Публикации
Методическая разработка: диагностика речевого развития «Речевой портфель: Звуки, слова и истории»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: диагностика речевого развития «Речевой портфель: Звуки, слова и истории»
Автор: Богиня Валентина Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: диагностика речевого развития «Речевой портфель: Звуки, слова и истории»
Автор: Богиня Валентина Андреевна
Педагогическая технология «Речевой портфель: Звуки, слова и истории»Богиня Валентина Андреевна, учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» городского округа «Поселок Агинское»Ключевая идея: Технология основана на принципе «диагностика в игре». Вместо формализованного тестирования, логопед проводит серию игровых проб, объединенных общим сюжетом. Это позволяет оценить все компоненты речевой системы в естественной для ребенка коммуникативной ситуации и выявить не только трудности, но и сильные стороны ребенка.Цель: Комплексное выявление уровня развития речи у воспитанников (включая детей с ООП) по основным лингвистическим компонентам.Задачи:Оценить состояние всех сторон речи: звукопроизношение, фонематический слух, лексику, грамматику, связную речь.Создать мотивирующую и бесстрессовую обстановку для ребенка.Определить «зону ближайшего развития» и индивидуальные образовательные маршруты.Учесть особенности восприятия, моторики и коммуникации у детей с ООП.Структура и реализация: «Путешествие в Сказочный лес»Логопед предлагает ребенку отправиться в воображаемое путешествие. Каждый этап – это новая игровая ситуация.1. Станция «Звуковая полянка» (Обследование звукопроизношения и фонематического слуха)Суть: Ребенок «собирает» цветы и грибы, в названиях которых есть определенные звуки.Что делаем:Артикуляционная моторика: «Разомнем язычок перед дорогой». Небольшая артикуляционная гимнастика в игровой форме (почистить зубки кончиком языка, сделать чашечку, покушать варенье).Звукопроизношение: Логопед показывает картинки-«цветы» (например, «роза» – звук [Р], «жук» – [Ж], «самолет» – [С]). Ребенок называет их. Логопед фиксирует искаженные, пропущенные или замененные звуки.Фонематический слух: «Поймай звук». Логопед просит «сорвать только те цветы, в названии которых есть звук [Ш]» (среди картинок: шар, кот, мышь, шапка).Адаптация для детей с ООП:С нарушением слуха: Усиление голоса, использование звуков низкой и средней частоты ([м], [н], [у], [о]), опора на тактильные ощущения (рука ребенка на горле логопеда) и зрительные артикуляционные опоры.С нарушением зрения: Использование объемных игрушек вместо картинок (например, игрушечные жук, самолет, машина).С РАС: Использование карточек PECS для визуального подкрепления инструкции, предпочтение конкретным, а не абстрактным заданиям.2. Станция «Словарное озеро» (Обследование словарного запаса и грамматического строя)Суть: Ребенок «ловит рыбок» и выполняет с ними различные действия.Что делаем:Пассивный и активный словарь: «Поймай рыбку-предмет/действие/признак». Логопед просит поймать рыбку с картинкой «посуда», «транспорт», «животные жарких стран». Или: «Поймай рыбку, которая показывает, что мы делаем» (бежит, спит, готовит).Грамматический строй:Употребление падежей: «Кого ты поймал? – Я поймал (рыбку). Чей это хвостик? – (Рыбкин) хвост».Образование мн. числа: «Вот один грибок, а вот много... (грибов)».Согласование: «Синяя (рыбка), синее (море)».Употребление предлогов: «Положи рыбку В ведро, ПОД ведро, ПЕРЕД ведром».Адаптация для детей с ООП:С интеллектуальными нарушениями: Использование самого простого и частотного словаря (игрушки, посуда, одежда), уменьшение количества заданий.С тяжелыми нарушениями речи (ТНР): Возможность ответа жестом, указанием, использованием одного слова.3. Станция «Сказочный дуб» (Обследование связной речи)Суть: Составление рассказов по сюжетным картинкам, которые «растут» на дубе.Что делаем:Пересказ: «Послушай историю, которую прошептал дуб» (логопед рассказывает короткий текст). «А теперь расскажи ее сам».Рассказ по картинке/серии картинок: «Рассмотри картинку и расскажи, что здесь происходит». Логопед оценивает логическую последовательность, использование полных предложений, грамотность.Свободный рассказ: «Придумай свое окончание истории».Адаптация для детей с ООП:С заиканием: Использование режима «шептания», ритмизированная речь.С любыми трудностями: Использование наводящих вопросов, опорных схем-картинок для составления рассказа.Инструмент фиксации: «Речевая карта-протокол»Простой бланк, где логопед делает пометки в процессе игры.ФИ ребенка: _____ Возраст: _____Обработка результатов и выводыСводный анализ: На основе протокола логопед делает заключение о том, какой из компонентов речи развит в соответствии с возрастом, а какой требует коррекции.Определение структуры дефекта: Логопед определяет ведущее нарушение (например, фонетико-фонематическое недоразвитие – ФФНР) и вторичные трудности.Рекомендации:Для педагогов: «Рекомендуется активизировать словарь по теме "Профессии" в беседах. Обращать внимание на правильное употребление предлогов».Для родителей: «Дома играть в игры на развитие слухового внимания ("Услышишь звук [С] – хлопни в ладоши"). Стимулировать ребенка к построению полных предложений».Для логопеда: «Разработать индивидуальный план коррекции звуков [Р] и [Ш], включить упражнения на развитие грамматического строя речи».Преимущества технологии:Целостность: Охватывает все стороны речи.Игровой формат: Высокая мотивация и раскрепощенность ребенка.Гибкость: Позволяет логопеду варьировать задания "на ходу" в зависимости от реакции ребенка.Инклюзивность: За счет адаптаций методика доступна для широкого круга воспитанников. Наглядность: «Речевой портфель» легко демонстрируется родителям и другим специалистам.
