Публикации
Образовательное событие как форма организации внеурочной деятельности младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образовательное событие как форма организации внеурочной деятельности младших школьников
Автор: Гончарова Виктория Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образовательное событие как форма организации внеурочной деятельности младших школьников
Автор: Гончарова Виктория Ивановна
Образовательное событие как форма организации внеурочной деятельности младших школьников Гончарова Виктория ИвановнаКОУ ВО «Павловская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Павловск, Воронежская область, Россияgoncarovav787@gmail.comАннотацияСтатья «Образовательное событие как форма организации внеурочной деятельности младших школьников» посвящена актуальной проблеме поиска эффективных форм внеурочной деятельности, которые не только способствуют развитию интересов и творческой самореализации учащихся, но и целенаправленно ориентированы на достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования. В центре внимания исследования находится педагогический феномен «образовательного события», который рассматривается как перспективная альтернатива традиционным «мероприятиям». Автор проводит детальный теоретический анализ подходов к определению сущности образовательного события (А.Б. Воронцов, А.Г. Асмолов, Н.И. Волкова), подчеркивая его ключевое отличие: если мероприятие направлено на принятие определенных воспитательных мер, то событие провоцирует внутренние изменения в ребенке — «образовательный скачок», сопровождающийся сильными эмоциональными переживаниями и осознанием. На основе синтеза позиций отечественных исследователей в статье выделены системообразующие характеристики образовательного события: совместное взаимодействие и общение всех участников, уникальность и выход за рамки повседневности, высокая эмоциональная вовлеченность, получение личностно значимого результата и создание условий для творчества. Особую научную и практическую ценность представляет предложенная в статье структура организации образовательного события, включающая шесть последовательных этапов: проблематизация, проектирование, подготовка, реализация, отчетное задание и рефлексия. Кроме того, работа вносит значительный вклад в актуализацию методики за счет рассмотрения сетевых образовательных событий как современного варианта организации внеурочной деятельности. Автор дает классификацию их форм (веб-квест, хакатон, сетевая игра, викторина, проект и др.), что особенно важно в контексте цифровизации образования. Статья адресована исследователям в области педагогики, методистам, учителям начальных классов и руководителям образовательных организаций, заинтересованным во внедрении событийного подхода в практику работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Ключевые слова: образовательное событие, внеурочная деятельность, младшие школьники, начальное образование, событийный подход, сетевое образовательное событие, этапы организации, характеристика образовательного события, ФГОС НОО.В начальном образовании в настоящее время актуальна проблема поиска форм организации внеурочной деятельности, способствующих, с одной стороны, расширению возможностей для обучающихся развить интересы, удовлетворить потребности в творческой и общественной самореализации, с другой стороны, направленной на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Одной из таких форм организации внеурочной деятельности является образовательное событие. Мы согласны с Е.А. Никитиной в том, что в школьной практике понятия «событие», «мероприятие», «праздники» зачастую имеют один смысл, что влечет за собой применение стереотипов и заблуждений. Исследователь утверждает, что в хорошо организованном воспитательном процессе возможны и необходимы проектирование и реализация события-прозрения, события-открытия, события-осознания, а не только события-праздника, события-фестиваля и других. К мероприятиям, но не событиям относятся линейка, классный час, этическая беседа, которые направлены на принятие определённых мер в воспитании и развитии школьников [5].Поэтому проблема, которой посвящена статья, заключается в изучении характеристик образовательного события и условий его организации в процессе внеурочной деятельности младших школьников.А.Б. Воронцов даёт такое определение: «Образовательное событие – это мероприятие, в результате которого что-то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои мысли, своя деятельность, свои переживания, – но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности» [3].А.Г. Асмолов отмечает, что образовательное событие, с одной стороны – акт коммуникации, состоящий из тех же компонентов, что и любой другой коммуникативный акт: первичной ориентировки, отправки сообщения, принятия сообщения, его интериоризации, извлечения смысла и последующей рефлексии. Но – с другой это всегда «совместный поступок», то есть завершенный акт образовательной деятельности, состоящий как это и положено для любой деятельности из отдельных действий (в данном случае взаимодействий учителя-ученика), причем каждое взаимодействие (кроме начальных и конечных) жестко связано с предыдущим и не может осуществиться, если предыдущее не выполнило свою задачу. В этом смысле образовательное событие есть технологическая цепочка [1].Н.И. Волкова характеризует любое образовательное событие рядом таких признаков, как изменение представлений о себе и окружающих, осознание собственных способностей и качеств, развитие представлений о совместной деятельности, новые эмоциональные переживания и опыт. Характеристиками образовательного события, по мнению автора, являются «образовательный скачок», то есть сконцентрированные изменения, происходящие с обучающимся, сильные переживания [3].Анализ исследований отечественных исследователей и педагогов позволил нам выявить характеристики образовательного события:- основывается на общении и совместном взаимодействии всех участников;- получение значимого результата;- воспроизведение и трансляция культурных, социальных и профессиональных образцов поведения;- уникальность и выход за рамки повседневности;- наличие условий для проявления творческих способностей и нестандартного мышления;- высокое эмоциональное напряжение и вовлечение участников. По определению В.П. Лариной, технология образовательного события — это продуктивная педагогическая технология организации событий в жизни обучающихся, направленных на достижение образовательных результатов» [6].Автор выделяет следующие виды образовательных событий: организованные (спланированные) и стихийные (спонтанные). Чаще всего образовательное событие в начальной школе является спланированным, оно дает больший эффект.По содержанию образовательные события можно разделить на два вида: 1.События, предусмотренные образовательными программами ОО (регламентированы ФГОС, ФОП и инициированы обучающимися, родителями);2.Инициированы обучающимися, родителями (не внесенные в образовательные программы)В процессе исследования работ В.П. Лариной, Т.Г. Андреевой, мы выделили следующие этапы организации образовательного события:1.Этап проблематизации (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их интересов, диагностика уже сформированных знаний, умений и навыков).2.Этап проектирования (постановка целей и задач, разработка плана, определение содержания и форм организации, уточняются критерии оценки результативности).3.Этап подготовки (подготовка участников к проведению, актуализация знаний по теме события).4.Этап реализации (проведение образовательного события).5.Этап отчетного задания (включает исследовательскую и/или проектную работу учащихся).6.Этап рефлексии (обсуждение содержания и результатов образовательного события, полученного опыта) [4, 6].Изучая педагогический опыт, представленный публикациями учителей в сети Интернет, мы увидели тематическое разнообразие образовательных событий: «Путешествие четвероклассников в 5 класс», «Времена года, «Скажем друг другу: «Здравствуй!», «Математический город», «Письмо из будущего: как младшеклассники спасали Землю от глобальной катастрофы», «Замечательные люди рядом».В ходе исследования мы обратили внимание на сетевые образовательные события как вариант организации внеурочной деятельности с младшими школьниками. Сетевое образовательное событие – это личностно значимая ситуация осмысленной деятельности субъекта, которая осуществляется через осознание образовательной проблемы и определение путей и способов её решения в цифровом информационно-образовательном пространстве, в результате которой происходит приращение знаний и опыта участников события. Выделяют следующие формы сетевых образовательных событий:- веб-квест (проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет);- хатакон (мероприятие, во время которого специалисты из разных областей ПО (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы);- акция (мероприятие, проводимое в рамках образовательного процесса с участием как можно большего количества учащихся, и направленное на привлечение их к практической деятельности по решению проблем, реакцией на какие-либо события);- мастер-класс (оригинальный метод обучения и конкретное онлайн-занятие как форма учебного процесса, проводимое специалистом в определенной сфере деятельности, при которой происходит передача практического опыта от преподавателя к ученикам);- сетевая игра (это вид интерактивной коллективной игры с неограниченным числом участников любого возраста по любому учебному предмету, направленной прежде всего на развитие личностных качеств ребёнка, формирование его метапредметных результатов);- сетевая викторина (одна из форм инициирования познавательной активности школьников в ИКТ-насыщенной среде, когда каждый участник может применять удаленные способы получения задания и передачи ответа);- сетевой проект (это форма организации проектной деятельности, предполагающая удаленное взаимодействие участников в специально организованном IT-пространстве, которое регулируется или направляется общей темой, целью, формами работы и методами достижения планируемых результатов) [2].Таким образом, образовательное событие является важной и эффективной формой организации внеурочной деятельности младших школьников. Оно позволяет создать учебно-познавательную среду, способствует развитию различных навыков и умений у детей, а также способствует их социализации и формированию позитивного отношения к обучению. Одно и то же содержание образовательного события можно реализовать в различных формах, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, особенностей и традиций образовательной организации: проект, спектакль, акция, флешмоб, праздник, встреча с интересными людьми, фестиваль, образовательное путешествие, десант, операция, бал, круглый стол, дискуссионный клуб, сбор, конференция [6]. Однако, реализация событийного подхода в педагогике всегда предполагает наличие в жизни детей ярких эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые индивидуально и коллективно значимы и привлекательны. Учителям начальных классов стоит по-другому посмотреть на образовательное событие в контексте требований ФГОС НОО.Список источников1. Асмолов А.Г., Левит М.В. Культурная антропология вариативного образования // Наука и практика воспитания и дополнительного образования, 2007. 2. Кувакина Е. В., Баранова М. В. Проектирование сетевых образовательных событий (в рамках деятельности региональной сети ИБЦ ОО Ярославской области): методические рекомендации /Е. В. Кувакина, М. В. Баранова. —Электрон. текстовые дан. (1,1 Mb) — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — 51 с.3.Образовательное событие как средство диагностики метапредметных результатов младших школьников / С. Ф. Фефелова – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2020. – 51 с.4.Андреева Т.Г. Организация внеурочной деятельности через событийный подход // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования. - М.: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - С. 13-14.5. Никитина Е.А. Событийность как содержательно-смысловая характеристика современного воспитания // Мир педагогики и психологии. - 2022. - №12 (77)6. В-14. Событийные технологии [Электронный ресурс] Режим доступа:
