Публикации
«Эффективные методы формирования практических навыков при реализации системно-деятельностного подхода»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Эффективные методы формирования практических навыков при реализации системно-деятельностного подхода»
Автор: Антипова Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Эффективные методы формирования практических навыков при реализации системно-деятельностного подхода»
Автор: Антипова Елена Александровна
Доклад:«Эффективные методы формирования практических навыков при реализации системно-деятельностного подхода»Разработано (МО ФГОС 1 ВАРИАНТ)учитель: Антипова Е.А.Применение системно-деятельностного подхода в коррекционной школе — это не просто следование ФГОС, а мощный инструмент для социализации и развития детей с интеллектуальными нарушениями. Главная цель — формирование способности действовать в реальных жизненных ситуациях. В этом нам помогает использование практико-ориентированных задач.Практико-ориентированные задачи — это задачи из окружающей действительности, которые тесно связаны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Слайд 1Для ребенка с интеллектуальными нарушениями это означает:Осмысленность: Понимание, ЗАЧЕМ нужно то или иное знание ("Я учусь считать, чтобы купить хлеб в магазине"). Алгоритмичность: Овладение пошаговыми способами деятельности, которые можно переносить на новые ситуации. Социальная направленность: Применение умений в коммуникации, самообслуживании, организации быта. Слайд 2На примере урока русского языка рассмотрим приёмы, которые готовят к реальным жизненным ситуациям. Все приёмы взяты из опыта работы над общешкольной темой «Системно-деятельностный подход в обучении». Тема урока: «Заглавная буква в именах и фамилиях».Как же сделать изучение заглавной буквы не просто правилом в учебнике, а инструментом социализации.В начале урока на этапе целеполагание работала над осознанностью. Обсуждали: Где это умение может пригодиться в жизни?Использовала прием «Корзина идей».Также разбирали ситуацию из жизни. В отправленном письме были допущены ошибки.Выясняли: Почему люди огорчаются, когда не правильно пишут их имена и фамилии?Привлечение личного опыта обучающихсяНа основном этапе выполняли различные практические задания:Например, изготавливали бейдж «Дежурный по классу», которым до сих пор пользуемся.При выполнении домашнего заданияформировалось умение кратко и понятно излагать мысль в письменной форме для решения бытовых задач.Надо было написать записку с какой-то информацией.В помощь предлагалась карточка-опора.На этапе рефлексии писали смс-сообщение другу, как прошел урок.-отрабатывалось умение действовать по заданному алгоритму. Образец был на экране.А теперь предлагаю включиться в совместную практическую деятельность и рассмотреть другие приемы по этой теме.Поднимите, пожалуйста, руки, кто завтра едет в поездку? Хорошо. Тогда вам нужно вступить в клуб «Юных путешественников»Для этого надо заполнить анкету.Заполняем левую графу. Там, где написано анкета. Это документ. Поэтому стараемся. Пишем красиво и правильно.Молодцы! Вижу, что все написали с большой буквы. Поздравляю Вас. Вы вступили в клуб юных путешественников. Во время путешествий происходят новые встречи, знакомства. Возможно вам понадобится визитка, чтобы заявить о себе, оставить контакт. Домашнее задание: дома по инструкции сделать визитную карточку. Ну и напоследок, в качестве закрепления скажите, пожалуйста, все готовы ехать? У всех хорошее настроение? Если да, то напишите на звездочке свое имя. Теперь надо звездочку прикрепить к доске. Сделаем монтаж. Вижу, что все усвоили правило, написали без ошибок. Ура! Счастливой дороги!Подводя итог, хочу сказать: Когда изучаемое правило становится не строчкой в учебнике, а:- способом заявить о себе (Визитка),-инструментом поощрения другого (Доска почета),-условием для достижения цели (Заполнение анкеты),оно усваивается не на уровне памяти, а на уровне смысла.Именно это и помогает нашим ученикам успешно социализироваться.
