Публикации
Развитие познавательного интереса детей 4-5 лет посредством дидактических игр
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательного интереса детей 4-5 лет посредством дидактических игр
Автор: Зимакова Мария Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательного интереса детей 4-5 лет посредством дидактических игр
Автор: Зимакова Мария Васильевна
МОУ «Тумская СОШ № 3»Дошкольные группы РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРВоспитатель:Зимакова Мария Васильевна2024ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕДошкольный возраст очень важный период в жизни человека. В нем закладываются основы будущей личности. Ребенок познает мир, желает овладеть новыми знаниями, информацией, стремится к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательных интересов [14,107].В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации». Следовательно, усилия педагогов дошкольного образования должны быть направлены на создание условий, стимулирующих познавательные интересы детей [1,36].Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее важных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает весьма сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.М.И. Лисина и Е.О. Смирнова определили особенности проявления познавательных интересов детей: «В 4-5 лет при внеситуативно-познавательной форме общения в разговорах преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы», в 5-6 лет интерес к миру природы уходит на второй план, детей все больше привлекают события, которые происходят среди людей, они «предпочитают говорить о себе, своих родителях, правилах поведения и др.»[35,118].В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Ребенок 4 лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Появляющийся у детей 4 лет новый способ познания – восприятие сведений на уровне слов – позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания об окружающем мире, тем самым удовлетворять познавательные интересы.Значительное влияние на развитие познавательных интересов дошкольников оказывает игровая деятельность. В ходе игры дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность, а сведения, полученные самостоятельно, откладываются в голове у ребенка прочно и надолго. От того, как воспитатель подходит к обучению детей, зависит, насколько проявится у каждого ребёнка стремление познавать окружающий мир и учиться новому. Игра – это главная потребность, определяющая формирование детей как личностей. Игра является первым этапом в обучении, познании детьми окружающей действительности. В игре ребята показывают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но любая игра, используемая в рамках образовательного и воспитательного процесса, требует дополнительных педагогических приёмов, определенного мастерства [37,8].Проблема исследования заключается в противоречии между тем, что в дошкольных образовательных учреждениях ведётся целенаправленная работа для повышения уровня развития познавательного интереса детей, существует множество различных педагогических подходов, однако использованию дидактических игр по данной теме уделяется мало внимания, недостаточно используются они как метод развития у ребёнка познавательного отношения к окружающему миру. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника, оказывать сильное влияние на его развитие, в этом и заключается актуальность данного исследования.Цель исследования: изучение влияния дидактических игр на формирование познавательного интереса детей 4-5 лет.Объект исследования: процесс развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.Гипотеза исследования: если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то уровень познавательного интереса у детей 4-5 лет повысится.Критериальная характеристика научного исследования представлена в таблице 1.Таблица 1 – Критериальный аппаратЗадачи исследования: проанализировать понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе; выявить особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста; определить значение дидактической игры в формировании познавательного интереса; изучить виды дидактических игр и методику их проведения; выявить критерии проверки гипотезы; подобрать практико-ориентировочный материал для проверки и реализации гипотезы. Методы исследования:теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебно-воспитательным процессом; педагогический эксперимент; метод анализа педагогического эксперимента; статические методы обработки данных. Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР1.1 Понятие «познавательный интерес» дошкольниковОбществу нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации нашего времени требуют от нас широты интереса. Интерес – это реальная причина для действий, ощущаемая человеком как особо важная, он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Его можно рассмотреть как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. А.Г.Волостникова считает, что «интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности»[12,22].Исследования многих ученых, таких как Б.Г. Ананьев, Л.Н. Божович, Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, А.Г.Запорожец, показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка отражается в стремлении узнавать новое, выяснять качества, свойства предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность и найти между ними имеющиеся как отношения, так и связи [15,64].В настоящее время существуют различные подходы в формулировке понятия познавательного интереса.Н.Ф. Добрынин отмечал: «Познавательный интерес – избирательная направленность внимания человека» [25,96].Л.С. Рубинштейн трактует познавательный интерес, как проявление его интеллектуальной и эмоциональной активности [47,54].Д. Фрейд писал, что познавательный интерес – это генератор разнообразных чувств ребенка [55,116].Н.Г. Морозова считала: познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к окружающему его миру [40,5].А.Г. Ковалев определил познавательный интерес как своеобразное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его социально-жизненного значения и эмоциональной обольстительностью [30,139].На сегодняшний день в исследованиях представлены различные точки зрения на проблемы формирования познавательного интереса.Н.К. Постникова рассматривает интерес, как познавательную деятельность, направленную на открытие еще неизвестного [43,73]. Интерес в данном случае предстает как совокупность проявлений активности, (в числе показателей активности выделяют, например, количество задаваемых ребенком вопросов) ,однако такой подход является в значительной степени описательным, не вскрывающим собственно механизма возникновения интереса .В исследованиях А. Валлона познавательный интерес рассматривается как эмоциональное отношение к предмету познания. Одним из первых объектов познания ребенка дошкольного возраста является предметный мир.Формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком дошкольного возраста и во многом определяет процесс его социализации [9,83]. Л.И. Божович, Л.С. Выготский считали, что развитие познавательного интереса у дошкольников из-за превосходства особых форм активности и положительного эмоционального состояния возникает из потребности во внешних впечатлениях [8,106].Формирование его возникает в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [45,77]. Целью познавательного интереса является стремление человека вникнуть во все разнообразие окружающего мира, отражать в сознании свойственные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, непосредственным образом связан с возникновением многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этом этапе познания предметного мира и отношения к нему, научным фактам формируется идеология, характеру которой способствует познавательный интерес. А.Н. Леонтьев отмечал, что познавательный интерес стимулирует все психические процессы человека на высоком уровне своего развития, подталкивает личность к постоянному поиску нововведений в деятельность (изменения, усложнения целей, определение в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскивание других необходимых способов и внесение в них творческого начала). Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль [34,11].И.В. Метельский определяет интерес следующим образом: «Интерес – активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности». Познавательный интерес в педагогике понимают как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности детей [36,27]. Г.И. Щукина, занимавшаяся изучением познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес показывает уровень активности личности, он связан с психическими процессами человека, занимает главное место в структуре характера личности». В ее представлении, развитие интереса идет в направлении от поверхностного к устойчивому, глубинному. Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом [57,109].Б.П. Есипов утверждал, что познавательный интерес неразрывно связан с образованием личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные) , так и объективное и субъективное взаимодействие человека с миром, выраженное в отношениях [26,12].Познавательный интерес, обладая мотивационными и регулятивными возможностями, способствует продуктивному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, так как под его влиянием лучше всего протекает восприятие, развивается наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Исходя из этого, исследователи обнаруживают в интересе определенную личностную направленность. В частности, Г.И. Щукина определяет интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями [57,99].М.А. Данилов, М.Н. Скаткин отмечали, что в единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития углубления интереса. Интерес зарождается и развивается в деятельности, и воздействие на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная идея (характер, процесс, результат). Интерес – это сочетание многих психических процессов, образующее активную деятельность, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление роста в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [22,302].Таким образом, можно сказать, что интерес выступает как самый энергичный стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.1.2. Особенности формирования познавательного интересаДошкольный возраст – период расцвета детского познавательного интереса. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находиться у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности.Примерно с 5 лет начинается расцвет идей маленьких философов. Постепенно возникает первый абрис детского мировоззрения.Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно- действенного и наглядно-образного, логического. Одна из наиболее ранних форм мышления – наглядно-действенное – возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком такого мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познавательный предмет. В процессе многократных действий с предметом ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи [31,102].Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому. Ряд психологов (Ж.Пиаже, А.Валлон, А.В.Запорожец и др.) рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Логическое мышление складывается к концу дошкольного возраста [9,93]. В 4 года познавательный интерес ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития: 1) знакомства с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; 2) установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; 3) удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам); 4) формирование положительного отношения к окружающему миру.Возраст от четырех до пяти лет – ребенок выходит из кризиса и в целом становится спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру [43,14].В этом возрасте у ребенка активно проявляются:Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире. Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Возраст от 3 до 5 лет – сензитивный период для развития познавательной потребности. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Л.С. Выготский вскрыл движущие мотивы – потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития[15,87].В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:1) Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.2) Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:1) знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;2) установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;3) удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);4) формирование положительного отношения к окружающему миру.В 5 лет в основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания [17,36].1.3 Значение дидактической игры в формировании познавательного интереса детей дошкольного возрастаИсследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети познают окружающую действительность и уточняют свои знания о ней, что приводит к развитию любознательности и познавательного интереса. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [58,59].По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие [53,208]. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой. Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. Рассмотрим некоторые подходы прошлого к дидактической игре. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что «задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком» [54,25].Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором, которой является М. Монтессори. Она, как и Ф. Фребель считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае, это «пустая игра, не оказывающее влияние на развитие ребенка»[19,23]. Дидактические материалы, по мнению Монтессори, составляют основу обучения ребенка дошкольного возраста. Они были устроены так, чтобы ребенок самостоятельно обнаружил и исправил свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность [39,24].К. Д. Ушинский, придавая большое значение играм в воспитании детей, считал, что они являются основным содержанием раннего развития и воспитания ребенка[53,28].Замечательное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит Е. И. Тихеевой. Являясь сторонницей взглядов К. Д. Ушинского на значение родного языка и развития ребенка, она особо отмечает роль чувственных восприятий и развития языка и мышления ребенка. Е. И. Тихеева ценила дидактические игры за то, что те дают возможность упрощать сложные жизненные ситуации позволяют воспитателю развивать логическое мышление, способность анализа и синтеза, суждений, простейших умозаключений, что помогает осознать существенные связи между предметами и явлениями. В силу этого дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности и реакций, и этим закрепляют знания и навыки. Ценность дидактических игр, она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка. Она считала, что дидактические игры вызывают к деятельности все умственные способности в их единстве, среди них первоначальными являются сенсорные способности, но не сами по себе, а в связи с речью; в дидактической игре развивается не одна какая-нибудь функция или способность, а вся личность ребенка в совокупности физических и психических сил, что очень важно для умственного воспитания [51,55]. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [14,206]. А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей» [27,91]. А. И. Сорокина отмечала, что дидактическая игра подчеркивает такие качества предмета, как цвет, форму, величину, вызывает у детей эмоциональный подъем, заставляет ум ребенка работать живо и энергично, помогает мыслить, культивирует познавательные способности. Разбирая основные методы использования народных дидактических игрушек, А. И. Сорокина пишет, что основной, формой их использования является дидактическая игра, которая ставит целью развитие умственных способностей в занимательной игровой форме. Особенно ценным в ее работе является раскрытие в играх руководящей роли воспитателя, который ставит ребенка перед необходимостью глубоко всматриваться в предметы, сравнивать их [50,88].В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и работе педагогов-воспитателей вообще. Таким образом, дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению. В процессе игры усваиваются общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются. Следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей принимать имеющиеся знания в новых условиях.ГЛАВА 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ2.1 Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимодействиям детей по роли воспитателя. Дидактических игр насчитывают около пятисот, но чёткой квалификации по видам ещё нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания, с материалом: словесные игры , настольно-печатные игры, игры с игрушками и игровыми пособиями ( с предметами).Игры с предметамиВ играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности решения задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются : ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предмету по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которая переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина , материал из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале из которого делаются игрушки , о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры, воспитателю удаются вызвать у детей интерес к самостоятельной игре , подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр , как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?» и т.д. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями , кустарниками , цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.Словесные игры Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к в этих играх требуется использовать приобретённые раннее знания в новых связях , в новых обстоятельствах . Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки: отгадывают по описанию; находят признаки , сходства и отличия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. Эти игры увлекательные и дети играют в них с удовольствием. Необходимость сравнивать, догадываться, припоминать доставляет радость умственного труда. Таких игр очень много, например: «Кто кем был?», «Летает – не летает», «Чепуха», «Испорченный телефон». В игре процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.Как отобрать дидактическую игру для решения той или иной задачи?Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.В первую из них входят игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Да – Нет».Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильное умозаключение : «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: « Кому что нужно», «Назови три предмета», «Назови одним словом и др.В особую, четвёртую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувство юмора: «Испорченный телефон», «Краски».Настольно-печатные игры Настольно-печатные игры – это интересное занятие для детей. К ним относятся разнообразные игры – пособия типа картинок, предметное лото, домино, тематические игры («Когда это бывает», «Кому что нужно»), игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столами, требуют 2-4 партнёров. Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках, ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного его качества содействуют развитию словаря, кратко поясняющей речи. Такие игры, как « Кто на чём ездит, плавает, летает», требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдения, на экскурсиях, прогулках.Различные и развивающие задачи, которые решаются при их использовании:1)Подбор картинок по парамСамое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету и фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по сигналу, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока.И самолёты, и яблоки, изображённые на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает похожими принадлежность к одному виду предметов.2) Подбор картинок по внешнему признаку (классификация)Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду (в лесу, огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки.3) Запоминание состава ,количество и расположение картинок.Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания, припоминания.Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение связанно рассказать о тех изменениях ,которые произошли с картинками, о их содержании.4) Составление различных картинок и кубиков Задача этого вида игр учить детей логическому мышлению , развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей , а так же усложнения содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней группе целое делят на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для детей постарше на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, что предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание – сложить целую картинку из её частей.5) Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребёнок для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, или к подражанию движениям животного, к его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это!» ребёнок, взявший у водящего картинку, внимательно её рассматривает, затем изображает звук и движение (кошки, собаки и др.). Такое задание даётся в игре с детьми младшей группы.В старших группах решаются задачи сложнее: одни дети изображают действия, нарисованные на картинке, другие – отгадывают, кто нарисован на картинке, что делают там люди, например пожарные – тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению , к творческому поиску в создании необходимого образа . Таким образом, все виды дидактических игр имеют большое значение для развития детей дошкольного возраста. В играх развивается мыслительная деятельность, логическое мышление, сообразительность.2.2 Методика проведения дидактических игр.Результативность дидактических игр во многом зависит от методики их организации и проведения. Необходимо также учитывать особенности детей средней группы. Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явленияхОрганизация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: 1) отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.; 2) установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; 3) определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); 4) выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке; 5) определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); 6) подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал); 7) подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; 8) подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.Проведение дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилось ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня [45,102].Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся в своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу стать победителем [36,39]. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование загадок, сюрпризов, считалочек, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.Воспитатель с самого начала и до конца игры активно принимает участие: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. В некоторых играх, за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов - интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывании фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи – познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов. Особую заботу воспитателя составляет создание «материального центра» игры: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры. Дидактические игры кратковременны (10—20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. В игре, как мы уже говорили, проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом [17, 126]. Если после игры знания, умения и навыки детей не растут, это означает, что игра не является эффективной и результаты ее внедрения отрицательные, тогда нужно искать причины негативных последствий. Их может быть две: 1) качество самой игры низкое и не отвечает требованиям;2) методика проведения игры неправильна. Таким образом, дидактическая игра выступает как средство развития познавательного интереса, если соблюдаются структурные ее элементы, проводится в системе, а не эпизодически и используется методически верное руководство.ГЛАВА 3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ3.1 Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей дошкольного возраста В определении развития познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности детей средней группы было проведено экспериментальное исследование.Опытно-экспериментальная работа по определению познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности детей средней группы проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №146» в рабочем посёлке Тума.Воспитательно-образовательная деятельность в данной группе построена на основании образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Для проведения исследования определены экспериментальная группа «Лучики» и контрольная группа «Кораблик», состоящие из детей 4-5 лет в количестве 40 человек, 20 из которых составляли экспериментальную группу, остальные контрольную.Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:1) констатирующий эксперимент, в ходе которого была проведена первичная диагностика познавательного интереса детей;2) формирующий эксперимент, на протяжении которого проводились дидактические игры, направленные на формирование познавательного интереса детей; 3) контрольный эксперимент, в ходе которого осуществлялась повторная диагностика познавательного интереса, а также проводился анализ полученных результатов. Цель констатирующего этапа эксперимента: определение уровня сформированности познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в обеих группах.Задачи: 1) выявить особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста;2) выявить критерии проверки гипотезы Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить критерии развития познавательного интереса детей исследуемой возрастной категории по следующим показателям: 1) развитость любознательности2) развитость инициативности3) высокий интерес к процессу познания;На основе выделенных критериев, а также аналитической обработке результатов исследования и получения количественных показателей, были определены три уровня сформированности познавательного интереса у дошкольников: низкий, средний, высокий.Низкий уровень: ребёнок не любознателен, не проявляет инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивает к ним интерес, при затруднениях проявляет отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задаёт познавательных вопросов; нуждается в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого, не проявляет интерес к познанию, удовлетворяется односложной информацией, например его не интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.Средний уровень: ребёнок любознателен, наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. При решении задачи, дети не утрачивают эмоционального настроя, обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы в процессе выполнения, и получив подсказку, выполняют задание. Дети умеют искать способы решения задачи, но совместно с воспитателем, наблюдается поверхностность в знаниях, но привлекает только конкретная информациях.Высокий уровень: ребёнок очень любознателен, хочет побеждать, проявляет инициативность, самостоятельность, способен легко решать познавательные задачи. В случае затруднений не отвлекается, проявляет упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит ему удовлетворение, радость и гордость за достижения, стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчётливо проявляется исследовательский интерес к миру.Для проведения констатирующего этапа была отобрана методика:методика «Древо желаний» В. С. Юркевич, в данной методике использовался наглядный материал: изображение волшебника, ковра самолёта, необычной машины, солнечного дня. Детям предлагалось решить ситуацию, поразмышлять (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1). Ответы детей носили разный характер: не было проявления интереса, давали односложную информацию, проявляли любознательность с целью поиска способа выполнения задания, редкими были способы решения ситуации , где ребёнок умел рассуждать, проявлять самостоятельность, делал попытки устанавливать причинно-следственные связи.Изучение уровня развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе показала:Высокий уровень (стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, проявлять самостоятельность) – 1 ребёнок 10%.Средний уровень (потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причём достаточно поверхностная, проявляет любознательность) – 6 детей – 60%.Низкий уровень (не проявляют любознательность в процессе выполнения задания) – 3 ребёнка - 30% .Результаты исследования отражены в таблице 2 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2) и в диаграмме 1.Диаграмма 1 – Показатели результатов диагностики познавательного интереса в экспериментальной группеИзучение уровня развития познавательного интереса детей дошкольного возраста в контрольной группе показало:Высокий уровень (стремление проникнуть в причинно-следственные связи, проявлять самостоятельность) – 2 ребёнка – 20% .Средний уровень (не проявляют самостоятельность в ходе выполнения задания) – 5 детей - 50% .Низкий уровень (дети удовлетворяются односложной информацией) – 3 ребёнка – 30%Результаты исследования отражены в таблице 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3) и в диаграмме 2. Диаграмма 2 – Показатели уровня развития познавательного интереса в контрольной группе На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего эксперимента, направленного на выявления уровня развития познавательного интереса, выяснилось, что уровень развития познавательного интереса является средним, низким, высоким. Следует предположить, что при активном проведении дидактических игр результаты детей станут лучше. Таким образом, на основе исследований, проведенных в ходе констатирующего эксперимента, было установлено, что среди детей экспериментальной группы низкий уровень достигает 30 %, средний уровень 60%, и 10% высокий уровень.У детей контрольной группы: низкий уровень достигает 30%, средний уровень 50%, высокий уровень 20%.Следовательно, в начале эксперимента экспериментальная и контрольная группа находятся в приблизительно равных условиях по уровню развития познавательного интереса. Следует предположить, что при целенаправленном проведении дидактических игр для повышения развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста , результаты станут лучше.3.2 Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста в дидактической игреС целью формирования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста проведены ряд дидактических игр, направленных на развитие познавательного интереса, мышления, внимания, зрительной памяти, воображения и речи детей, а также на формирование таких качеств личности как внимательность, наблюдательность и сосредоточенность , познавательная самостоятельность, инициативность.Первая группа игр – это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их.Вторая группа – игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определённым признакам .Третья группа – игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, делать правильные умозаключения, понимать юмор.Методика проведения игр предусматривает требования:1) сделать игры занимательными2) создать условия для умственной активности всех играющих детей.Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр.Дидактическая игра «У кого какой предмет?»Цель: упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков; развивать наблюдательность. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества.В ходе игры дети называли отличительные признаки парных картинок, дети проявляли к игре большой интерес, активность и самостоятельность (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4).Дидактическая игра «Кто больше действий назовёт?»Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.Детям задавались вопросы, обозначающие действия предметов и явлений. Многие дети называли одно или два действия, которые часто повторялись (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5).Дидактическая игра «Из чего сделано?»Цель: формирование умений детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса)В данной игре детям предлагалось пройти по комнате, найти предметы сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические положить на поднос, сделанный из металла, деревянные – на деревянную дощечку, пластмассовые на такой же поднос. Все дети были наблюдательными и находчивыми (ПРИЛОЖЕНИЕ № 6)Дидактическая игра «Цветочный магазин»Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других.В начале игры закрепили названия цветов, рассмотрели их цветДети с заданием справлялись быстро (ПРИЛОЖЕНИЕ № 7).Дидактическая игра «Только одно свойство»Цель: закреплять знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.Игра строится по типу домино, каждому играющему даётся по полному набору геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, разные по цвету и размеру). Один ребёнок кладёт на стол любую фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. В ходе игры дети не всегда были внимательны, не смогли сразу найти отличительные особенности. В ходе игры было достаточно много указаний по нахождению отличительных особенностей (ПРИЛОЖЕНИЕ № 8)Дидактическая игра « Похож – не похож»Цель: формирование умений детей сравнивать предметы , замечать признаки сходства по цвету, величине, форме, материалу.В данной игре у детей развивалась любознательность, речь и мышление. Не все дети сразу справились с заданием, так как найти признаки сходства предметов, значительно труднее, чем замечать их различия (ПРИЛОЖЕНИЕ № 9).Дидактическая игра « Угадай, чей голосок»Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств.Дети сидят полукругом, воспитатель объясняет правила игры. Отвечают только после прослушивания голоса птицы. Затем воспитатель включает запись с голосами птицы. Дети внимательно прослушивают и отвечают. За правильный ответ дети получают картинку с изображением угаданной птицы. В конце подводят итог игры (ПРИЛОЖЕНИЕ № 10).Дидактическая игра «Только весёлые слова»Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром , развитие наблюдательности.Дети стоят в кругу. Роль ведущего выполняет воспитатель, которые предлагает назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие. Нужно назвать по очереди, допустим, только зелёные слова. Первый игрок произносит: «Трава». Второй: «Дерево». Третий: «Шарф» и т.д., пока слова не иссякнут, затем предлагается назвать только круглые слова, колючие. Игра детям очень понравилось, но не так быстро дети находили нужные слова (ПРИЛОЖЕНИЕ № 11).Разнообразные, систематически проводимые с детьми словесные дидактические игры являются эффективным методом развития у детей среднего дошкольного возраста мышления, внимания, памяти, воображения, речи и, в частности, формирование и активизация словаря, а также развитие фонематического слуха. Они развивают у детей познавательный интерес, а также интерес к умственному труду. После завершения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп.3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса детей дошкольного возраста в дидактической игре и обобщение результатов исследованияПосле реализованной деятельности направленной на развитие познавательного интереса посредством дидактических игр был проведен контрольный эксперимент по определению эффективности проделанной работы. Цель контрольного эксперимента: выявить результаты опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх, провести сравнение результатов экспериментальной группы с результатами контрольной группы.Задачи:1) провести повторную диагностику сформированного познавательного интереса;2) проанализировать и обработать полученные результаты;Для проведения контрольного этапа была использована та же методика «Древо желаний» В.С.Юркевич, в данной методике использовался наглядный материал: изображение волшебника, ковра самолёта, необычной машины, солнечного дня. Детям предлагалось решить ситуацию, поразмышлять (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).Результаты исследования показали, что у детей проявлялся интерес к решению ситуаций, дети охотнее предлагали желания, задавали вопросы герою ситуации. Однако пятое задание вызывало затруднения.Изучение познавательного интереса детей дошкольного возраста в экспериментальной группе показало: Высокий уровень (стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, проявлять самостоятельность) – 3 ребёнка - 30 % .Средний уровень (потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причём достаточно поверхностная, проявляет любознательность) – 5 детей – 50%.Низкий уровень (не проявляют самостоятельность в процессе выполнения задания) – 2 ребёнка – 20%.Результаты исследования отражены в таблице 4 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 12) и в диаграмме 3. Диаграмма 3 – Показатели результатов диагностики познавательного интереса в экспериментальной группе.Диагностика познавательного интереса детей дошкольного возраста в контрольной группе показала:Высокий уровень (стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, проявлять самостоятельность) – 3 ребёнка – 30% .Средний уровень (не проявляют самостоятельность в процессе выполнения задания) – 5 детей – 50%. Низкий уровень (дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды) – 2 ребёнка – 20 %. Результаты отражены в таблице 5 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 13) и в диаграмме 4Диаграмма 4 – Показатели результатов диагностики познавательного интереса в контрольной группеПолученные данные показали, что уровень развития познавательного интереса у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующего этапа эксперимента стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных мероприятий с использованием дидактической игры.В контрольной группе значительных изменений не произошло. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы, что уровень развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста может быть реально и существенно повышен, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться дидактические игры.Результаты исследования отражены в таблице 6 и в диаграмме 5Таблица 6 – Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп исследования на контрольном этапе эксперимента.Диаграмма 5 – Сравнительные показатели результатов диагностики познавательного интереса экспериментальной и контрольной группах.Таким образом, на основе исследований проведенных в ходе контрольного эксперимента было установлено, что среди детей экспериментальной группы: низкий уровень понизился 10%; средний уровень понизился на 10%; высокий уровень повысился на 20%.У детей контрольной группы: низкий уровень понизился на 30%; средний уровень повысился на 10%; высокий уровень повысился на 20%.Результаты исследования показали, что больший познавательный интерес проявили дети экспериментальной группы, что являлось результатом целенаправленной систематической работы с детьми и доказывает состоятельность выдвинутой гипотезы.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет посредством дидактических игр, показал, что познавательный интерес является обширным и многогранным понятием. Благодаря развитию познавательного интереса, дошкольник оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач, у него появляется уверенность в своих силах. Формирование и развитие познавательного интереса – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.Особенностью познавательного интереса у дошкольников среднего возраста является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от ребёнка активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Основное условие, обеспечивающее развитие познавательной активности – это насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. В процессе дидактических игр это условие может обеспечиваться за счет наличия новой информации, неизвестной детям, возможности получения чувственного опыта (рассматривания, обследования, экспериментирования с объектами изучения). Дидактическая игра является средством развития познавательного интереса детей и способствует:1) развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности ;усваивается аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые игры учат применять знания в новых условиях;2) обогащению чувственного опыта ребёнка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения; 3) развитию речи у детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, формируется правильная речь; ряд игр используется для развития фонематической стороны языка: увлекательное игровое действие пробуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, и чем больше увлечён ребёнок, тем полнее педагогический эффект. Итак, важным средством развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста является дидактическая игра.Для подтверждения выдвинутой ранее гипотезы и задач осуществлялась научно-исследовательская работа, ход которой отражался в экспериментальной части. Результаты исследовательской деятельности отражены в диаграммах. Проведённый эксперимент позволяет заключить, что познавательный интерес у детей 4-5 лет может быть реально и существенно повышен, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться дидактические игры.Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена частично. Очень важно при организации работы по развитию познавательного интереса учитывать психолого-педагогические аспекты, а именно: учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы; использовать разнообразные дидактические игры; проводить совместную работу с родителями по данному вопросу. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.«От рождения до школы» основная образовательная программа дошкольного образования, Вераксы, Н. Е. Комаровой, Т. С. Васильевой М. А. Москва, 20203. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекопознания / Б.Г.Ананьев. – М, : Институт практической психологии, 2010. – 384 с.4. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 42 с.5. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.; Речь, 2005. – 128 с. 6. Беляев М.Ф., Д.И. Писарев об интересе.- Иркутск, 1950.- 63 с.7. Божович Л.И Личность и её формирование в дошкольном возрасте / Л.И. Божович. – Питер, 2009. – 398 с.8. Божович Л.И . Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2010. – 408 с.9. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. –М. : Просвещение, 1967. – 195 с.10.Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М.Дъяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.11. Веракса Н.Е Развитие ребёнка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.12. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. М., 2012. – 75 с. 13. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Журнал «Дошкольное образование» №5/200514. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр.соч.: В 6 т. /Л.С.Выготский . – М.: Педагогика, 1983. – Т.3 – 336 с.15. Выготский Л.С. Психология познания / Л.С .Выготский .¬ – М.: Лабиринт, 2010. – 127 с.16. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей / Т.Гризик // Дошкольное воспитание.– 2011. – 22 с.17. Гризик Т.А. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию / Т.А. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 32–38.18. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. – М. Издательство «Мозаика-Синтез», 2014. – 115 с. 19. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. – М. Издательство «Мозаика-Синтез», 2014. – 116 с. 20. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа. – М. Издательство «Мозаика-Синтез», 2014. – 118 с. 21. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. Издательство «Мозаика-Синтез», 2015. – 220 с.22. Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1957. - 517, [1] с. - Библиогр.: с. 503-516. 23. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 89 с.24. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. – 445 с.25. Добрынин, Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания[Текст] / Н. Ф. Добрынин // Психологическая наука в СССР. – Т.1. – М. : Изд.АПН РСФСР, 1959. – 644 с.26. Есипов, Б. П. Педагогика [Текст]: учеб.пособие / Б. П. Есипов, Н.И. Болдырев, К. П. Бельский; под ред. проф. д-ра пед. наук Б. П. Есипова. –М.: Просвещение, 1967. – 414 с27. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. –М.: Просвещение, 2010. – 430 с.28. Казаручик Г.Н. Дидактические игры в развитии и воспитании дошкольников. – Мозырь, 2005. – 99с .29. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. – М.: Издательство «Дрофа», 2010.- 102 с.30. Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Ковалев. – М.:Просвещение, 1965. – 254 с.31. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 432 с.32. Куликова, Т. О воспитании у детей познавательных интересов / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. – 1976. - № 9. – С. 38 – 42.33. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н .Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 2010. – 31 с.34. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2015. – 25 с.35. Лисина М. И. Развитие познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.— В кн.: Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1966, с. 113—152.36. Метельский, И. В. Как поставить перед обучащимися учебную задачу[Текст] / И. В. Метельский. – М.: Педагогическое общество России. – 2004. –57 с.37. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре /Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1988.- 79 с.38. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Н.А.Виноградова Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 526 с. 39. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Карапуз, 2001. – 55 с.40. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. // Педагогика и психология. – 1979. – № 2. – С. 5-46.41. Никитин Б.П. Мы, наши дети и внуки. – М.: Просвещение, 2015. – 224 с. 42. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения.М.,1984.–369 с.43. Постникова, Н.К. Развитие познавательных интересов у дошкольников [Текст] / Н.К. Постникова: Дисс. ... канд. пед. наук. –Ленинград, 1968. – 197 с.44. Развитие игры детей 2-3 лет. / Под. ред. Е.В. Трифоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 179 с. 45. Развитие игры детей 3-5 лет. / Под. ред. Е.В. Трифоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 166 с. 46. Развитие игры детей 5-7 лет. / Под. ред. Е.В. Трифоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 149 с. 47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.48.Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических факультетов. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 432 с. 49. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. - М., 1962.- 110 с.50. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982. – 85 с.51. Тихеева Е.И История советской дошкольной педагогики: Дидактические игры/ Тихеева Е.И. – М.:Москва – 1980. – 150с.52. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2010. – 63 с.53. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2. - М., 1974. – 489 с. 54. Фребель Ф. Будем жить для своих детей. - М.: Карапуз, 2001. – с.86.55. Фрейд, 3. О психоанализе. Пять лекций [Текст] / З. Фрейд //История психологии. Период открытого кризиса / под ред. П.Я. Гальперина. – М.: Изд. - во МГУ, 1992. – 362 с.56. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. - М., 1983.- 562 с.57. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе // Щукина Г.И. – Фортуна, М., 2013. – 207 с.58. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. – М., 1999. – С. 56-6359. Эльконин Д.Б. Детская психология ( развитие ребёнка от рождения до семи лет) / Д.Б.Эльконин. ¬¬– М.: Просвещение, 2008.–350 с. ПРИЛОЖЕНИЕПРИЛОЖЕНИЕ № 1Методика «Древо желаний» В.С ЮркевичЦель: изучение познавательного интереса детей (используются картинки и словесные ситуации)Наглядный материал:1. Изображение волшебника.2. Изображение мудреца.3. Изображение ковра – самолёта.4. Изображение необычной машины.5. Изображение – солнечный день, девочка, просыпающаяся в постели, рядом улыбающаяся мама.6. Изображение большой, огромной, толстой книги.Ребёнку предлагается 6 ситуаций.Инструкция. Ты любишь играть в фантастические игры? Давай представим, что есть страна Вообразилия. И жители этой страны что не придумают – всё у них сбывается. Давай с тобой тоже вообразим.1. Представь, что здесь появляется настоящий волшебник. Он подлетает к тебе и говорит: «Я исполню пять твоих сокровенных желаний. Что бы ты хотел?»2. Посмотри, мы видим необычного старца – кто это? Это мудрец, он может ответить на любые твои вопросы. Он знает всё. О чём бы ты его спросил?3. Ты знаешь на чём ездят в стране Вообразилии – на ковре-самолёте , он тебя может унести хоть куда (город, страна, под воду, в космос, в дерево).Куда бы ты хотел слетать?4. Чудо-машина. Она умеет всё на свете: шить, стирать бельё, готовить и даже играть в игрушки, ей нужно только сказать: «Машина, я хочу чтобы ты сделала…»5. Книга. Это главная книга страны Вообразилии. В ней есть любые истории обо всём на свете. О чём бы ты хотел узнать из этой книги? 6. А это совсем замечательная ситуация. Представь, что в этой стране ты очутился с мамой. Ты просыпаешься, а она говорит: «Ты здесь всего на один день, и ты можешь делать всё, что хочешь. Что бы ты делал?Из ответов выбираются ответы познавательного характера.Высокий уровень познавательного интереса – 9 ответов и выше.Средний уровень познавательного интереса – от 3 до 8 ответовНизкий уровень познавательного интереса – 2 и меньше ответовКачественный анализ:Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчётливо проявляется исследовательский интерес к миру.Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причём достаточно поверхностная.Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.Интерпретация результатов:2 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданием, отвечает на вопросы; 1 балл – ребёнок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого, затрудняется в ответе на 1-2 вопроса;0 баллов – ребёнок не справляется с заданием.Далее баллы суммировались и выделялся уровень развития познавательного интереса:10-12 баллов – высокий уровень;7-9 баллов – средний уровень;0-6 баллов – низкий уровень. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Таблица 2 –Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группеПРИЛОЖЕНИЕ № 3Таблица 2 –Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе
