Публикации
Школьный этап муниципального конкурса чтецов "Лишь слову жизнь дана..."
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школьный этап муниципального конкурса чтецов "Лишь слову жизнь дана..."
Автор: Белик Анна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школьный этап муниципального конкурса чтецов "Лишь слову жизнь дана..."
Автор: Белик Анна Владимировна
Сценарий конкурса чтецов«Вечная слава и вечная память павшим в жестоком бою!» Господи, не лиши нас памяти.В ней сохраняется наше прошлое,прозревается наше будущее…Память, не оставь нас!Ход конкурса: ВЕДУЩИЙ 1: Праздничные дали и ветра спокойны, От ржавых мин очистилась земля, Но, отступая, оставляют войны Воспоминаний минные поля. ВЕДУЩИЙ 2: Июнь. Граница. Воскресенье. Рассвет в объятьях тишины. Осталось хрупкое мгновенье До первых выстрелов войны. Через секунду мир взорвётся, Смерть поведёт парад-алле, И навсегда погаснет солнце Для миллионов на земле. Безумный шквал огня и стали Не повернётся сам назад. Две «суперсилы»: Гитлер — Сталин, А между ними страшный ад. Июнь. Россия. Воскресенье. Страна на грани: быть не быть… И это жуткое мгновенье Нам никогда не позабыть… ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЗАКАТЫ АЛЫЕ» №1 ВЕДУЩИЙ 1: 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина закованных в сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий, 5,5 миллионов человек, около 5 тысяч самолётов, свыше 3 тысяч танков, изрыгающих огонь и свинец, – всё это двигалось на нас, на наших дедушек и бабушек. ВЕДУЩИЙ 2: Тяжелую войну вынес на своих плечах наш русский солдат. Домой с полей Великой Отечественной войны не вернулся, каждый 7-й. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет. ВЕДУЩИЙ 1 : Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига Советского Солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.Минута Молчания. Звучит метроном.ВЕДУЩИЙ 2 : Вспомним о тех событиях, слушая стихи, приготовленные к конкурсу. Конкурс приурочен к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной Войне. А в состав жюри конкурса входят:__________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ВЕДУЩИЙ 1: Уровень исполнения поэтического произведения оценивается по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:знание текста произведения; интонационная выразительность речи (динамика, выражаемая в ударениях; мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска речи, определяющая характер); использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений); ВЕДУЩИЙ 2: Правда о войне — это рассказ, который потрясает души и сердца… Мой стих наполнен горечью утраты,Пропах едучей гарью городов,Пропитан кровью русского солдата,Облит слезами матерей и вдов.И если смерть его на полусловеПрервет, ворвавшись в узкий ход траншей,Весь жар души, весь сгусток чувств и крови Я завещаю Родине моей.ВЕДУЩИЙ 1: – Без малого 4 года гремела грозная война. Каждый день Великой Отечественной на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. ВЕДУЩИЙ 2 : Не забывайте их… Есть на земле самое великое и святое имя – Мама. В суровый час войны Родина отмечала наравне с героизмом воинов и героизм матерей. И первым на эту сцену мы приглашаем ____________________________________________________________ Раим Фархади «Жду тебя всегда» – Сколько матери? – Девяносто лет. Жизни нет уже. Но и смерти нет.Пламя белое. Чёрный камень плит. Сына ждёт она. У огня стоит.Клок седых волос вьётся на ветру… Говорит она: – Не дождусь, умру. Годы-волны мчат. Камни здесь молчат.– Где ты мой сынок, удалой солдат? Запылал закат и вдали погас. Скорбной матери слушаю рассказ. На её плечах – ночь, как будто шаль. А в её газах – вековая даль…Вот над зыбкою песнь поёт она. А в окне – луна, да шумит сосна.Колыбельная, колыбельная – Не шуми, сосна корабельная.Первой дочь была. А вторым был сын. Дочь – помощница. Гордость – он один. Муж в тридцатом пал от кулацких пуль…Сын лицом в отца, воспитать смогу ль? Кончил школу сын, час войны настал. Каково ему, коль горит металл.Там и тут война… Где сынок теперь? Тишина страшна.И не скрипнет дверь…Сын всего один. Похоронок три.-Так-то,-скажет мать.Ну-ка посмотри.Это первая. В ней лихим пером:Мол, погиб ваш сын в битве под Днепром.Получила я то письмо зимой.А весной пришло от сынка письмо:«Мама, я – живой! Вышел из огня. Я вернусь домой. Мама, жди меня» А война была. Ох, огромная.Вслед вторая шла похоронная. Похоронка вот. Сорок третий год. Ей не верила. Вновь письмо придёт. Двести дней прошло. Отозвался сын:«Мама, я живой! Будем брать Берлин!» Гордо шла тогда улицей села.Говорила всем: «Я права была – Я не зря ждала!»Ах, лихая весть, как тебя известь? Заслонила день птица тёмная – Следом третья шла похоронная.Пожелтел листок. Руки все ожёг. Мать ждала и ждёт, что придёт сынок.Долго плакала. Больше нету слёз.Вот последнюю ветер в степь унёс. Укоряла дочь: Перестань-то ждатьНе терзайся, мать. Дом починит зять. Похоронки три. Сын всего один.Из окна глядит: не идёт ли сын? Фотография в рамке у трюмо.«Отзовись, сынок. Напиши письмо» Запылал закат и во мгле погас.Скорбной матери слушаю рассказ. Всё ей кажется, что идёт война.Сына ждёт она. Сына ждёт она…В доме тишина и не скрипнет дверь. Только сердце ей:Сын вернётся, верь. Сколько лет ждала.Снова будет ждать. Не устанет ждать, потому что – мать.Кем она была? Просто матерью. Стала женщина Вечной Памятью. ВЕДУЩИЙ 1 : На сцену пригашается _______________ Баллада о материСорок первый – год потерь и страхаЗаревом кровавым пламенел…Двух парней в растерзанных рубахахВыводили утром на расстрел.Первым шёл постарше, тёмно-русый,Всё при нём: и силушка, и стать,А за ним второй – пацан безусый,Слишком юный, чтобы умирать.Ну, а сзади, еле поспевая,Семенила старенькая мать,О пощаде немца умоляя.«Найн, – твердил он важно, – растреляйт!”«Нет! – она просила, – пожалейте,Отмените казнь моих детей,А взамен меня, меня убейте,Но в живых оставьте сыновей!”И ответил офицер ей чинно:«Ладно, матка, одного спасайт.А другого расстреляем сына.Кто тебе милее? Выбирайт!»Как в смертельной этой круговертиЕй сберечь кого–нибудь суметь?Если первенца спасёт от смерти,То последыш – обречён на смерть.Зарыдала мать, запричитала,Вглядываясь в лица сыновей,Будто бы и вправду выбирала,Кто роднее, кто дороже ей?Взгляд туда-сюда переводила…О, не пожелаешь и врагуМук таких! Сынов перекрестила.И призналась фрицу: «Не могу!»Ну, а тот стоял, непробиваем,С наслажденьем нюхая цветы:«Помни, одного – мы убиваем,А другого – убиваешь ты».Старший, виновато улыбаясь,Младшего к груди своей прижал:«Брат, спасайся, ну, а я останусь, –Я пожил, а ты не начинал».Отозвался младший: «Нет, братишка,Ты спасайся. Что тут выбирать?У тебя – жена и ребятишки.Я не жил, – не стоит начинать».Тут учтиво немец молвил: «Битте, –Отодвинул плачущую мать,Отошёл подальше деловитоИ махнул перчаткой, – расстреляйт!”Ахнули два выстрела, и птицыРазлетелись дробно в небеса.Мать разжала мокрые ресницы,На детей глядит во все глаза.А они, обнявшись, как и прежде,Спят свинцовым беспробудным сном, –Две кровинки, две её надежды,Два крыла, пошедшие на слом.Мать безмолвно сердцем каменеет:Уж не жить сыночкам, не цвести…«Дура–матка, – поучает немец, –Одного могла бы хоть спасти».А она, баюкая их тихо,Вытирала с губ сыновних кровь…Вот такой, – убийственно великой, –Может быть у Матери любовь. ВЕДУЩИЙ 2: В битве за родную землю стояли на смерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы. Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смертельной атаке, может быть, последней? ВЕДУЩИЙ 1 : Любовь матери, жены и детей, невесты. Осознание того, что их ждут и верят в их возвращение. Из дома на передовую приходили письма, такие желанные для солдат. Солдаты в ответ писали о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, как мечтали о победе. На сцену приглашается __________________________________________________________________________Георгий Рублев ПАМЯТНИКЭто было в мае, на рассвете.Настал у стен рейхстага бой.Девочку немецкую заметилНаш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа, она стояла,В голубых глазах застыл испуг.И куски свистящего металлаСмерть и муки сеяли вокруг. Тут он вспомнил, как прощаясь летомОн свою дочурку целовал.Может быть отец девчонки этойДочь его родную расстрелял. Но тогда, в Берлине, под обстреломПолз боец, и телом заслоняДевочку в коротком платье беломОсторожно вынес из огня. И, погладив ласковой ладонью,Он ее на землю опустил.Говорят, что утром маршал КоневСталину об этом доложил. Скольким детям возвратили детство,Подарили радость и веснуРядовые Армии СоветскойЛюди, победившие войну! … И в Берлине, в праздничную дату,Был воздвигнут, чтоб стоять века,Памятник Советскому солдатуС девочкой спасенной на руках. Он стоит, как символ нашей славы,Как маяк, светящийся во мгле.Это он, солдат моей державы,Охраняет мир на всей земле. ВЕДУЩИЙ 1:Грозный сорок первый … Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод» Приглашаем на сцену _________________________________________. Стихотворение Юлии Друниной «Зинка» Мы легли у разбитой ели.Ждем, когда же начнет светлеть.Под шинелью вдвоем теплееНа продрогшей, гнилой земле. – Знаешь, Юлька, я – против грусти,Но сегодня она не в счет.Дома, в яблочном захолустье,Мама, мамка моя живет.У тебя есть друзья, любимый,У меня – лишь она одна.Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.Старой кажется: каждый кустикБеспокойную дочку ждет…Знаешь, Юлька, я – против грусти,Но сегодня она не в счет.Отогрелись мы еле-еле.Вдруг приказ: “Выступать вперед!”Снова рядом, в сырой шинелиСветлокосый солдат идет.С каждым днем становилось горше.Шли без митингов и знамен.В окруженье попал под ОршейНаш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку.Мы пробились по черной ржи,По воронкам и буеракамЧерез смертные рубежи.Мы не ждали посмертной славы.-Мы хотели со славой жить.…Почему же в бинтах кровавыхСветлокосый солдат лежит?Ее тело своей шинельюУкрывала я, зубы сжав…Белорусские ветры пелиО рязанских глухих садах. – Знаешь, Зинка, я против грусти,Но сегодня она не в счет.Где-то, в яблочном захолустье,Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый,У нее ты была одна.Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом стоит весна.И старушка в цветастом платьеУ иконы свечу зажгла.…Я не знаю, как написать ей,Чтоб тебя она не ждала?! ВЕДУЩИЙ 2: К зиме 1941 захватчики продвинулись вглубь страны. В ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и сёла. Миллионы людей погибли, оказывались на оккупированных территориях и в лагерях смерти. Захватчикам надо было скорее достичь поставленных целей: уничтожить Ленинград и Москву, захватить наши богатства, сломить дух народа.Приглашаем на сцену _______________________ Сергей Михалков — Детский ботинокЗанесенный в графуС аккуратностью чисто немецкой,Он на складе лежалСреди обуви взрослой и детской.Его номер по книге:«Три тысячи двести девятый».«Обувь детская. Ношена.Правый ботинок. С заплатой…»Кто чинил его? Где?В Мелитополе? В Кракове? В Вене?Кто носил его? Владек?Или русская девочка Женя?..Как попал он сюда, в этот склад,В этот список проклятый,Под порядковый номер«Три тысячи двести девятый»?Неужели другой не нашлосьВ целом мире дороги,Кроме той, по которойПришли эти детские ногиВ это страшное место,Где вешали, жгли и пытали,А потом хладнокровноОдежду убитых считали?Здесь на всех языкахО спасенье пытались молиться:Чехи, греки, евреи,Французы, австрийцы, бельгийцы.Здесь впитала земляЗапах тлена и пролитой кровиСотен тысяч людейРазных наций и разных сословий…Час расплаты пришел!Палачей и убийц – на колени!Суд народов идетПо кровавым следам преступлений.Среди сотен улик –Этот детский ботинок с заплатой.Снятый Гитлером с жертвыТри тысячи двести девятой. ВЕДУЩИЙ 1 : На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожженных, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом и страхом.Приглашаем на сцену ___________________________________________________Сергей Михалков — Десятилетний человекКрест-накрест белые полоскиНа окнах съёжившихся хат.Родные тонкие березкиТревожно смотрят на закат.И пес на теплом пепелище,До глаз испачканный в золе.Он целый день кого-то ищетИ не находит на селе.Накинув драный зипунишко,По огородам, без дорог,Спешит, торопится парнишкаПо солнцу, прямо на восток.Никто в далекую дорогуЕго теплее не одел,Никто не обнял у порогаИ вслед ему не поглядел,В нетопленой, разбитой бане,Ночь скоротавши, как зверек,Как долго он своим дыханьемОзябших рук согреть не мог!Но по щеке его ни разуНе проложила путь слеза,Должно быть, слишком много сразуУвидели его глаза.Все видевший, на все готовый,По грудь проваливаясь в снег,Бежал к своим русоголовыйДесятилетний человек.Он знал, что где-то недалече,Быть может, вон за той горой,Его, как друга, в темный вечерОкликнет русский часовой.И он, прижавшийся к шинели,Родные слыша голоса,Расскажет все, на что гляделиЕго недетские глаза. ВЕДУЩИЙ 2: На войне детей не бывает. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством навсегда.Стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста» читает __________________________________________________________________ Был трудный бой. Всё нынче как спросонку…И только не могу себе простить:Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,Но как зовут, – забыл его спросить.Лет десяти-двенадцати. Бедовый.Из тех, что главарями у детей.Из тех, что в городишках прифронтовыхВстречают нас, как дорогих гостей.Машины обступают на стоянках,Таскать им воду вёдрами не труд.Выносят мыло с полотенцем к танкуИ сливы недозрелые суют…Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.Мы прорывались к площади вперёд,А он гвоздит, – не выглянуть из башен, –И чёрт его поймёт, откуда бьёт.Тут угадай-ка, за каким домишкомОн примостился – столько всяких дыр!И вдруг к машине подбежал парнишка:«Товарищ командир! Товарищ командир!Я знаю, где их пушка… Я разведал…Я подползал, они вон там, в саду»…«Да где же? Где?» – «А дайте, я поедуНа танке с вами, прямо приведу!»Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище…»И вот мы катим к месту вчетвером,Стоит парнишка, мимо пули свищут, –И только рубашонка пузырём.Подъехали. «Вот здесь!» И с разворотаЗаходим в тыл и полный газ даём,И эту пушку заодно с расчётомМы вмяли в рыхлый жирный чернозём.Я вытер пот. Душила гарь и копоть.От дома к дому шёл большой пожар.И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец…»И руку, как товарищу, пожал.Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.И только не могу себе простить:Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,Но как зовут, – забыл его спросить. ВЕДУЩИЙ 1 : Дети и война – понятия не совместимые. А сколько бед, трудностей и горя претерпели эти еще совсем маленькие человечкиСтихотворение читает ________________________________ Стихотворение Мусы Джалиля “Чулочки”Их расстреляли на рассветеКогда еще белела мгла,Там были женщины и детиИ эта девочка была.Сперва велели им раздеться,Затем к обрыву стать спиной,И вдруг раздался голос детскийНаивный, чистый и живой:-Чулочки тоже снять мне, дядя?Не упрекая, не браня,Смотрели прямо в душу глядяТрехлетней девочки глаза.“Чулочки тоже..?”И смятеньем эсесовец объят.Рука сама собой в волненииВдруг опускает автомат.И снова скован взглядом детским,И кажется, что в землю врос.“Глаза, как у моей Утины” –В смятеньи смутном произнес,Овеянный невольной дрожью.Нет! Он убить ее не сможет,Но дал он очередь спеша…Упала девочка в чулочках.Снять не успела, не смогла.Солдат, солдат, а если б дочкаТвоя вот здесь бы так легла,И это маленькое сердцеПробито пулею твоей.Ты человек не просто немец,Ты страшный зверь среди людей.Шагал эсесовец упрямо,Шагал, не подымая глаз.Впервые может эта думаВ сознании отравленном зажглась,И снова взгляд светился детский,И снова слышится опять,И не забудется навеки“ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?” ВЕДУЩИЙ 2: «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. На сцене ___________________________________Наталья Бондарева «Странный дуэт» Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу,Запах знакомый вдыхая до чёрных кругов,Девочка в парке стояла – с глазами – в полнеба! –Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов.Из темноты незаметно щенок появился,Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза,Нет, не скулил – он как будто бы Богу молился,Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя…Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала,В зябкой ладони зажав драгоценный кусок,Бросилась в сторону и, как могла, побежала…Спал Ленинград. А чужой, ненавистный щенокЛёг на живот и пополз по январскому снегу,Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать.Та поскользнулась на льду и упала с разбегу,Несколько раз попыталась подняться и встать,Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком,Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать,Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек,Нет, не заплакала – Пушкина стала читать.В воздухе таяла, таяла музыка строчек.Злая луна почему-то мерцала свечой…К жизни вернул её маленький тёплый комочек,Громко сопел он и тыкался носом в плечо.Из-под ресниц покатились солёные льдинки,Тонкие руки на ощупь упрямца нашли,Хлеб разломили и дали ему половинку,К сердцу прижали и этим от смерти спасли…Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала!Но никого не шокировал странный дуэт:Мёртвая девочка тихо спала у вокзалаС мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет… ВЕДУЩИЙ 1:Солдат! Солдат! Из последних сил – в бой! Даже когда кончались боеприпасы, последний солдат, зажав в руках бутылку с горючей смесью, шёл на вражеский танк. И лучшая в мире броня трещала и лопалась. Стихотворение читает ______________________________________________________. Алексей Сурков Защитник Сталинграда Грузно катился в кровавой мглеСотой атаки вал.Злой и упрямый, по грудь в земле,Насмерть солдат стоял.Знал он, что нет дороги назад —Он защищал Сталинград.Сто пикировщиков выли над нимВ небе, как огненный змей.Он не покинул окопа, хранимВерностью русской своей.Меж обгорелых заводских громадОн защищал Сталинград.Танк на него надвигался рыча,Мукой и смертью грозил.Он, затаившись в канаве, сплечаТанки гранатой разил.Пулю за пулю, снаряд за снаряд,Он защищал Сталинград.Просто солдат, лейтенант, генерал,Рос он в грозе боевой.Там, где в огне металл умирал,Он проходил живой.Сто изнурительных дней подрядОн защищал Сталинград.Время придёт — рассеется дым,Смолкнет военный гром.Шапки снимая при встрече с ним,Скажет народ о нём:— Это железный русский солдат —Он защищал Сталинград! ВЕДУЩИЙ 2: Во многих городах нашей страны и за рубежом в честь победы над фашистами установлены памятники. 8 мая 1967 года у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата зажжен Вечный огонь в память героев павших в годы Великой Отечественной войны. На памятнике над могилой Неизвестного солдата написано: «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен». Стихотворение Сергея Погореловского «Имя» читает ______________________________________________ Сергей Погореловский «Имя»К разбитому дотуПриходят ребята,Приносят цветыНа могилу солдата.Он выполнил долгПеред нашим народом.Но как его имя?Откуда он родом?В атаке убит он?Погиб в обороне?Могила ни словаО том не проронит.Ведь надписи нет.Безответна могила.Знать, в грозный тот часНе до надписей было.К окрестным старушкамЗаходят ребята –Узнать, расспросить их,Что было когда-то.– Что было?!Ой, милые!..Грохот, сраженье!Солдатик осталсяОдин в окруженье.Один –А не сдалсяФашистскому войску.Геройски сражалсяИ умер геройски.Один –А сдержал,Поди, целую роту!..Был молод, черняв,Невысокого росту.Попить перед боемВ село забегал он,Так сказывал, вроде,Что родом с Урала.Мы сами сердечногоТут схоронили –У старой сосны,В безымянной могиле.На сельскую почтуПриходят ребята.Письмо заказноеНайдёт адресата.В столицу доставятЕго почтальоны.Письмо прочитаетМинистр обороны.Вновь списки просмотрят,За записью запись…И вот они –Имя, фамилия, адрес!И станет в колоннуГероев несметных,Ещё один станет –Посмертно,Бессмертно.Старушку с УралаОбнимут ребята.Сведут её к сыну,К могиле солдата,Чьё светлое имяЦветами увито…Никто не забыт,И ничто не забыто! ВЕДУЩИЙ 1 : Откуда у людей брались силы, чтобы противостоять мощи гитлеровской армии? Все дело в силе духа русского человека. Много подвигов совершили герои, и Родина наградила их за это медалями и орденами. А что самое страшное – чаще посмертно. В исполнении __________________ звучит стихотворение Константина Симонова. Константин Симонов — Смерть другаНеправда, друг не умирает,Лишь рядом быть перестает.Он кров с тобой не разделяет,Из фляги из твоей не пьет.В землянке, занесен метелью,Застольной не поет с тобойИ рядом, под одной шинелью,Не спит у печки жестяной.Но все, что между вами было,Все, что за вами следом шло,С его останками в могилуУлечься вместе не смогло.Упрямство, гнев его, терпенье —Ты все себе в наследство взял,Двойного слуха ты и зреньяПожизненным владельцем стал.Любовь мы завещаем женам,Воспоминанья — сыновьям,Но по земле, войной сожженной,Идти завещано друзьям.Никто еще не знает средстваОт неожиданных смертей.Все тяжелее груз наследства,Все уже круг твоих друзей.Взвали тот груз себе на плечи,Не оставляя ничего,Огню, штыку, врагу навстречуНеси его, неси его!Когда же ты нести не сможешь,То знай, что, голову сложив,Его всего лишь переложишьНа плечи тех, кто будет жив.И кто-то, кто тебя не видел,Из третьих рук твой груз возьмет,За мертвых мстя и ненавидя,Его к победе донесет. Ведущий 2. Все жители нашей страны, и старые и молодые взяли оружие в руки и встали на защиту Родины. Наш конкурс продолжает _________________________________________________________________ Артур Арапов О НАС ПОЮТ И ПРАЗДНУЮТ ПОБЕДУ «Товарищ старший лейтенант,Не отправляйте в медсанбат!Пусть я контужен, всё равно я роте нужен!Там, в будущем когда-нибудь,Ещё успеем отдохнуть,Когда почувствуем, что враг обезоружен.» Мне командир кивнул в ответИ дал мне пару сигарет.Но докурить я не успел, опять атака.Там, в будущем, известный факт –Не будет никаких атак,И не посмеет лаять ни одна собака! Там, в будущем, другой порой,У всех всё будет под рукой:Дом, телефон, а может даже и машина…Ну, а пока мы в бой идёмПод шквально-проливным огнём.За нашу Родину! За мать, жену и сына! За Ленинград! За Сталинград!…а «тигры» прут, как на парад.И я подумал: «Хрен тебе, а не парады!Там, в будущем, – пройдёт война –Запомнят наши имена!»И сполз под танк с противотанковой гранатой. Я показал кулак врагу,Зубами выдернул чеку,Закрыл глаза… Мгновенье вытянулось в вечность.Такое в век бывает раз:Граната не разорвалась.Зачем о будущем мечтал я так беспечно?! Мне бы хотя б один патрон –Я бы ушёл из жизни вон!Нет, я живым не сдамся в плен! Погибну в драке!Да кто-то сзади от душиМеня прикладом приложил,Упал лицом я в чернозём. Очнулся – лагерь… Там пять эсэсовских юнцовМне долго правили лицо.И издевался лагерфюрер толстобрюхий.Так тявкал – брызгала слюна,Да я не слышал ни хрена:После контузии оглох на оба уха. Прости меня, моя семья,Но не сумел сдержаться я,Взял, да и плюнул в это рыло поросячье!Тогда он «люгер» свой достал…И снова в памяти провал,В котором – дом, жена, сынишка в люльке плачет… Потом куда-то повели.А снег бомбёжкой всё валил.Но, крася путь от ног босых кровавым следом,Я верил: Гитлеру – капут!Там, в будущем.., уже живут!О нас поют! И празднуют Победу! Ведущий 1. 22 июня 1941 года … 9 Мая 1945 года… Две странички календаря. Два дня жизни планеты Земля. Два дня истории Человечества. Они отмечены в календаре разными цветами. Один – черный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами. Другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Они так и называются: День Памяти и Скорби- начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг. День 9 Мая –праздник Победы советского народа в великой отечественной войне. ВЕДУЩИЙ 2: Конкурс продолжает ____________________________-Василий ТитаевПесня о герое Титаеве (5 кл.) Случилось то, братцы, в морозную ночь,Майор к себе вызвал связистов:— Ну, вот что, орлы, надо срочно помочьВ разгроме проклятых фашистов.Оборвана связь, и хоть свищет пурга,Приказ есть с полками связаться,И надо ползти вдоль окопов врага,Со смертью придется там драться. Комсомолец сказал: — Что ж, была не была,Мы сорок смертей миновали…Фамилия парня Титаев была,Васильем бойца называли.Простился с друзьями — за плечи мешок,Пурга его след заметала.И в жарком огнем разыскал паренек,Где линию миной порвало. Он провод оборванный в зубы берет,Победа ему улыбалась.Но где-то с кургана забил пулемет,И мина вблизи разорвалась.Почудилось парню: кричат журавли,Глаза его вдаль посмотрели —Россия лежала в снегу и в крови,Над трупами выли метели. Привстал на колени: в глубоких снегахСмерть тянет костлявые лапы,И, провод зажавши до крови в зубах,Упал головою на запад.А пули роями впивались в него,Хотя он лежал без движенья.И сам командарм через тело егоПриказ отдавал: — В наступленье!.. И двинулись молча полки на врага,За домиком дом отбивали.Эх, жаль! Посмотрел бы тамбовец- солдат,Как немцы от нас удирали. ВЕДУЩИЙ 1: Долгих четыре года шли по дорогам войны солдаты. Они видели разрушенные города и сожжённый деревни. Но возмездие неумолимо настигало врага. Наши солдаты шли к победе, пядь за пядью освобождая родную землю. Враг был разбит. Знамя победы реяло над Берлином. На сцене Юрий Воронов «Я недавно смотрел старый фильм о войне» Я недавно смотрел старый фильм о войнеИ не знаю, кого мне спросить,Почему нашим людям и нашей странеСтолько горя пришлось пережить?Почему сыновья не вернулись домой,Сколько жен потеряли мужей?Отчего красны девицы ранней веснойШли гулять без любимых парней?Дети детство узнали в руинах домов?….Эту память вовек не убить,Лебеда – их еда и землянка – их кров,А мечта – до Победы дожить.Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,Чтобы не было войн и смертей,Чтобы мамам страны не пришлось хоронитьВечно юных своих сыновей. ВЕДУЩИЙ 2: Вслушайтесь в слова, сказанные маршалом Жуковым: «Празднуя победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами…»ВЕДУЩИЙ 1: После боя в замёрзшем Берлине, В тишине почти что гробовой, Подорвался на пехотной мине Русский пехотинец-рядовой. Я припомнил все свои походы, Все свои мытарства на войне, И впервые за четыре года Почему-то страшно стало мне. ВЕДУЩИЙ 1: Вспомним тех, кто остался в списках на мемориальных досках и в памяти живых, кто воевал, видел воочию смерть, кто подвигом своим приближал Победу.Стихотворение Владимира Высоцкого читает ________________ На братских могилах не ставят крестов,И вдовы на них не рыдают,К ним кто-то приносит букеты цветов,И Вечный огонь зажигают.Здесь раньше вставала земля на дыбы,А нынче – гранитные плиты.Здесь нет ни одной персональной судьбы –Все судьбы в единую слиты.А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,Горящие русские хаты,Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,Горящее сердце солдата.У братских могил нет заплаканных вдов –Сюда ходят люди покрепче.На братских могилах не ставят крестов,Но разве от этого легче?. ВЕДУЩИЙ 2: Май 45-го. Вернулись солдаты домой, они вернулись победителями. Многие не дождались своих родных – отцов, мужей, сыновей. Вечная слава и вечная памятьПавшим в жестоком бою!Бились отважно и стойко с врагамиВы за Отчизну свою. ВЕДУЩИЙ 1: Верные Долгу, себя на щадили Ради победы её. Чтобы жила она в славе и силе, Отдали сердце своё; ВДУЩИЙ 2: Отдали жизнь, чтоб лихая недоляК нам никогда не пришла,Чтоб на земле, что любили до боли,Каждая ветка цвела. ВЕДУЩИЙ 1: Пусть же проходят за годами годы,Вас не забудет страна:Свято и ревностно память народаВаши хранит имена. ВДУЩИЙ 2: Бились отважно и стойко с врагамиВы за отчизну свою.Вечная слава и вечная памятьПавшим в жестоком бою. ВЕДУЩИЙ 1: Много лет прошло с тех пор, как кончилась война. Мы от души радуемся Великому празднику Победы. Поздравляем всех тех, кто прошел через эту страшную войну, кто помнит эти суровые годы.– Стихотворение Александра Твардовского «Прошла война» читает __________________________________________________________________________ В тот день, когда окончилась войнаИ все стволы палили в счёт салюта,В тот час на торжестве была однаОсобая для наших душ минута.В конце пути, в далёкой стороне,Под гром пальбы прощались мы впервыеСо всеми, что погибли на войне,Как с мёртвыми прощаются живые.До той поры в душевной глубинеМы не прощались так бесповоротно.Мы были с ними как бы наравне,И разделял нас только лист учётный…И только здесь, в особый этот миг,Исполненный величья и печали,Мы отделялись навсегда от них:Нас эти залпы с ними разлучали.Внушала нам стволов ревущих сталь,Что нам уже не числиться в потерях,И, кроясь дымкой, он уходит вдаль,Заполненный товарищами берег… ВЕДУЩИЙ 2: И вот он пришёл этот день 9 мая 1945 года. День Победы.Победа! Мир! Они пришли веснойНас подхватили радостные рукиИ понесли над бурною толпойВ грядущий мир, в ликующие звуки. ВЕДУЩИЙ 1: Ну и завершает наш конкурс_________________________.Михаил Владимов — Ещё тогда нас не было на свете: Ещё тогда нас не было на свете,Когда гремел салют из края в край.Солдаты, подарили вы планетеВеликий Май, победный Май!Ещё тогда нас не было на свете,Когда в военной буре огневой,Судьбу решая будущих столетий,Вы бой вели, священный бой!Ещё тогда нас не было на свете,Когда с Победой вы домой пришли.Солдаты Мая, слава вам навекиОт всей земли, от всей земли!Благодарим, солдаты, васЗа жизнь, за детство и весну,За тишину,За мирный дом,За мир, в котором мы живём! ВЕДУЩИЙ 1: А теперь мы предоставим время жюри для подсчета баллов. А пока мы с вами вспомним слова песни «День Победы» и исполним эту великую песню вместе. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» с видеороликом ВЕДУЩИЙ 1: Для подведения итогов предоставляем слово жюри. (Награждение победителей конкурса) В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «И ВСЁ О ТОЙ ВЕСНЕ
