Публикации Культурологический подход в системе воспитательной работы интернатного учебного учреждения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Культурологический подход в системе воспитательной работы интернатного учебного учреждения
Автор: Солдатова Инна Николаевна

Солдатова Инна Николаевнапедагог ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»г. Шебекино, Белгородской областиКультурологический подход в системе воспитательной работы интернатного учебного учрежденияАннотация: в статье представлены аспекты культурологического подхода в системе воспитательной работы в ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат», как важного компонента личностно-ориентированного образованияКлючевые слова: культурологический подход, проектная деятельность, культура, саморазвитие, самоопределениеОрганизация учебного процесса представляет собой комплексную, многоуровневую задачу. Специфика учебного заведения интернатного типа заключается в том, что помимо непосредственной урочной активности необходимо организовывать быт и досуг обучающихся. Воспитательная работа является продолжением учебного процесса и также вносит свой вклад в формирование и развитие личности.Важным аспектом воспитательной деятельности является соответствие бытовой и досуговой активности обучающихся культурным стандартам общества. Необходимые для существования и развития в социуме «мягкие навыки» являются производными от общей культурной среды, социокультурного поля, изучение и понимание которого необходимо.Эту задачу успешно реализовывает культурологический подход, отличительной особенностью которого является приоритетность культуры в образовательной деятельности. В широком смысле всю учебную деятельность можно воспринимать как передачу ребенку социокультурного опыта общества путем изучения различных его аспектов, естественнонаучных и гуманитарных. Однако суть культурологического подхода заключается не сколько в ознакомлении с достижениями общества, сколько в индивидуальном переживании оных. Главной целью этого подхода является формирование собственного опыта взаимодействия с основными, эталонными формами деятельности, присущими в окружающей национальной, этнической или религиозной культурной среды.Культурологический подход является важным компонентом личностно-ориентированного образования, направленного на усвоение, развитие и сохранении культурного наследия, свободному проявлению индивидуальности, способностью к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.Среди основных компонентов культурологического подхода в образовании могут быть обозначены:- отношение к обучающимся как к субъектам культурной жизни, которые способны стать её часть и влиять на неё;- отношение к педагогу как к посреднику между культурой и обучающимися, способному оказать поддержку в усвоении культурного наследия, учитывая при этом индивидуальные особенности личности детей;- отношение к образованию как к культурной деятельности самой по себе;- отношение к образовательному учреждению как культурному пространству. В воспитательной деятельности подобный подход реализуем в рамках проектной деятельности учащихся, где совместная творческая активность педагога-наставника и ученика-автора приводит к созданию уникальногокультурного продукта, соответствующего как национальной, исторической и религиозной культуре, на основе которой этот проект выполняется, так и индивидуальных интересов и способностей учащихся. Таким образом формируется собственный культурный опыт обучающихся, основанный не на закостенелых парадигмах преемственности, но и на современных интерпретациях отдельных культурных направлений, которые воспринимаются и понимаются автором как собственное, уникальное достижение.Подобная деятельность имеет место в проектной деятельности учениц ГБОУ «Шебекинская гимназия интернат». Одним из примеров таких проектов может послужить совместные исследовательские работы по реконструкции народного костюма Белгородчины на основе исторической и краеведческой литературы в рамках ежегодного масштабного мероприятия «Белгородская черта». В рамках этого проекта ученицы, под руководством педагога, раскрывают свой собственный потенциал. Используя исторические техники кроя, натуральные материалы и правила композиции образа, создавая уникальный исторический продукт на основе своего видения исторического наследия предков и собственного чувства прекрасного. Таким образом, культурологический подход в педагогической деятельности является важным аспектов воспитания «культурного человека», способного как к усвоению уже существующих норм и правил, так и к развитию отдельных её направлений. Такой культурных человек, не зацикленный на парадигмальном понимании культуры, как свода незыблемых истин, активно проживает и развивает культуру, к которой он принадлежит. Культурологический подход в воспитательной деятельности является важной составляющей современной гуманистической педагогической концепции и выполняет важную роль в образовательном и воспитательном процессе. Список литературы
  • Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д., 1999. – 560 с.
  • Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 608 с.
  • Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1998. – 78 с.
  • -