Публикации Игры по развитию сенсорики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры по развитию сенсорики
Автор: Овчинникова Александра Сергеевна

Игры по развитию сенсорикиКаждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п.Система ,направленная на восприятие окружающего мира ,называется сенсорной(чувствующей) ,а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное восприятие. Его основная задача-помочь ребенку накопить представления о цвете форме ,величине, предмета и т .д.В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм цветовых, тонов. Овладевая этими эталонами ,ребенок получает как бы набор мерок ,с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать надлежащее определение.Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих свойств.Эталонная система включает в себя основные цвета спектра(красный ,оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий ,фиолетовый), а так же черный и белый, пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины (большая, средняя, маленькая),поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах величинах.Эстетическая сторона занятий по сенсорному восприятию во много определяется качеством дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий нравятся детям ,а значит- способствует накоплению сенсорных представлений.Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и ,главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря усвоение сенсорных эталонов -это использование их в качестве единиц измерения при оценке свойств веществ.Таким образом можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создавать для малыша условия ,чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета формы и об отношении между двумя предметами по величине.Начиная с четвертого года жизни у детей формируется сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах ,геометрических фигурах и отношения по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета ,с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда состоящего из большого количества предметов.Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов эталонов, последовательному осмотру и описанию формы. Выполнению все более сложных глазомерных действий.В качестве особой задачи вступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности(рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третье году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Начиная с трех лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Что же касается предлагаемой системе игр и упражнений ,то она, не дублируя продуктивных заданий, нацелена на формирование способов восприятия ,помогающих развитию любой продуктивной деятельности.Большая часть игр упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом ,что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим. Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой которою получили дети.
-