данный этап является обязательным. Учащимся может быть предложена письменная работа, которая должна содержать не более 3-х вопросов. На лекции учащиеся учатся самостоятельной работе, совместно добывать знания и применять их, на этапе рефлексии они анализируют свою деятельность и дают ей оценку.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560с. – ISBN 5-7155-0174-1 Бевз, Г. П. Методика преподавания математики / Г. П. Бевз. – М.: Выс- шая школа, 1989. – 376с. – ISBN 5-11-001323-3 Боровских, А. В. К проблеме образовательной мотивации // Сборник трудов III международной конференции «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» / А. В. Боровских. – В.: Научная книга, 2016. – 44с. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. –СПб: Питер., 2016. - 583с. – ISBN 978-5-496-00314-8 Темпл, Ч. Критическое мышление - углубленная методика / Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К. С. Мередит. – М.: открытое общество, 1998. – 183 с. Юрченко, Е.В. Живая методика математики / Е.В. Юрченко. – М.: МЦНМО, 2016. – 160 с. – ISBN 978-5-4439-1066-6
