Публикации
Методы и приемы обогащения словарного запаса у детей подготовительной группы с ОНР через работу с антонимами и синонимами
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приемы обогащения словарного запаса у детей подготовительной группы с ОНР через работу с антонимами и синонимами
Автор: Докина Екатерина Геннадьевна Ищенко Светлана Владимировна Бойко Ольга Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приемы обогащения словарного запаса у детей подготовительной группы с ОНР через работу с антонимами и синонимами
Автор: Докина Екатерина Геннадьевна Ищенко Светлана Владимировна Бойко Ольга Олеговна
Методы и приемы обогащения словарного запаса у детей подготовительной группы с ОНР через работу с антонимами и синонимамиАннотация: В статье рассматриваются актуальные методы и приемы развития лексической стороны речи у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (ОНР). Особое внимание уделяется формированию антонимических и синонимических рядов как эффективному средству расширения словарного запаса, развития словесно-логического мышления и подготовки к освоению грамоты.Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), словарный запас, антонимы, синонимы, подготовительная группа, лексико-грамматический строй, методы коррекции.ВведениеПодготовка к школе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) — одна из ключевых задач учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы. У детей с ОНР III уровня, типичных для подготовительной группы, наблюдается несформированность всех компонентов речевой системы, среди которых бедность и неточность словарного запаса являются одной из наиболее стойких проблем.Недостаточная сформированность лексики проявляется в трудностях подбора нужного слова, незнании многих слов, обозначающих признаки и действия предметов, в редком использовании синонимов и антонимов. Преодоление этого нарушения — важное условие успешного обучения в школе, так как именно богатый словарь служит основой для развития связной речи, грамматического строя и является фундаментом для овладения чтением и письмом.Работа с антонимами и синонимами является мощным инструментом в решении этой задачи. Она не только количественно обогащает словарь ребенка, но и качественно его преобразует: учит точности словоупотребления, развивает чувство языка, формирует операции сравнения, анализа и синтеза.Особенности словарного запаса у детей с ОНР и важность работы с антонимами и синонимамиДля детей с ОНР характерно:· Ограниченность объема словаря.· Преобладание пассивного словаря над активным.· Неточное употребление слов, частые вербальные парафазии.· Трудности в усвоении слов обобщающего значения.· Несформированность семантических полей, то есть системных связей между словами.Целенаправленная работа с антонимами (словами, противоположными по значению) и синонимами (словами, близкими по значению) позволяет:1. Расширить номинативный и предикативный словарь (слова-предметы и слова-действия).2. Углубить понимание смысловых оттенков слов.3. Сформировать умение точно подбирать слова в зависимости от контекста.4. Развить логическое мышление через операции противопоставления и сравнения.5. Подготовить почву для усвоения грамоты, так как анализ смысловых отношений между словами тесно связан с языковым чутьем.Методы и приемы обученияРабота должна выстраиваться последовательно: от знакомства с антонимами к синонимам, от простых заданий к сложным, с обязательным опорой на наглядность и практические действия.I. Этап работы с антонимами1. Ввод понятия «слова-неприятели»: Используется игровой персонаж «Незнайка» или «Путаник», который постоянно все путает. Детям предлагается помочь ему и найти правильное, противоположное слово.2. Методы и приемы: · Наглядное моделирование: Использование картинок-антипар, где изображены противоположные состояния (грязный/чистый, веселый/грустный, высокий/низкий). · Дидактические игры: · «Скажи наоборот»: Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Старый дом». Ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Новый дом». (Холодный — горячий, день — ночь, поднимать — опускать). · «Найди пару»: Детям раздаются картинки, им нужно найти «наоборотную» пару. · «Закончи предложение»: «Сахар сладкий, а лимон ... (кислый). Слон большой, а мышка ... (маленькая)». · Сравнение реальных предметов: Сравнить по длине два карандаша, по весу — два мяча, по температуре — две кружки с водой.II. Этап работы с синонимами1. Ввод понятия «слова-друзья»: Объясняется, что одни и те же предметы или действия можно назвать по-разному, но смысл останется похожим.2. Методы и приемы: · Объяснение оттенков смысла: Почему «бежать» и «мчаться» — это слова-друзья, но «мчаться» — это значит бежать очень быстро. · Лексический анализ текста: Чтение короткого текста (стихотворения, рассказа) и обсуждение, почему автор использовал именно это слово. («Птица летит» и «самолет летит» — можно ли сказать «птица парит»?). · Дидактические игры: · «Подбери другое слово»: К слову «большой» подобрать слова-друзья (огромный, громадный, великанский). · «Исправь Незнайку»: Незнайка повторяет одно и то же слово: «Храбрый солдат. Храбрый поступок. Храбрый человек». Как ему помочь? (Смелый, отважный, доблестный). · «Слова-помощники»: Подобрать как можно больше слов-признаков к предмету (дом — большой, кирпичный, многоэтажный, новый, красивый).III. Интегрированные приемы для закрепленияНа заключительном этапе эффективно использовать задания, объединяющие оба вида работы:· Составление рассказов-описаний или рассказов-сравнений с использованием антонимов и синонимов. («У меня есть два друга. Один веселый, жизнерадостный, а другой — грустный, печальный»).· Работа с деформированными фразами: «Мальчик бежит быстро. Девочка идет ... (медленно)».· Творческие задания: «Нарисуй грустного и веселого клоуна. Как еще можно назвать веселого? (Радостный, смеющийся)».ЗаключениеСистематическая и целенаправленная работа по обогащению словарного запаса детей подготовительной группы с ОНР через усвоение антонимических и синонимических отношений является неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса. Использование разнообразных методов и приемов, основанных на игровой деятельности, наглядности и практическом опыте, позволяет не только количественно увеличить словарь ребенка, но и сформировать у него гибкие семантические связи, что является залогом успешного развития связной речи и профилактики нарушений письма и чтения в школьном возрасте.---Рекомендации для педагогов и родителей:· Создавайте богатую речевую среду: читайте, обсуждайте, задавайте вопросы.· В быту сознательно используйте синонимы и антонимы, побуждая ребенка к подражанию.· Поощряйте любые попытки ребенка подобрать нужное слово.· Превращайте занятия в игру, чтобы поддерживать мотивацию и интерес ребенка.Список литературы1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. — М.: Языки русской культуры, 1995. — 272 с. 2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Просвещение, 1961. — 432 с. 3. Лалаева Р. И. Нарушения речи у дошкольников: диагностика и коррекция. — СПб.: Союз, 2002. — 256 с. 4. Новикова Е. Н. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. — М.: Академия, 2012. — 176 с. 5. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с дошкольниками. — М.: Владос, 2000. — 144 с. 6. Ткаченко Т. А. Диагностика и коррекция нарушений словаря у дошкольников. — М.: АРКТИ, 2010. — 112 с. 7. Уфимцева А. А. Лексика в языковом сознании. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 336 с. 8. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет: диагностика и коррекция. — М.: Книголюб, 2005. — 208 с. 9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 4–7 лет. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2020. — 256 с. 10. Шаховская С. Н. Особенности формирования лексико-семантической системы у детей с ОНР // Дефектология. — 2021. — № 2. — С. 45–53.
