Публикации
Технология компьютерного урока в начальных классах
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология компьютерного урока в начальных классах
Автор: Карпова Лилия Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология компьютерного урока в начальных классах
Автор: Карпова Лилия Юрьевна
Технологии компьютерного урока в начальной школеВсякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержания.Р РолланОгромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют РИОР (мультимедиа библиотеки и всемирная сеть Интернет), сегодня находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно-урочную технологию.Существуют два принципиально различных пути преодоления этого противоречия:радикальное изменение содержания и методов образования, отказ от урока в пользу самообразования, организации свободного культурно-образовательного путешествия в информационном пространстве; приспособление новых информационных возможностей к рамкам традиционного урока. Первый путь сегодня возможен только во внеклассной, внеурочной деятельности учащихся, второй, получающий всё большее и большее распространение, осуществляется в виде компьютерного урока.Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства.В уроке как целостной дидактически законченной единице деятельности ребёнка по усвоению какого-либо учебного материала реализуется психологический цикл деятельности: «целеполагание — планирование и организация — выполнение (решение) Небной задачи — анализ и оценка результата». Этим определяются следующие дидактические части урока: В вступление, организационная часть;В -вступление, организационная часть; •А - актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опор- :ЗУН);•Ин - изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД);3 - закрепление материала повторение и применение; •Кон - контроль усвоения;•Кор -коррекция;Об- обобщение; Дз - домашнее задание. Тогда дидактическую структуру традиционного комбинированного урока можно представить следующей формулой:Распределение времени на отдельные части урока даст временную его структуру, тип.Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся компьютером по отношению ко всему времени урока. Если 100% времени урока ученики работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (в этом случае по существу, нет, есть компьютерное обучение). Если компьютер не используется совсем - это обыкновенный урок. При частичном использовании компьютера получается то, что называется «компьютерным уроком.В соответствии с интенсивностью использования компьютера в различных частях I формула компьютерного урока может выглядеть так:(в скобках указан % времени использования компьютера в данной части и в уроке в целом)Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т.е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств (полностью или частично.Классификационные параметры технологииУровень и характер применения: общепедагогический, проникающий. Философская основа: технократизм, экзистенциализм.Методологический подход: информационный, системный.Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная, когнитивная,ТПФУД, гештальт, суггестия.Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СУД + 3) СУМ. Характер содержания: общеобразовательный, адаптивный.Вид социально-педагогической деятельности: обучение + социализация.Тип управления учебно-воспитательным процессом: компьютерный + индивидуальныйПреобладающие методы: интерактивные, диалогические, программное обучение Организационные формы: индивидуальные + система малых групп.Преобладающие средства: информационно-компьютерные.Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный, сотрудничество.Направление модернизации: информатизация.Категория объектов: все категории.Акцент целейИспользование достоинств компьютера для повышения эффективности урока, учебного процесса. Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуни кативных способностей.Формирование личности человека «информационного общества». Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.Создание мотивации к учебному материалу. Фасилитация понимания учебного материала урока. Предоставление ученику возможности выбирать формы и методы работы. ♦ Предоставление ученику возможности использовать дополнительный материалОсобенности организации методикиРазнообразие компьютерных уроков. Вариант (вид) компьютерного урока зависит от:—общей дидактической структуры урока;—варианта использования средств ИКТ;—объёма делегируемых компьютеру функций учителя (формулы компьютерногоурока);—вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио).Сам же урок как дидактическая единица какой-либо системообразующей педагогической технологии выполняет свою функцию, вплетён в систему этой технологии. Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, сопровождающей логику основной технологии и поддерживающей, повышающей эффективность усвоения учебного материала.Изучение (объяснение) нового материала. Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную чёрную доску с кусочком мела заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству», присутствие в научной лаборатории и других ситуациях. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Методическое разнообразие: дедукция, индукция, ТПФУД, концентрированное программированное обучение (линейное, разветвлённое), богатство сопровождения.Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фронтально, без компьютера или с компьютером. Индивидуальное общение с компьютером имеет тс преимущество, что является интерактивным (диалог, лекция-беседа, тренинг, тест проблематизация, гипертекст, гипермедиа). Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст — звук — видео — цвет».Закрепление. Основной недостаток классического традиционного урока — трудность учёта индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (гендерные различия, индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических особенностей личности ребёнка). Использование компьютера позволяет либо использовать индивидуальное программирование, разветвлённую программу закрепления, либо организовать внутри классную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится нелинейной. Обычно класс делится на три группы: 1) учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; 2) учащиеся со сред- ней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы; 3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту; закрепляется материал также по своей программе. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей занимается учитель (затем может происходить смена групп). Часть учащихся может работать по индивидуальным образовательным программам.Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от её результатов провести соответствующую коррекцию.Повторение. Актуализирующее повторение в первой части урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст — звук — изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. В результате все ученики включены в мыс-деятельность, готовы к восприятию нового. Степень самостоятельности регулируется в широких пределах: полная (с самостоятельной постановкой цели), частичная (поиск решения поставленной задачи), самостоятельный поиск информации, творческая работа, вывод формулы, построение доказательства, свободное путешествие. При обобщающем повторении для обобщении систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения программы-тренажёры.Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:—осуществляется индивидуализация контроля знаний (учёт разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);—повышается объективность оценки;—ученик видит детальную картину собственных недоработок;—оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;—на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.Формы контроля: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль.Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач или показатели одного ученика за определенный промежуток времени.Домашнее задание. В качестве домашнего задания ученик может получать видеоклип, из которого должен смонтировать свой «ответ», озвучив его текстом в соответствии с пройденным на компьютерном уроке материалом. Это документальный компьютерный клип, фильм, чьим автором выступает сам ученик.Все эти отмеченные качества определяют многомерную структуру особенностей компьютерного урока, (схема)Проектирование компьютерного урока.Проектирование компьютерных уроков начинается с составления календарно- тематического план изучения темы (раздела), в котором использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем урокам. При этом учитывается:- содержание изученного материала;-основная используемая системообразующая педагогическая технология;-наличие в школе компьютерных средств, программных и аудио-видео средств; -психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребенка; -необходимость чередования различных типов компьютерных средств и др.; -классические требования к уроку (логическая завершенность, разнообразие методов и т. д.)Для плана конкретного компьютерного урока:Составляется временная структура урока, в соответствии главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения. Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства. Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. Отобранные материалы оцениваются по времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени. Составляется временная развертка (поминутный план) урока. При недостатке компьютерного иллюстративного или программного материала проводится поиск в библиотеке или в Интернете, или составляется авторская программа. Из найденных материалов собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий. При презентации на экране можно соединить вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи — всё это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и Светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание учеников на наиболее важные места на экране. Планируя достижение определённых целей, следует предусмотреть и их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера даёт возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется игровая программа или разрабатывается авторская, которые также включаются в презентационную программу.Обучающие программы комплектуются отдельно.Проблема здоровья. Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств (ТСО) на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ТСО влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создаёт у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним.Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся.Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. ИспользованиеРекомендуемая литератураАпатова ИЗ. Информационные технологии в школьном образовании. М.,1994. Беспалько ВЛ. Программированное обучение. Дидактические основы. М.,Беспалько ВЛ. Элементы теории управления процессом обучения. М., ВильямеР. идр. Компьютеры в школе. М., 1988. Гейн ЛХ. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991 ДИ и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. 1998Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989. Журавлёв А.П. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: Академия, 2000.Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: РЖА,1996.Петрусинский ВВ. Автоматизированные обучения. М., 1987. Политика в области образования и новые информационные технологии Информатика и образование. 1996. №5.Роберт И. 3. Современные информационные технологии в образовании: дидактичес проблемы, перспективы использования. М.: ПТкппп Лресс, 1994.Розенберг ИМ. Информационная культура в содержании общего образования 1989. №3.Селевко Г. К Информационные технологии в школе // Информационно- компьютер- в школе. Ярославль: ИРО, 2003.
