Публикации
ПРОГРАММА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОВЗ «РЕБЁНОК И ЗАКОН»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОГРАММА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОВЗ «РЕБЁНОК И ЗАКОН»
Автор: Купренкова Елена Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОГРАММА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ОВЗ «РЕБЁНОК И ЗАКОН»
Автор: Купренкова Елена Анатольевна
ГОСУДАРСТВЕННое БЮДЖЕТНОГО учреждение КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ ИМЕНИ ПОПОВА В. Т.» (ФИЛИАЛ) ПРОГРАММА ПРАВОВОГО воспитания несовершеннолетних с ОВЗ «ребёнок и закон» Разработала Купренкова Е.А.Воспитатель высшей квалификационной категории, педагог - методистп. Бетлица 2025 годСодержаниеРАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ___________________________________________________________3-71.1 Цель и задачи воспитания, _______________________________________________________41.2 Направления системы правового воспитания ______________________________________4-51.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ______________________________________6-7РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ_________________________________________________7- 132.1 Уклад общеобразовательной организации ________________________________________7-82.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности _________________________8-13РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ______________________________________________13- 213.1. Кадровое обеспечение__________________________________________________________133.2. Нормативно-методическое обеспечение __________________________________________133.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции воспитанников_________________________________________________________________13-143.3 Анализ воспитательного процесса _____________________________________________14-173.4 Примерный план работы ГБУ КО ЦССВ имени Попова В.Т. по реализации программы правовой грамотности воспитанников с ОВЗ «Ребёнок и закон»_______________________17-21Список литературы ____________________________________________________________22-23ПриложениеI. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаВ современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и не обучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём направлениям: социально- психологическое, клинико-психопатологическое и личностно-динамическое. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современного воспитания. В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Ведь изменение социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни средней семьи, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, утрата ценностных морально-нравственных ориентиров повлекло за собой увеличение правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Все это приводит к лавинообразному увеличению форм само разрушающего поведения. Таким образом, новые подходы к преподаванию права - социальный заказ общества системе воспитания, т.е. микросоциум хочет, чтобы мы выпускали из учреждения воспитанную личность, считающуюся с современными нормами и правилами поведения, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и право собственности. В современных условиях именно правовое образование становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе. Правовая подготовка детей рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности. Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может определить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Чем раньше начинается процесс формирования правосознания, тем больше шансов, что возникнет общество, которое не допустит нарушения закона, в котором нормы права станут основанием поведения, а не условием действия. Его цель - ввести ребёнка в правовое пространство Российской Федерации, сформировать мотивационную готовность к изучению права. Воспитанники должны прийти к пониманию роли закона в современном обществе, уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи. Для воспитания этих навыков широко используются нетрадиционные формы занятий, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков - практикумов, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Занятия должны базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально. Новизна программы заключается в том, что данная программа нацелена на воспитание у несовершеннолетних чувства собственного достоинства. Она также повышает правовую грамотность подрастающего поколения, позволяет получить общее представление о законах Российского государства, об основных правах и обязанностях российских граждан, способствует желанию знать и понимать правила поведения в общественных местах, умению их соблюдать, проявлять уважение к закону, к органам и лицам, охраняющим порядок. В целом программа направлена на первичную профилактику подростковой преступности и способствует снижению уровня преступности среди несовершеннолетних, формирует осознанную мотивацию их деятельности и осознанное отношение к совершаемым поступкам. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что в связи со своеобразием контингента воспитанников позволяет уделять большое внимание профилактике молодежного экстремизма, воспитанию толерантности к различным национальностям и религиям. Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программыКонституция Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон РФ от 31.07.2020 N 124-ФЗ – «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Письмо Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 г. N АБ-1951/06 "Об актуализации примерной рабочей программы воспитания" 1.1 Цель программы: Формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры несовершеннолетних, законопослушного поведения и гражданской ответственности, развитие правового самопознания, оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, воспитание основ безопасности.Задачи правового воспитания Формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность: Целенаправленное педагогическое воздействие на поведение воспитанников в соответствии с нормами правовой культуры: Формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям: Способствование развитию интереса воспитанников к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности. 1.2 Направления системы правового воспитанияработа Совета профилактики правонарушений, воспитателей и социального педагога по правовому воспитанию; профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения; пропаганда здорового образа жизни; осуществление правового образования воспитанников; индивидуальная работа с детьми, состоящими на внутришкольном учете; взаимодействие с органами системы профилактики и социальными институтами; ПДН ОВД, КДН, отдел районной администрации по делам молодежи. Работа Совета профилактики правонарушений и социального педагога по правовому воспитанию. В филиале действует Совет по профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с КДН и ПДН один раз в месяц.Цель: профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди воспитанников филиала.Задачи: Улучшение предупредительно-профилактической работы с детьми через медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение; Активизация разъяснительной работы среди воспитанников по правовым вопросам через сотрудничество с работниками правоохранительных органов; Развитие системы организованного отдыха и труда детей и подростков группы «риска» в каникулярное время и интересным досугом в течение всего года; Проведение индивидуально-воспитательной работы с воспитанниками группы «риска» по разъяснению правил поведения и правовой информированности. Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью ребёнка и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Кроме того, проводит индивидуально-воспитательную работу, беседы, работает совместно с воспитателями по вопросам правового воспитания, проводит беседы по предупреждению правонарушений, правил поведения в общественных местах. В полномочия социального педагога входит выявление интересов и потребностей воспитанников, их трудностей и проблем, причин отклонения в поведении; определяет уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; устанавливает связи и партнёрские отношения между семьёй и учреждением. А также проводит работу по профилактике правонарушений среди детей, состоящих на внутреннем профилактическом учёте.Ожидаемые результаты работы ▪отсутствие воспитанников, состоящих на учете КДН, ПДН; ▪отсутствие детей, длительное время не посещающих школу без уважительной причины;▪усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности", "правонарушения"; ▪формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность; ▪улучшение социальной адаптации воспитанников в обществе с помощью полученных знаний по праву. Реализация программы «Ребёнок и закон» предполагает изучение следующих разделов:Правила общения Правила поведения Я за ЗОЖ Мои права и обязанности Административная и уголовная ответственность Отличительные особенности программы. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 18 лет. Программа рассчитана с 01.01.2026 г. – по 30.12.2029г.1.3 Целевые ориентирыВоспитанники 7-10 летзнакомство в доступных, игровых формах с основами правовых норм и основными правами ребенка; осознание важности и значимости для каждого человека соблюдение правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, бытовых ситуациях); Приобретение школьниками первоначального опыта регулирования отношений со сверстниками и взрослыми; Приобретение и использование конкретных правил и правовых норм: - наиболее важных прав ребенка;- правил, обеспечивающих безопасность человека (в особенности правил дорожного движения);- этических правил и норм (правил поведения в общественных местах, в ОУ, в транспорте);- правил, регулирующих жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;Получение первичного опыта разработки групповых норм поведения (общение в семейных коллективах, дежурство и т.д.) Воспитанники 11-14 летФормирование у воспитанников отношения к праву как социальной ценности понимания необходимости правовых знаний в общественной жизни; Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий: «закон», «право», «права человека», «норма права», «правонарушения» и др.; Выработка готовности и формирование способности разрешать конфликты мирным путем с использованием различных норм и правил; Формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами; Отработка умения выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении; Накопление опыта собственных групповых правил и норм; Получение знаний об основных отраслях и наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач. Воспитанники 15-17 летвооружение молодых людей знаниями законов, систематическое информирование их об актуальных вопросах права; формирование правового сознания как совокупности правовых представлений, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение личности к требованиям законов, регулирующих ее поведение в конкретной правовой ситуации; привитие учащимся уважения к государству и праву; выработка навыков и привычек законопослушания как результата сознательного отношения к гражданскому долгу; формирование у школьников нетерпимости к правонарушениям, преступности, стремление принимать посильное участие в борьбе с ними, способности противостоять негативным воздействиям; преодоления в правовом сознании ложных представлений, сформировавшихся под воздействием негативных общественных явлений. формирование навыков и установок, позволяющих молодым людям активно включиться в работу по созданию общества, свободного от нарушений прав человека, по преобразованиям и построению развитого, демократического, правового государства. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1. Уклад организации.Наш филиал ГБУ КО ЦССВ им. Попова В.Т. расположен в посёлке «Бетлица», Куйбышевского района Ю Калужской области. Филиал активно сотрудничает с учреждениями культуры (РДК «Юбилейный», Детская библиотека), учреждениями дополнительного образования (МКУ «Темп», историко – краеведческим музеем п. Бетлица), пожарной частью, правоохранительными органами. Со всеми учреждениями налажена многолетняя тесная связь: с РДК «Юбилейный» в рамках преемственности; участие в концертах, выставках, конкурсах, которые организуют учреждения дополнительного образования и культуры; совместные мероприятия с правоохранительными органами, КДН и ПДН.Филиал находится в отдельном здании, актовый зал, медицинский кабинет, кабинеты дополнительного образования, кабинеты психологов и логопеда. Условия проживания воспитанников приближены к домашним: имеются полностью оснащённые кухни, игровые комнаты и уютные спальни.В филиале воспитывается 37 детейИз них: Дети с ОВЗ - 36 человекДети, имеющие статус «Ребёнок инвалид» – 17 человекДети - сироты – 7 человек Дети БПР – 30 человек Нуждаются в помощи психолога - 37 человек На внутришкольном учете – 5 человек На учете в КДН – 3 человекаНа учете в ПДН – 4 человекаСтоят на проф. учёте как находящийся в социально опасном положении – 1 человекПедагогическая воспитательная задача — приобщить детей к общечеловеческим ценностям, воспитать в них потребность в высоконравственном и здоровом образе жизни.Возможные отрицательные источники влияния на детей – социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и организацией досуга своего ребёнка.Основными традициями правового воспитания в филиале являются следующие:стержнем годового цикла воспитательной работы в филиале являются ключевые общественные дела, система единых воспитательных часов через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;- в филиале создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);- в проведении общественных дел отсутствует соревновательность между семьями, поощряется конструктивное общее взаимодействие воспитанников, а также их социальная активность; - педагоги филиала ориентированы на установление между детьми разных семей доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;- ключевой фигурой воспитания в филиале является воспитатель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции;- Традиционными стали ежегодные совместные походы на природу, уборка сквера Партизанской Славы, участие в месячниках правого воспитания.2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельностиПроцесс воспитания в филиале ЦССВ им. Попова В.Т. основывается на следующих принципов:1.принцип комплектности - предполагает тесную взаимосвязь всех сторон воспитательного процесса в оптимальном соотношении;2.принцип преемственности - определяет изложение программного материала по этапам годичных циклов;3.принцип вариативности - предусматривает вариативность программного материала в зависимости от этапа подготовки, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.4.принцип сотрудничества и доброжелательности - предполагает доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие ребёнка и педагога, и изучение всех вопросов практического права, механизмов защиты прав ребенка через сотрудничество.5.принцип связь с практикой. – предполагает связь с региональными особенностями правоприменительной практики и призван оказывать реальную практическую пользу ее участникам.6.принцип готовности к изменениям и практическому использованию права. -предполагает сознательную готовность к использованию его в реальной жизни, в ходе решения той или иной проблемы, связанной с жизнедеятельностью учреждения, социума.В ходе реализации данной программы используются современные технологии:технология уровневой дифференциации; технология исследовательской и проектной деятельности воспитанников; игровые технологии; информационные компьютерные технологии; личностно-ориентированная технология в воспитательном процессе Формы работы:формы психологического просвещения (исследование, тренинг-упражнение, тестирование) изучение нормативно правовых актов, кодексов, федеральных законов Российской Федерации (об административных правонарушениях, уголовный, трудовой, семейный); использование в работе ролевых игр, дискуссии, «мозговой штурм» и др. игровые формы (сюжетно-ролевые игры «Суд над вредными привычками», разбор проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение правовых фильмов) работа на массовых мероприятиях по пропаганде правового воспитания (правовых игр по станциям, школьных конкурсов, правовых турниров «Закон и прядок» и т.д.) творческие формы работы (представление проектов, правовые информационные листы, выпуск газеты, проведение правовых конкурсов, игр по станциям, конкурсы рисунков и плакатов «Права человека») дискуссионные формы (диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашёнными людьми) Реализация программы «Ребёнок и закон» предполагает изучение следующих разделов: Срок реализации программы: 3 года.В программе заложен цикл из 72 занятия. Занятия длятся 35-40 мин., проводятся 2 раза в месяц.Целевая аудитория реализации программы: воспитанники с ОВЗ организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программа рассчитана на три основные возрастные группы детей, воспитывающихся в филиале: воспитанники 7-10 лет, воспитанники 11 -14 лет и воспитанники 15 -17лет.1-й раздел «Правила общения»Цель: способствовать формированию личности, владеющей основными общественными нормами поведения и культурой общения.Задачи:Расширить представления воспитанников о специфике человеческого общения и сотрудничества; Научить видеть себя со стороны, свободнее ориентироваться в различных жизненных ситуациях Помочь выработать определённую линию поведения при контактах с окружающими. Научить культуре диалога: умению слушать и вести диалог, культуре речи Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Формировать социально приемлемые формы поведения в обществе. 2-й раздел «Правила поведения»Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.Задачи:Способствовать формированию навыков поведения в обществе. Способствовать воспитанию чувства коллективизма. Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям. Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни. 3-й раздел «Я за ЗОЖ»Цель: формирование ответственного отношения к своему здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, профилактика вредных привычек.Задачи:сформировать системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию, уходу за организмом; сформировать механизмы антистрессового поведения; отработать санитарно-гигиенические навыки до автоматизма; сформировать элементарные знания, умения и навыки по оказанию элементарной помощи себе и близким. 4-й раздел «Мои права и обязанности»Цель: познакомить детей с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребенка», формировать у детей представление о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми.Задачи:Познакомить детей со статьями Конвенции ООН «О правах ребенка»; Сформировать элементарные представления, знания о правах человека; Развивать способность воспитанников вырабатывать и выражать собственную оценку конкретных фактов с точки зрения прав человека, аргументировать ее; Способствовать формированию у воспитанников умения терпимо относиться к иному мнению, представлять себя на месте другого человека, готовности отвечать за свои поступки. 5-й раздел «Административная и уголовная ответственность» Цель: содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.Задачи:помочь воспитанникам понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки; убедить детей в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения; воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки; способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1. Кадровое обеспечение - Заведующий филиалом, Зав. отделением реализации воспитательных программ, Зав. отделением реализации образовательных программ и социальной адаптации, Зав. отделением во АХЧ, социальные педагоги, педагог-организатор, воспитатели, младшие воспитатели. Педагог – психолог Педагог – логопед Педагоги дополнительного образования Медицинские работники Средний возраст специалистов сферы воспитания — 45 лет, имеют высшую квалификационную категорию - 7 человек. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение Функционирует официальный сайт, на котором размещены все локальные акты по организации воспитательного процесса.Адрес сайта: 3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции воспитанниковСистема поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности воспитанников призвана способствовать формированию у детей ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности детей строится на принципах:публичности, открытости поощрений (информирование всех воспитанников о награждении, проведение награждений на традиционных «линейках»)прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность воспитанников, преодолевать межличностные противоречия между детьми, получившими и не получившими награды);дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции воспитанников и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги.Ведение портфолио — деятельность воспитанников при её организации и регулярном поощрении администрацией, по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения воспитанников. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в семье, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). 3.4. Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.Основным методом анализа воспитательного процесса в филиале является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в план работы МО педагогических работников.Основные принципы самоанализа воспитательной работывзаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками и детьми; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с детьми, коллегами, социальными партнёрами); распределённая ответственность за результаты личностного развития воспитанников ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития воспитанников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанников в каждой семье. Анализ проводится воспитателями вместе с педагогом-организатором, социальным педагогом, педагогами доп. образования с последующим обсуждением результатов на методическом объединении. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах, какие проблемы, затруднения в личностном развитии ребёнка удалось решить за предыдущий год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.2. Состояние совместной деятельности детей и взрослых.Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Анализ проводится педагогом-организатором, воспитателями и педагогами доп. Образования. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с детьми, педагогическими работниками. Результаты обсуждаются на заседании методического объединения. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого Зав. отделением реализации воспитательных программ в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются МО пед. работников.По результатам выполнения Программы дети должны знать и уметь:3.4 Примерный план работы филиала ГБУ КО ЦССВ имени Попова В.Т. по реализации программы правовой грамотности воспитанников с ОВЗ «Ребёнок и закон»Примерный календарный план воспитательной работыПримерный план мероприятий филиала ГБУ КО ЦССВ имени Попова В.Т. по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников с ОВЗ Список литературыБабиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www. tisbi. ru/ science/ veatnik/ 2003/ issue 2/ Байбародова Л., Жедунова Л., Посысоев О., Рожков М. Организация воспитательной деятельности с детьми- сиротами // Воспитательная работа в школе.- 2004.- № 1.- С. 31 Бгажнокова И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате)//Дефектология. - 1996. - № 1. - С.29-31. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме// Педагогика. - 2003. - № 10. - С.8-14. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций //Педагогика. - 2004. - № 10. - С.23-26. Булавенко О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - с.40-44 Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.А.Колесникова, Н.Н.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова; под общ.ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-336 с. Грибанова Г.В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома// Дефектология. - 1993. - № 6. -С. 13-18. Гусев С. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома // Учитель. - 2003. - № 6. - С. 12-16. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№2.- С. 19-22. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот// Социальная педагогика. - 2003. - № 2. - С.64-73. Дивицына Н.Ф. Социальная работы с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 288с. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании /И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2004. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений / коллектив авторов: Олиференко Л.Я., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И., Быков А.В. - М.: Полиграф сервис, 2001. - 320с. Кочкина Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самопреодолению в условиях детского дома: Автореферат дисс. канд. педагог, наук. М., 1998. 18с. Кузнецова Т.Ю. Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов // Социс. - 2003. - № 11. - С.84-88. 0лиференко Л.Я., Шульга Т.П., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256с. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд.: АРКТИ, 2006, 312с. 0слон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М.: Генезис, 2006. - 368с. 21. Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе службы практической психологии образования /Отв. редактор Л.К. Селявина. - М.: Центр «Школьная книга», 2005. - 120с. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В.Г. Маралов, И.А. Бучилова, Е.Ю. Клепцова и др./ Под ред. В.Г. Маралова. - М.: Академический проект: Парадигма, 2005. - 288с. Соколова Н.Д. Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специальном детском доме // Дефектология. - 1991. - № 4. - С.21-24. 24. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования.// Народное образования. - 2003. - № 5. - С.55-61. Шишов СЕ. Понятие компетенции в контексте качества образования //Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. - № 2. - С.30-34. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию:прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002.-№ 2. - С.58-62. ПриложениеПравовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия УК – Уголовный кодекс КоАП – кодекс административных правонарушений. Диагностика уровня сформированности правовых знаний детей 11-14 лет Опрос детей на тему «». 1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?2. Как ты думаешь, что такое право?3. Какие права есть у тебя и других детей?4. Какие права ты считаешь самыми важными?5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?6. Кто защищает права детей?7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры.Методика «Я имею право»Выявляет наличие или отсутствие правовых знаний детей по набору сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка. Методика обследования заключается в том, что дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции ООН, и раскладывают около жетона-символа «Я имею право». Затем ребенок объясняет причину своего выбора.Методика «Решение правовых ситуаций» – описание проблемных ситуаций, в которые может попасть ребенок. Ребенку необходимо разрешить проблемные ситуации, ответить на вопросы педагога и дать оценку происходящего. А также высказать свое мнение по поводу правовой ситуации, спрогнозировать свое собственное поведение в подобной ситуации. По результатам ответов детей производится качественный анализ и выставляются количественные оценки: 0 баллов присваивается в случае полного нарушения моральных и правовых норм; 1 балл присваивается в случае незнания правовых норм, но при наличии размышлений ребенком и поиска правильного решения; 2 балла присваивается в случае незначительного нарушения правовых норм и действия только по моральным представлениям; 3 балла присваивается в случае правильного решения правовой ситуации и действия в соответствии с правовыми и моральными нормами.Ситуация 1. Ребенок выехал на проезжую часть на велосипеде. Как могли дальше развиваться события? Правильно ли он поступил?Ситуация 2. Дети играли с куклами в гостях. Одна девочка взяла кукольную посуду и спрятала, чтобы взять себе. Можно ли так поступать? Как это называется?Ситуация 3. Мальчик подошел к девочке сзади и отстриг ей волосы. Можно ли так делать? Как назвать такой поступок? Мальчик нарушил права девочки?Ситуация 4. Мальчик подошел к малышу и сказал: «Дай мне деньги или я не пропущу тебя идти дальше». Как это называется? Можно так поступать? Как по закону наказывают за это?Ситуация 5. Дети играли вместе и нечаянно разбили дорогую вазу. Пришел папа и спросил: «Кто разбил?» Что ответили дети?Ситуация 6. Мальчики кидали камни в дорогие автомобили во дворе. Зачем они это делали? Что им за это будет? Если хочется кидать камни, то куда их можно бросать?Ситуация 7. Дети разрисовали красками двери парадной. Можно ли так поступать? Где можно рисовать?Ситуация 8. Мальчик залез в чужую машину, пока водитель ее мыл. Как расценивается такой поступок? Мальчик нарушил закон? Как он может быть наказан?Ситуация 9. Дети нечаянно разбили окно в школе, когда играли на улице в мяч. Что им будет за это? Что они должны сделать дальше?Ситуация 10. Дети играли со спичками и разжигали огонь. Что могло случиться? Можно ли так делать?Диагностика уровня сформированности правовых знаний детей 15-18 летАнкета по правовой грамотности подростковПрочитай внимательно каждый вопрос и обведи кружочком номер ответа (номера ответов), наиболее подходящего для тебя или ответь на поставленный вопрос.Цель анкетирования: повышение уровня правовой грамотности и снижения количества правонарушений среди несовершеннолетних.1. «Знаете ли Вы свои права?»ДаЗатрудняюсь ответить2. Как Вы оцениваете свой собственный уровень правовой грамотности?ХорошийСлабыйнедостаточный3. Нарушали ли Вы чьи-либо права?»Данет4. «Куда необходимо обратиться при нарушении Ваших прав?»К родителямВ полициюСоциальному педагогуЗатрудняюсь ответить5. С какого возраста наступает административная ответственность у несовершеннолетних?14 лет15 лет16 лет6.Приходилось ли Вам оказываться в ситуациях, когда Вы ощущали недостаток правовых знаний?ДаИногдаЗатрудняюсь ответить7. «Какие обязанности имеет несовершеннолетний?»УчитьсяУважать старшихСоблюдать дисциплинуСоблюдать закон8. «Какие права Вы знаете?»На образованиеНа жизньНа трудНа свободуЗатрудняюсь ответить9.С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних?14 лет15 лет16 лет 10. «Как часто родители с Вами беседуют на тему правовой грамотности и Вашей ответственности?»частоникогдаиногда11. «Возникало ли желание совершить правонарушение (например- своровать)?»данет12.С какого возраста наступает гражданско-правовая ответственность?14 лет15 лет16 лет 13. «Если бы знали, что наказание не последует, совершили бы правонарушение?»возможноникогдазатрудняюсь ответить14. «Как в семье относятся к алкоголю и табаку?»БезразличноОтрицательно15. Как Вы считаете, какова роль законов в нашей жизни?Большая рольНе знаюЗатрудняюсь ответитьОпросник для детей 15-18 лет «Уровень правовых знаний воспитанников»1. Совершеннолетним является лицо, достигшее...A. 12 лет.B. 16 лет.C. 18 лет.2. Что не относится к мелкому хулиганству?А. Нецензурная брань в общественных местах.В. Неприличный жест.С. Кража.D. Осквернение жилых помещений.3. Ребенок 12 лет совершил мелкое хулиганство. Кто несет за это ответственность?А. Сам ребенок.В. Родители или законные представители.С. Никто не несет ответственность.4. Как наказывают за мелкое хулиганство несовершеннолетних?А. Арест на 20 суток.В. Штраф от трех до десяти МРП.С. Административный арест на срок до месяца.5. Являются ли непристойные жесты, которые показывают несовершеннолетние подростки, мелким хулиганством?А. Да.В. Нет.С. Только в школе.6. Что такое правонарушение?А. Особо опасное деяние.В. Противоправное действие.С. Противоправное действие или бездействие.7. Кто отвечает за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет?А. Родители.В. Школа.С. Несовершеннолетний.8. Какое наказание не назначается несовершеннолетним?А. Ограничение свободы.В. Пожизненное лишение свободы.С. Лишение свободы.9. С какого возраста несовершеннолетние привлекаются к исправительным работам?А. 16 лет.В. 14 лет.С. 15 лет.10. С какого возраста наступает ответственность за вымогательство? А. 14 лет. В. 16 лет. С. 18 лет. 11. Что такое преступление? А. Особо опасное деяние. В. Противоправное действие или бездействие. 12. Что такое групповое преступление?А. Преступление в составе группы лиц. В. Преступление в составе группы лиц по предварительному сговору только двух человек. С. Преступление в составе организованной группы или преступного сообщества более трех человек. Правильные ответы: Результаты:10–12 верных ответов – высокий уровень правовой грамотности;6–9 верных ответов – средний уровень правовой грамотности;5 и менее верных ответов – низкий уровень правовой грамотности.
