Публикации Химические свойства кислот

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Химические свойства кислот
Автор: Маловичко Виктор Алексеевич

Урок химии: "Химические свойства кислот", 8-й классЦель:1. Изучить химические свойства характерные для класса кислоты.2. Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним.Задачи:1. Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот.2. Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот.3. Показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.4. Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения, использовать учебную литературу.5. Продолжить формирование умений работать в группах.6. Продолжить формирование научного мировоззрения.Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.Тип урока: изучение нового материала.Оборудование: лотки для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, спички, держатели, химические стаканы, предметные стекла, древесина, ткань.Реактивы: H2SO4( раствор и концентрированная), сахароза, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, H2OZn, Cu, CuO, NaOH, CuSO4, BaCl2, Na2CO3.План:
  • Организационный момент.
  • Актуализация пройденного материала
  • Изучение нового материала.
  • Физические свойства кислот.
  • Химические свойства кислот.2.1. Демонстрационные опыты.2.2. Практическая работа.
  • Обобщение и выводы.
  • Закрепление.
  • Домашнее задание.
  • Ход урока.
  • Организационный момент.
  • Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его со слов «То, что мы знаем – ограничено
  • То, что не знаем – бесконечно» Пьер Симон Лаплас.
  • И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.
  • На прошлом уроке вы начали изучать тему «Кислоты», а точнее поговорили о составе и строении данного класса веществ. Безусловно слово «кислота» впервые вы услышали не на прошлом уроке. Я уверена, что это слово вам знакомо достаточно давно, вы знаете и любите аскорбиновую кислоту, вам известна лимонная кислота, придающая кислый вкус лимону, вы знаете о кислотах, используемых в аккумуляторах и много-много других кислот.
  • А на прошлом уроке вы узнали о строении и составе молекул кислот.Давайте повторим то, что вы узнали :
  • Что такое кислоты?
  • По каким признакам можно классифицировать кислоты?
  • Классифицируйте по всем признакам серную кислоту.
  • Укажите кислоту, которая не соответствует признаку объединяющему две другие:
  • HNO3
  • H2SO4
  • HCl
  • Существует ли общий принцип составления названий кислот или у каждой кислоты свое индивидуальное название.
  • (Далее работа с карточками, на которых записаны формулы кислот).
  • Я вижу, что состав и строение кислот вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Изучением химических свойств кислот мы и займемся сегодня на уроке.
  • Запишите в тетради тему сегодняшнего урока «Химические свойства кислот».1. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо несколько слов сказать и о физических свойствах.На демонстрационном столе представлены примеры кислот, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества.Запах – большинство кислот не обладают запахом однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный.Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые», чтобы убедится, что это действительно так, попробуйте таблетку аскорбиновой кислоты, которая выдана каждому на столе, кроме того проведем и профилактику гриппа.Запись в тетради:
  • Физические свойства:
  • а) жидкости (кроме кремниевой кислоты),б) без цвета,в) без запаха, однако у некоторых представителей, запах резкий неприятныйг) кислые на вкус.Ну а теперь, наше внимание направлено на химические свойства.Запись в тетради:
  • Химические свойства.
  • «Кислоты – едкие вещества, вызывающие сильнейшие ожоги, разрушают органические вещества» - данное высказывание можно часто услышать о кислотах. Так ли это?2.1. Демонстрационные опыты:С сахарной пудрой.Надпись на деревянной дощечке.Разрушение ткани.Я думаю, мы убедились, что кислоты действительно разрушают органические вещества.Запись в тетради:Кислоты разрушают органические вещества.2.2. А как ведут себя кислоты с неорганическими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Вы все поделены на группы, каждой группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. В каждой группе есть инструктор, который знает по своей теме практически все и будет руководить работой каждой группы. В сложных ситуациях вы можете обратиться за помощью ко мне.Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы.После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнение реакции на доске под цифрой, которая соответствует номеру вашего опыта.К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради.Работу каждого члена группы оценивает инструктор на оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке каждый получит итоговую оценку в журнал1 группа: Изменение окраски индикаторов при действии растворов кислот.2 группа: Взаимодействие кислот с металлами.3 группа: Взаимодействие кислот с основными оксидами.4 группа: Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями (щелочами).5 группа: Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.6 группа: Взаимодействие кислот с солями.Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкциям3. Обсуждение результатов с записью уравнений реакций на доске.Запись на доске ив тетради:1. Действие индикаторов.2.Взаимодействие кислот с металлами. (с кислотами взаимодействуют металлы, стоящие в ряду напряжений до Н) Кислота + металл = соль + Н2 Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2↑ - реакция замещенияCu + H2SO4 Запомните!При взаимодействии металлов с H2SO4(конц.) и HNO3 (любой концентрации) водород не выделяется
  • Взаимодействие с основными оксидами.
  • Кислота + основный оксид = соль + водаCuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O – реакция обмена4.Взаимодействие с растворимыми основаниями (щелочами).Кислота + основание (щёлочь) = соль + вода2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O – реакция нейтрализации5, Взаимодействие с нерастворимыми основаниями.Кислота + нерастворимое основание = соль + водаCu(OH)2↓+H2SO4=CuSO4+ 2H2O – реакция обмен6. Взаимодействие с солями.Кислота + соль = новая кислота + новая сольBaCl2 + H2SO4 = BaSO4 ↓ + 2HCl – реакция обменаNa2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2↑ - реакция обменаЗапомните: реакция между солью и кислотой протекает в случае когда выпадает осадок или выделяется газИнструктивная карточкаОпыт № 1Действие кислот на растворы индикаторовВ три пробирки налить по 2 мл раствора серной кислоты – H2SO4-в 1-ю пробирку добавить 2-3 капли лакмуса- во 2-ю пробирку добавить 2-3 капли метилового оранжевого- 3-ю пробирку добавить 2-3 капли фенолфталеина1.Что наблюдаете?2.Под действием чего изменяется окраска индикатора?3.Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?Инструктивная карточкаОпыт № 2Взаимодействие кислот с металламиВ две пробирки налить по 2 мл раствора серной кислоты - H2SO4-в 1-ю пробирку добавить цинк –Zn- во 2-ю пробирку добавить медь – Cu1.Что наблюдаете?2.Во всех ли пробирках происходят химические реакции?3. Напишите уравнения тех химических реакций, которые происходят.4. Назовите полученные вещества.5. Определите тип химической реакции.Инструктивная карточкаОпыт № 3Взаимодействие кислот с основными оксидамиВ пробирку налейте 2 мл раствора серной кислоты - H2SO4, добавьте 1 г оксида меди (II) – CuO.1.Что наблюдаете?Закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Нагревание ведите очень осторожно. 2.Что наблюдаете?3. По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?4. Напишите уравнение химической реакции5.Назовите полученные вещества.6.Определите тип химической реакции.Инструктивная карточкаОпыт № 4Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями – щелочами.В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия – NaOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина.1.Что наблюдаете?Постепенно по каплям добавьте серную кислоту- H2SO4. Пробирку слегка встряхните.2. Что наблюдаете?3. Напишите уравнение химической реакции4.Назовите полученные вещества.5.Определите тип химической реакции.Инструктивная карточкаОпыт № 5Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия – NaOH, добавьте 1-2 мл сульфата меди (II) – CuSO4.1.Что наблюдаете?К полученному осадку прилейте 2 – 3 мл серной кислоты  - H2SO4.Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.2.Что наблюдаете?3.Напишите уравнения химических реакций.4.Назовите полученные вещества.5.Определите тип химической реакции.Инструктивная карточка.Опыт №6.Взаимодействие кислот с растворами солей.В 1–ю пробирку налейте 1–2 мл хлорида бария – BaCl2, затем добавьте  1–2 мл  раствора серной кислоты -H2SO4.1.Что наблюдаете?Во 2-ю пробирку налейте 1-2 мл карбоната натрия – Na2CO3, затем добавьте 1-2 мл раствора серной кислоты- H2SO4.2.Что наблюдаете?3. Напишите уравнения химических реакций.4. Назовите полученные вещества.5. Определите тип химических реакций.Закрепление знаний:4.С какими из перечисленных веществ будет реагировать хлороводородная кислота: SiO2, KOH, H3PO4, Ag, Fe(OH)3, CaO, Mg, Na2SO3Д/З § 38 + творческое задание (по желанию) – приготовьте презентацию на тему: «Действия кислот на наш организм»На оценку «3» – упражнения 1;2 (страница 214)На оценку «4» - упражнения 1;2;4 (страница 214)На оценку «5» – упражнения 1;2;4;5 (страница 214) А знаете ли вы, что…- Серная кислота известна с древности.Венец первооткрывателя серной кислоты в 10 веке примерил персидский химик Аль - Рази. В России долгое время она называлась «купоросным маслом», поскольку выделяли ее из  «купоросов» (солей). - Азотная и соляная кислоты были получены в чистом виде и классифицированы спустя несколько веков. В больших масштабах эти кислоты стали производить в 17 веке и так как делали это  посредством серной кислоты, то присвоили ей почетный титул « матери всех кислот».- Смесь двух кислот азотной и соляной в пропорции 1 к 3, представляет собой жидкость желтого цвета и обладает уникальной способностью растворять многие благородные металлы  (золото, платину), за что получила название «Царской водки».- Сицилийское озеро является самым опасным в мире. В его водах содержится большая концентрация серной кислоты, которая поступает в озеро из подземных источников. Естественно, в озере не водится никакой рыбы и подходить к нему близко смертельно опасно как для животных, так и для человека. Местные жители прозвали этот водоем озером смерти. Однако именно такой состав озера делает его потрясающе красивым.
    -