Публикации
Система поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода обучения.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода обучения.
Автор: Сафронова Светлана Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода обучения.
Автор: Сафронова Светлана Александровна
Система поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода обучения. (30.10.25)Слайд № 1.Известно, что дети рождаются с одинаковыми задатками, т.е. имеют примерно равные возможности для развития способностей. Задача творчески работающего педагога – вовремя выявить способного и одаренного ребенка, научить его самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить. Если же способности ребенка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Слайд № 2В своей практике отслеживание одаренных детей начинаю с дошкольного возраста и продолжаю до их выпуска. Я работаю по программам. «Работа с пряжей» - для дошкольного возраста, «Волшебный клубок» для обучающихся 7 – 9 лет, «Увлекательные занятия» для детей от 7 до 14 лет. Для детей, успешно освоивших программу «Увлекательные занятия» разработала программу для одаренных детей «Академия проектов».Слайд № 3В основе системы отслеживания результатов развития ребенка лежат следующие направления работы:- выявление одаренных и талантливых детей через анализ особых успехов; диагностика потенциальных возможностей;- помощь в самореализации творческой направленности, создание ситуации успеха и уверенности;- контроль развития познавательной деятельности, тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;- контроль обязательного участия в конкурсах разного уровня;Для выявления и развития одаренных детей использую следующие формы работы:Работа в малых группах. Так как работая самостоятельно, ребенок, нередко, чувствуют неуверенность в собственных силах. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием намного успешнее. Выполнение деталей (изделий) идет по свободному выбору, консультирование педагога по возникшей проблеме, учитываются потребности и возможности ребенка, используется дифференцированный подход.Работа над творческими проектами. На творческих занятиях создаю среду развития и деятельности одаренных детей, через применение технологий: личностно-ориентированного развивающего обучения, игровые, КТД, технологию сотрудничества, технологию проблемного обучения, технологию группового обучения, методы активного обучения, коммуникативные игры. На занятиях практикую работу творческих мастерских, работу по индивидуальным планам, работу в группах, организую выставки внутри группы, организую взаимопроверку, а также обсуждение выполненных работ.Кроме этого стараюсь создавать и поддерживать творческую атмосферу (подобран материал для творческих заданий, которые мы используем на каждом занятии). Внеклассная творческая и проектная деятельность. При организации любой формы работы с одаренными детьми надо следовать правилу – учение будет эффективным в том случае, если учащийся получает радость из того что он делает.Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес обучающегося к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее. Педагог должен создавать ситуацию успеха на всех этапах занятия. Создание ситуации успеха зависит от создания творческой атмосферы; самостоятельного поиска решения поставленной задачи; достижения цели на каждом занятии; коллективного обсуждения темы, хода творческого процесса. Использую методы похвалы и поощрения. Для того чтобы детям было интересно использую:- нестандартные формы проведения занятий (виртуальные экскурсии, игра - путешествие);- демонстрацию достижений каждого обучающегося на занятии;Создаю:- атмосферу взаимопонимания и сотрудничества;- благоприятный микроклимат на занятии;Чтобы развивать человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Основными являются методы творческого характера, которые я использую:- проблемный и поисковый.Создаю на занятии ситуации познавательного затруднения, при которой дети поставлены перед необходимостью самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и умениями.- исследовательский:Способствует развитию индивидуализации личности, а также положительной мотивации к получению учащимися знаний, расширение кругозора ребенка, развивает творческое и критическое мышление. Исследовательская деятельность помогает детям строить гипотезы, анализировать, собирать информацию.- проектный:Представляет собой способ обучения, который можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся включается в активный познавательный процесс, сам формирует проблему, осуществляет сбор информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выборы, формируя «по кирпичикам» новые знания, умения, приобретая новый жизненный опыт.Проектами мы занимаемся в процессе освоения программ: «Увлекательные занятия» - 3 год обучения и «Академия проектов». Работа над проектами начинается от выбора темы до способов презентации проекта. Считаю, что работа над проектами не возможна без помощи родителей. Это материальная сторона, поддержка детей, помощь в выполнении портфолио проекта. В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские встречи по проблемам развития, обучения и воспитания. В учреждении проводится конкурс «Лучший проект и исследование года», в котором оценивание работ осуществляется профессионалами. В этом конкурсе мы принимаем участие и занимаем призовые места. Так обучающаяся нашего объединения заняла 1 место со своей проектной работой «Новогодний снеговик»Предлагаю ребенку и его родителям участвовать в конкурсах, выставках и других мероприятиях, где он сможет проявить свой талант и получить признание. Это выставки «Мир твоих увлечений» - в 2024-2025 учебном году было – 22 призовых места; интернет конкурсы: всероссийский уровень – 56 призовых мест, международный – 13. Это интернет конкурсы – «Мудрая сова», «Продленка», Гордость России», «Рыжий лис» и так далее.Результат:Активное применение таких форм работы повышает показатели развития коммуникативных качеств обучающихся: дети умеют продуктивно общаться, высказывать и отстаивать своё мнение, слушать высказывания другого, строить свой ответ, подбирать аргументы.Закончить свое выступление хочется словами И.В. Гёте, что «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». А мы, все кто работает в системе дополнительного образования, должны стремиться к тому, чтобы дети были счастливы!
