Публикации
«Использование технологии Друдлы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование технологии Друдлы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ»
Автор: Дуркина Алина Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование технологии Друдлы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ»
Автор: Дуркина Алина Алексеевна
Название проекта: «Использование технологии Друдлы в коррекционно- развивающей работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ».Цель проекта: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые и когнитивные нарушения посредством использования технологии Друдлы.Задачи проекта:Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию технологии, методов и приемов в практике работы с детьми с ОВЗ. Внедрить эффективные методы и приемы в коррекционную работу с детьми с ОВЗ, посредством технологии Друдлы. Повысить мотивационную потребность к речевой и познавательной активности у детей с ОВЗ. Привлечь внимание педагогов к использованию современных технологий, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. Транслировать опыт использования технологии педагогическому сообществу на уровне ДОУ, региона. Идея проекта заключается в изучении и систематизации информации о применении технологии Друдлы в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога, а также в создании практических рекомендаций для специалистов и воспитателей.Целевая аудитория – дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ.Актуальность проекта. Актуальность использования технологии Друдлы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ обусловлена растущей потребностью в эффективных методах коррекции и развития детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в условиях современного образования. В условиях инклюзивного подхода и необходимости создания комфортной и развивающей среды для дошкольников, друдлы представляют собой инновационный инструмент, способствующий не только развитию речевых и коммуникативных навыков, но и социальной адаптации детей. Современное образовательное пространство предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии. Важным аспектом работы учителей-логопедов и учителей-дефектологов является применение инновационных методик и технологий, которые способствуют более эффективному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из таких методов является использование друдлов — уникальных инструментов, которые представляют собой специальные игровые и обучающие материалы, позволяющие не только развивать речевые и когнитивные навыки, но и создавать комфортную и мотивирующую среду для обучения. Друдлы как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ приобретают все большую популярность и признание в педагогической практике. Они представляют собой не просто игрушки, а целую систему, включающую в себя элементы игры, творчества, взаимодействия и обучения. Использование друдлов позволяет учителям-логопедам и учителям-дефектологам адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого ребенка, что особенно важно в контексте работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. В последние годы наблюдается значительный интерес к вопросам коррекционного обучения и развития детей с ОВЗ. Научные исследования и практический опыт показывают, что традиционные методы обучения часто оказываются недостаточно эффективными для детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому возникает необходимость в поиске и внедрении новых подходов, которые бы учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка и способствовали бы их всестороннему развитию. В этом контексте друдлы представляют собой один из наиболее перспективных инструментов, позволяющих реализовать данный подход. Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна для детей с ОВЗ.Пояснительная записка Использование друдлов в коррекционно-развивающей работе обосновано несколькими теоретическими аспектами. Во-первых, друдлы позволяют создать условия для активного участия детей в образовательном процессе. В отличие от традиционных методов обучения, которые часто требуют от детей пассивного восприятия информации, друдлы вовлекают их в активную деятельность. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности с концентрацией внимания и мотивацией. Друдлы предоставляют возможность для практического применения знаний и навыков, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению материала . Во-вторых, друдлы играют важную роль в развитии сенсорного восприятия. Дети с ОВЗ часто имеют нарушения в восприятии окружающего мира, что может затруднять их обучение и социализацию. Использование друдлов, обладающих различными текстурами, формами и цветами, помогает детям развивать тактильные, визуальные и слуховые восприятия. Это, в свою очередь, способствует более полному и гармоничному развитию их личности. Например, манипуляции с друдлами могут помочь детям лучше осознавать свои ощущения, что является важным шагом на пути к самостоятельности и уверенности в себе . Кроме того, друдлы могут быть использованы для развития моторики и координации движений. В процессе игры с друдлами дети учатся управлять своими движениями, что способствует развитию как мелкой, так и крупной моторики. Это особенно актуально для детей с ОВЗ, у которых могут быть выражены различные нарушения двигательной активности. Игры с друдлами требуют от детей точности и координации, что, в свою очередь, способствует улучшению их двигательных навыков.Друдлы могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой работе, что способствует развитию коммуникативных навыков у детей. В процессе совместной игры с друдлами дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться своими идеями и находить компромиссы. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в общении и социализации. Игры с друдлами создают безопасное пространство, в котором дети могут свободно выражать свои эмоции и учиться взаимодействовать с окружающими.Важным аспектом использования друдлов является их адаптивность. Каждый ребенок уникален, и его потребности могут значительно различаться. Друдлы могут быть легко адаптированы под индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Это может включать в себя изменение размеров, форм или текстур друдлов, а также способы их использования в процессе обучения.Кроме того, друдлы могут быть использованы в различных образовательных контекстах. Они могут быть применены как в рамках занятий по логопедии, так и в рамках занятий по дефектологии. Это делает друдлы универсальным инструментом, который может быть использован для достижения различных коррекционных целей. Например, в рамках логопедических занятий друдлы могут быть использованы для развития речевых навыков, а в рамках занятий по дефектологии — для развития социальных навыков и эмоционального интеллекта.С точки зрения педагогической практики, использование друдлов требует от учителей-логопедов и учителей-дефектологов определенных навыков и умений. Важно не только уметь выбирать подходящие друдлы для работы с детьми, но и уметь организовать процесс обучения так, чтобы он был интересным и увлекательным для детей. Это может включать в себя использование различных игровых методов, таких как ролевые игры, игры на развитие внимания и памяти, а также игры на развитие социальных навыков. Учителя должны быть готовы адаптировать свои занятия в зависимости от реакции детей и их потребностей, что требует высокой степени гибкости и креативности.Таким образом, друдлы представляют собой важный инструмент в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Они способствуют развитию различных навыков и умений, а также помогают создавать условия для активного участия детей в образовательном процессе. Использование друдлов позволяет учителям-логопедам и учителям-дефектологам более эффективно достигать коррекционных целей и способствовать гармоничному развитию детей. Важно отметить, что успешное использование друдлов в коррекционно-развивающей работе требует от педагогов не только знаний о самих друдлах, но и понимания индивидуальных потребностей каждого ребенка, что делает эту практику особенно значимой и востребованной в современном образовательном процессе.В структуре занятия используются следующие игры и упражнения:на развитие лексико-грамматической стороны речи; на развитие фонематических представлений; на развитие связной речи; на развитие внимания, воображения; на развитие сформированности сенсорных эталонов; на развитие пространственных представлений; на развитие слухового и зрительного восприятия, памяти; мозжечковая стимуляция; кинезиологические упражнения; на развитие межполушарного взаимодействия. Принципы реализации проекта:Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Мониторинг результативности и эффективности реализации проекта.Оценка результативности деятельности в рамках реализации проекта будет производиться по методикам для обследования уровня развития воображения, речи: О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Р. С. Немова.Ожидаемые результаты:разработанасистема игри упражнений для детей дошкольного возраста с ОВЗ; внедрены эффективные методы и приемы технологии Друдлы в коррекционную работу с детьми с ОВЗ; повышенамотивационнаяпотребность к речевой и познавательной активности у детей с ОВЗ; Ресурсное обеспечение проекта.Нормативно-правовое:Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28.02.2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28); Информационно-методические:методическая и справочная литература, интернет - ресурсы. Продукты проекта:Практическая значимость проекта для развития определяется тем, что будут представлены разработанные и апробированные методические рекомендации по использованию технологии Друдлы. Материалы могут использоваться в работе педагогов учреждений всех уровней образования: учителей- логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей, учителей, а также педагогов дополнительного образования.Механизмы трансляции опыта:выступление на совещаниях, конференциях; обобщение опыта на всероссийском уровне; организация семинаров и мастер-классов на базе ДОУ; размещение информации на сайте ДОУ. Тип проекта: практико-ориентированный.Продолжительность проекта: 2025 – 2026 учебный год.Кол-во час. в неделю 1 раз.Этапы реализации проекта:этап - подготовительный, этап - практический, 3 этап - аналитический.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТАДлительность работы над проектом –1 год, осуществляется в четыре этапа.I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2025г)Цель: создание условий для проведения эксперимента.II этап – практический (ноябрь 2025 – апрель 2026г.) Цель: развивать сенсорные эталоны, внимание, воображение, творческие способности, образное мышление, лексико-грамматический строй речи, словотворчество у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития. III этап – аналитический (май 2026г.)Работа с родителями.Папки передвижки по теме проекта Буклет «Игра- головоломка – Друдлы» Информирование о работе проекта через Vk сообщества «Д/с «Кораблик». Используемая литература:ЗахароваР.А.,ЧупахаИ.В.Методика«Гимнастикамозга».Всб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровлениядетей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании«Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб.пособие. М., 1999. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей/ О.Антонова.- Новосибирск #1089;. Богоявленская Д. Б «Психология творческих способностей» 2002 г. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С.Выготский. – Спб.:Союз, 370с. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»; Москва 2000 г. Рубанцев В. «Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки»; Издательство: БХВ-Петербург; 2017г, 128 с. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Ф. Г. О. С.» Москва: 2017 г. Интернет-источники.
