Публикации
"Артикуляционные упражнения как средство развития произносительной стороны речи у младших дошкольников"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Артикуляционные упражнения как средство развития произносительной стороны речи у младших дошкольников"
Автор: Мирошниченко Маргарита Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Артикуляционные упражнения как средство развития произносительной стороны речи у младших дошкольников"
Автор: Мирошниченко Маргарита Петровна
Артикуляционные упражнения как средство развития произносительной стороны речи у младших дошкольниковАртикуляционные игры — это такие упражнения, которые помогают тренировать мышцы, участвующие в речи. Это губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Они делают наши движения более точными и сильными.Цель этих игр — научить правильно двигать органы речи, чтобы говорить четко. Например, как правильно ставить язык или губы для разных звуков. Это помогает лучше их произносить.Игры делают занятия интереснее и помогают ребенку не бояться. Они учат быть активными и уверенными.Если делать артикуляционную гимнастику регулярно, можно:улучшить кровоснабжение и работу мышц рта укрепить язык, губы и щеки научиться держать язык или губы в нужном положении делать движения более плавными и точными уменьшить напряжение в лицевых мышцах подготовиться к правильному произношению звуков Каждый звук требует своего положения органов речи. Гимнастика помогает это запомнить.Упражнения делятся на два типа:Статические — когда нужно держать язык или губы в одном положении, например, «Лопаточка» или «Чашечка». Динамические — когда нужно повторять движения, например, «Лошадка» или «Качели». Язык — самый подвижный орган. Важно тренировать его кончик, края и среднюю часть. Для этого есть разные упражнения.Губы тоже важны. Они могут вытягиваться в трубочку, округляться или обнажать зубы. Нижняя челюсть опускается для носовых звуков и поднимается для ротовых.Все эти упражнения помогают подготовить речевой аппарат к правильной речи.Артикуляционная гимнастика — это упражнения для рта, которые помогают правильно произносить звуки. Чтобы говорить четко и красиво, нужно научиться правильно двигать губами и языком.Как правильно делать упражнения:Делайте упражнения каждый день, чтобы закрепить навыки. Лучше всего заниматься 3-4 раза в день по 3-5 минут. За один раз не стоит делать больше 2-3 упражнений. Сидите прямо, чтобы спина была ровной, а руки и ноги расслаблены. Так вам будет легче выполнять упражнения. Смотрите в зеркало, чтобы видеть свое лицо и лицо взрослого. Это поможет вам контролировать правильность выполнения упражнений. Можно использовать большое настенное зеркало или небольшое ручное (9х12 см), если взрослый стоит напротив вас. Как проводить занятия:Взрослый объясняет и показывает упражнение, используя интересные истории. Ребенок повторяет упражнение, а взрослый следит за правильностью: как точно, плавно и симметрично ребенок выполняет движения. Сначала движения могут быть напряженными, но со временем они станут легкими и координированными. Артикуляционная гимнастика помогает научиться правильно произносить звуки. Упражнения подбираются в зависимости от того, какие звуки ребенок произносит неправильно.С детьми младшего дошкольного возраста упражнения проводятся два раза в день: утром и после дневного сна. Педагог разрабатывает комплекс из 4-5 упражнений: 2-3 статических (когда нужно удерживать положение) и 2-3 динамических (когда нужно двигать).Например, для постановки звука «Ш» можно использовать такие упражнения:Статические: «Трубочка» и «Чашечка» Динамические: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка» Комплекс упражнений составляется на неделю. На следующей неделе одно из упражнений заменяется новым, чтобы продолжать работать над правильным произношением.Новые упражнения обычно вводятся с помощью коротких историй. Например, для упражнения «Вкусное варенье» можно рассказать: «Карлсон приехал к бабушке в деревню и похвастался, что научился считать. Бабушка предложила ему посчитать банки с вареньем. Карлсон зашел в кладовку, а когда вышел, у него были облизнуты губы. Вот так!»После рассказа ребенок повторяет упражнение, глядя в зеркало. Педагог проверяет, правильно ли он делает. Затем показывается картинка с упражнением, и ребенок повторяет его уже по картинке.Занятия лучше проводить в зале с большими зеркалами. Дети встают перед ними, а педагог — за их спиной. Так все видят друг друга и могут следить за правильностью выполнения упражнений.
