Публикации
Специфика обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальной школе
Автор: Красько Елена Валерьевна Чудных Людмила Владимировна Бабенко Юлия Владимировна Симченко Наталия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальной школе
Автор: Красько Елена Валерьевна Чудных Людмила Владимировна Бабенко Юлия Владимировна Симченко Наталия Владимировна
Специфика обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальной школеЧудных Людмила ВладимировнаКрасько Елена ВалерьевнаБабенко Юлия ВладимировнаСимченко Наталия ВладимировнаучителяМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Общеобразовательная школа № 30», город БелгородАннотация. В статье идет речь об особенностях обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Делается акцент на цель коррекционно-воспитательной работы. Рассматриваются конкретные примеры игровых приёмов, используемых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова: цель коррекционно-воспитательной работы, актуальный уровень развития, игровые технологии, творческая деятельность, сенсорные впечатления, мелкая моторика, дети с интеллектуальными нарушениями.В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит реформирование системы специального образования. И именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».Цели и задачи обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные [1].Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо использовать все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе [2]. Применение адекватных программ и методов, приемов обучения детей с интеллектуальными нарушениями, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее условие для развития всей их познавательной деятельности. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития [1].Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с интеллектуальными нарушениями [3].Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов [2].Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка.Упражнение попадание зерна в узкое отверстие. Это упражнение помогает развить гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию.Упражнение «сухой бассейн». Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает сухой бассейн. Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д.). В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.) Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, мы пришли к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии. Среди разновидностей игровых технологий наиболее часто используем упражнения, которые способствуют сенсорному развитию. Это такие упражнения как украшение рисунков пуговицами, монетами. Они развивают внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук. Упражнения, которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка. Это всевозможные «Шнуровки», пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, сортировка мелких предметов. Они также помогают развитию усидчивости, концентрации внимания и развитию пространственных представлений. Игры с прищепками способствуют повышению мышечного тонуса, умению манипулировать своими пальчиками. Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки) помогают предупреждению и снятию умственного утомления.Используя на уроках нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с интеллектуальными нарушениями, мы сделали следующие выводы: эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение; обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.Список литературыВыготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М.:Просвещение,1995. — 527с. Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития «Дошкольное воспитание», 1998, № 2. с. 67. Ермолаева М. В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 176 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
