Публикации
Мастер - класс для родителей на тему «Путешествие в игровой мир финансовой грамотности»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер - класс для родителей на тему «Путешествие в игровой мир финансовой грамотности»
Автор: Житкова Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер - класс для родителей на тему «Путешествие в игровой мир финансовой грамотности»
Автор: Житкова Ирина Николаевна
Мастер - класс для родителей на тему «Путешествие в игровой мир финансовой грамотности»Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности.Задачи:- формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам;- пробуждение интереса к финансовой грамотности;- развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры;- продемонстрировать на практическом примере варианты игровых упражнений в рамках формирования основ финансовой грамотности;- способствовать сплочению коллектива родителей.Ожидаемый результат: у дошкольников развиваются основы финансовой грамотностиОсновные научные идеи: знакомство родителей воспитанников с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни; формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в детском саду, личностно-ориентированный и рефлексивный подходы.Качественно новый результат: умение обобщать представление финансовой грамотности и планировать творческое начало педагога и родителей.Методы и приё мы: игровой метод, демонстрация наглядного материала.Оснащение: ТСО: экран, проектор, презентация.Раздаточные материалы:Карточки (красный и синий цвета); иллюстрации 2 мышонка - Надо и Хочу, 2 мешка, фишки с изображением предметов и продуктов; листы бумаги 4 шт., ножницы, карандаши, фломастеры.План проведения мастер-класса.I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.II этап. Обоснование основных идей финансовой грамотности, актуальность их использования в работе педагога ДОО.III этап. Практический IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.Ход мастер – классаI этап. Приветствие.Добрый день уважаемые родители! Предлагаю вам приять участие в моём мастер – классе «Путешествие в игровой мир финансовой грамотности»II этап. Обоснование основных идей финансовой грамотности, актуальность их использования в работе педагога ДОО.По мнению взрослых людей деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей.У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость. В дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Семья - это реальная экономика и по справедливому мнению известного ученого и педагога Е. А. Аркина, «в семье не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату, принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. В детском саду навыки финансовой грамотности прививаются с помощью игр таких как: деловой игры, сюжетно – ролевой игры, квест – игры, виртуальные походы, дидактические игры, настольно – печатные, чтение художественной литературы, беседы.Уважаемые родители!Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики.- А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте? Это задача трудная, но решаемая и я предлагаю всем вместе решить эту задачу с помощью загадок:На товаре быть должна обязательно… (цена)Коль трудился целый год, будет кругленьким… (доход)Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно… (весы)Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в… (банке)Люди ходят на базар, там дешевле весь… (товар)И врачу, и акробату, выдают за труд… (зарплату)Очень вкусная витрина у овощного… (магазина)III этап. Практический.На все загадки вы дали правильные ответы, а теперь отправимся в игровой мир финансовой грамотности.1. Игра «Доходы и расходы»Для человека в жизни очень большое значение имеют деньги, и не только как их заработать, но и как ими распорядиться.Перед вами на экране будут появляться картинки с изображением разных жизненных ситуаций (папа получил зарплату, заболела бабушка, сестра получила стипендию и т. д.).Если на картинке ситуация предполагает расход показываете синюю карточку, а если доход то красную карточку.- Вы умеете правильно распоряжаться своими доходами и вас можно назвать экономными людьми.2. Игра «Профессии»Уважаемые родители, когда вырастут дети, им тоже придется выбирать профессию. В этом выборе очень важно не ошибиться, так как от правильного выбора будет зависеть материальный достаток, круг общения, интересы, счастье в семейной и личной жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.- Что же такое профессия? Как вы думаете? (ответы родителей)- Профессии (от лат. Professiо – объявляю своим делом) - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.На экране вы увидите мультипликационных героев, вам нужно назвать их профессию:- Печкин по профессии (почтальон);- Айболит (доктор);- Винтик и Шпунтик (механики);- Старик (рыбак);- Карабас Барабас (кукловод);- Дядя Стёпа (милиционер);- Фрекин Бок (няня);- Дядюшка Мокус (фокусник);- Скрутч Магдак (банкир);- Белка и Стрелка (космонавты).Вы правильно назвали все профессии, и я предлагаю вам отдохнуть.3. Игра «Надо, хочу»Деньги нужны для удовлетворения потребностей.- Что такое потребности? Правильно, значение слова потребность, происходит от слова - требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить, и всё то, что он хочет иметь.- Посмотрите, перед вами два мышонка. Первого зовут Хочу, он постоянно просит маму купить ему не нужные вещи, сладости. А второго зовут Надо, этот мышонок всегда знает, что ему необходимо для жизни.Положите в мешок мышонка Хочу всё, что нам хочется, а в мешок Надо, всё то, без чего мы не сможем прожить.5. Задание «Анаграммы»За каждый правильный ответ– вы будете получать одну денежную купюру. По итогам игры определим победителей, набравших большее количество денежных купюр.1 Первое игровое задание - (ЗАДАНИЕ «Анаграммы») - уважаемые родители, мозговой штурм - составьте правильные слова из представленных на экране:СИПЕНЯ (пенсия)ЛАКМЕРА (реклама)РАПЛАТАЗ (зарплата)ОВОДРОГ (договор)КАНОЭКОМИ (экономика)КАБН (банк)ГИНЬЕД (деньги)Уважаемые родители, следующий вопрос: Что дети знают о наличии денег у родителей? Как деньги или любое детское благо достается ребенку?(Родители: родители рассказывают о своей работе, родители просто деньги дают детям).Первый опыт в отношении денег дети получают в семье, слушая разговоры родителей и наблюдая, как те расплачиваются в магазинах за покупки наличными деньгами или банковской картой. Родители во всем пример для своего ребенка. Он как губка впитывает понятия, образ мышления, манеру поведения.Обычно у ребенка есть свой авторитет — родственник, который, по их мнению, наиболее успешен и разбирается в денежных вопросах, и именно с него они хотели бы брать пример.Опыт в отношении давать ли наличные деньги детям, покупать ли подарки по первому требованию у каждого родителя свой. Давайте попробуем вместе рассмотреть положительные и отрицательные его моменты, рассмотрев следующие ситуации:- Детям дарят денежные подарки (родители высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».- Детям дают деньги за выполнение каких- либо домашних дел, за примерное поведение (родители высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)Когда родители щедро финансируют ребёнка, они пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним, считая, что свою заботу и любовь они могут компенсировать деньгами. Категорически не рекомендуется платить ребенку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности. Не следует также «покупать» хорошее поведение у маленьких детей.- Детям дают карманные деньги (родители высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)Общее мнение педагогов и психологов в том, что карманные деньги детям нужны. С точки зрения Антона Семеновича Макаренко, карманные деньги детям необходимы, так как их наличие заставляет ребенка планировать, экономить, рассчитывать, т.е., получать бесценный социальный опыт.Самое главное – объяснить ребенку, что раз у него появилось право распоряжаться пусть небольшими, но деньгами, то появились и новые обязанности – например, в чем-то помогать по дому.6. Задание «Груша и яблоко»Учитывая то, что в настоящее время у детей уже дошкольного возраста появляются некоторые денежные средства, необходимо объяснять и помогать им в их использовании.(Игра «Груша и яблоко». Цель Научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: Бумага, карандаши, ножницы.)Нарисуйте, пожалуйста, на одной стороне бумаги грушу. А на оборотной стороне листа - яблоко (когда первый рисунок закончен). Вырежьте сейчас и грушу, и яблоко (когда завершены оба рисунка).Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. И учить этому ребенка бесспорно нужно.Как дети могут научиться обращению с деньгами?1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.7. Литературные загадки о деньгах.1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной тематикой. Ответ: К.И. Чуковский «Муха — Цокотуха».2. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого.3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: « - Клад.... - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. - А зачем? - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? - Я? Про запас. - Вот и они про запас». Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского4. Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон? Ответ: Золотые монеты. («Все скорлупки золотые. ...Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету».)А теперь переходим к практической части нашей встречи8. Задание «Реклама»А теперь, договорите предложение:Как ребёнка нет без мамы, так и сбыта без… (рекламы)- Что любят все дети? (сладости)- Сегодня я предлагаю вам стать рекламными агентами. Перед вами лист бумаги, карандаши (фломастеры) вам нужно придумать рисунок для фантика и разрекламировать свой товар для конфеты «Золотой ключик».(После выполнения задания)- Не, даром говорят, что реклама двигатель торговли. С таким замечательным оформлением фантика, конфеты «Золотой ключик» разойдутся на ура!IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.Нашу встречу хочется закончить такой притчей:«Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.– Папа, можно у тебя кое-что спросить?– Конечно, что случилось?– Пап, а сколько ты получаешь?– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?– Ну, вообще-то, 500. А что?– Пап – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. – Пап,ты можешь занять мне 300?– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот.– Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына: «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.– Ты не спишь, сынок? – спросил он.– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.Мальчик сел в кровати и улыбнулся.– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот… Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, ответил ребенок. – Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами…»Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. Их нельзя «заработать», «купить» – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило. Только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС… Обязательно находите время для своих детей. Уважаемы родители! Путешествие в игровой мир финансовой грамотности закончилось.Надеемся, что мастер-класс оказался полезным, если так, напишите пожалуйста на ваших купюрах пожелания или рекомендации нам для продолжения работы.Спасибо за активное участие.Предлагаю подойти к дереву и выбрать понравившийся листок, прочитайте вопрос и варианты ответов. Выбирает тот ответ, который, по вашему мнению, наиболее подходит к вопросу или предлагаете свой вариант ответа.Примерные вопросы и варианты ответов.1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?*Презентация опыта работы мастера.*Сам творческий процесс.*Мне было не интересно.2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?*Мастер творчески с увлечением подготовил мастер-класс.*Много было ненужной информации.*Свой мастер-класс я подготовила бы лучше.3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?*Да, она актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний.*Да, я взяла в свою педагогическую копилку некоторыемоменты мастер-класса.*Она не актуальна.4. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?*Я в восторге.*Я в диком восторге.*Скука смертная.5. Что вы пожелаете мастеру?*Встречаться, почаще на мастер-классах.*Меньше теории, больше практики.*Не высовываться.В конце хочу пожелать Вам, стабильного финансового благополучия!Играйте с детьми в экономику и развивайте у них финансовую грамотность. Спасибо за внимание!
