Публикации
Методическая разработка мероприятия «Чемпионат по чтению вслух «Читаймер»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка мероприятия «Чемпионат по чтению вслух «Читаймер»
Автор: Войтенко Оксана Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка мероприятия «Чемпионат по чтению вслух «Читаймер»
Автор: Войтенко Оксана Викторовна
МАГАДАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ЮНОСТЬ»Методическая разработка мероприятия«Чемпионат по чтению вслух «Читаймер»Разработчик:методист,Войтенко Оксана ВикторовнаМагадан, 2025 г.АннотацияМетодическая разработка мероприятия «Чемпионат по чтению в слух «Читаймер» предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных руководителей образовательных учреждений и включает в себя положение о проведение Чемпионата по чтению в слух «Читаймер» и дидактического материала для его проведения (далее - Чемпионат).Чемпионат — это интеллектуальное соревнование, направленное на популяризацию чтения и развитие навыков быстрого восприятия текста, на создание оптимальных условий для развития творческого потенциала обучающихся, содействие активизации детского чтения как важнейшего фактора развития культуры подрастающего поколения. Участникам предстоит продемонстрировать технику чтения вслух без предварительной подготовки, используя художественные произведения о Великой Отечественной войне и писателей-юбиляров 2025 года, соответствующие их возрастной категории. Чемпионат призван не только выявить лучших чтецов, но и вдохновить на более глубокое знакомство с литературой. Целевая аудитория: обучающиеся с 3-11 класса, взрослые.Мероприятие по данной методической разработке может проводиться в любое время года как в школах, в учреждениях дополнительного образования, в летний период в ДОЛ, в рамках родительских собраний и просветительских мероприятий.«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель)1. Проблема. Главная проблема, на решение которой направлен Чемпионат по чтению вслух «Читаймер» - низкая скорость и качество чтения среди детей и взрослых. Это приводит к: трудностям в обучении (медленное чтение снижает успеваемость, так как школьники не успевают усваивать большой объем информации), снижению интереса к чтению (если процесс чтения требует значительных усилий, он перестает приносить удовольствие), неэффективной работе с информацией (в современном мире важно быстро анализировать тексты, но многие люди читают со скоростью 150-200 слов в минуту, что недостаточно для обработки больших объемов данных).С сожалением отмечено, что сегодня книга «ушла» на задний план. Обширные возможности интернета с яркой информацией, экранизация художественных произведений и их «электронное» прочтение (содержание многих произведений можно просто прослушать кратко в интернете), отсутствие семейного культа чтения отодвигает книгу, обесценивая её роль. Согласно статистике, почти 40 % россиян не открывали книгу (для чтения) в течение года, а более 35% обучающихся не читали никакой литературы, кроме учебной и только в школе.2. Актуальность. В современном мире, где доминируют цифровые технологии и кратковременные формы информации (соцсети, видеоролики, мессенджеры), традиционное чтение книг теряет свою популярность, особенно среди детей и подростков. Современные исследования показывают, что уровень читательской грамотности падает, а время, уделяемое книгам, сокращается.Однако чтение остается ключевым инструментом развития:Когнитивных способностей (память, внимание, критическое мышление);Речевой культуры (богатый словарный запас, грамотность);Эмоционального интеллекта (сопереживание, понимание мотивов поступков);Кругозора и общей эрудиции.Исследования (Росстат) подтверждают тенденцию к снижению читательской грамотности среди школьников. Это создает риски для их дальнейшего образования и социализации. Поэтому необходимо искать новые подходы к мотивации чтения, адаптированные к современным реалиям. Проведение Чемпионатов по чтению вслух как раз и могут выступить таким стимулирующим фактором для чтения детей и подростков.Президент РФ Владимир Владимирович Путин, сказал, что необходимо прививать любовь к чтению школьникам и поддержал идею пропаганды чтения детской литературы, а также необходимо сохранить статус книги как незаменимого инструмента в процессе образования, воспитания, передачи культурного наследия и ценностей. «Проводником по безбрежному морю информации могут быть только морально-нравственные принципы, которые вырабатываются в семье, на основе чтения. И огромную роль здесь играет детская книга. Её значение для полноценного развития личности просто неоценимо. Уважение к книге, стремление с малых лет приобщить ребёнка к чтению – в наших традициях», - подчеркнул Президент РФ.По поручению президента России Владимира Путина от 30 мая 2024 года правительством РФ разработана и утверждена программа поддержки детского, юношеского и семейного чтения с опорой на традиционные ценности и с учётом современных технологий.3. Цель Чемпионата: содействие активизации детского чтения как важнейшего фактора развития культуры подрастающего поколения, повышение культурной значимости чтения и интереса подрастающего поколения к литературе, развитие читательской активности.Задачи:развитие интеллектуального и творческого потенциала личности; формирование духовно-нравственных, патриотических ориентиров; развитие навыков быстрого и осознанного чтения; развитие памяти, концентрации; создание условий для творческой самореализации; содействие созданию модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную читательскую деятельность детей, педагогов и родителей на основе общего интереса к книге. Целевая аудитория: обучающиеся 3-11 классов, педагоги, родители.4. Ожидаемые результаты: У участников Чемпионата сможет увеличиться скорость чтения, в том числе осознанное чтение, будут сформированы духовно-нравственные, патриотические ориентиры, развита память, концентрация. Участие в Чемпионате даст возможность для творческой самореализации и повышения уверенности в себе. В образовательной организации будет создано образовательное пространство, обеспечивающее совместную читательскую деятельность детей, педагогов и родителей на основе общего интереса к книге.5. Анализ и развитие.Будут собраны отзывы участников, членов жюри, проанализирована статистика (сколько заявок, возрастные категории, анализ результатов Чемпионата). Благодаря собранной информации будет запланирован следующий сезон с учётом ошибок.5. Масштабирование Чемпионата. 5.1. Для определения цели масштабирования следует ответить на вопросы и разобраться для чего мы будем продолжать проведение Чемпионата:Увеличение количества участников?Расширение географии?Развитие онлайн-формата?5.2 Оптимизация организации:Форматы проведения: локальные офлайн-этапы (это очный этап соревнования, который проходят в конкретной локации) + онлайн-отбор (предварительный этап соревнования, который проводится через интернет, чтобы выбрать участников для очных (офлайн) этапов);Правила: чёткие критерии оценки, единый регламент для всех участников.Жюри: привлечение известных спикеров, актёров, педагогов.5.3. Продвижение и привлечение аудиторииСоцсети: размещение информации о проведении Чемпионата, прямые эфиры, истории участников.Партнёрства: школы, вузы, библиотеки, СМИ.Медиаподдержка: статьи.5.4. Технологии и автоматизация - Онлайн-регистрация.5.5. Развитие сообщества1. Мастер-классы от театральных деятелей, педагогов, победителей Чемпионата.2. Повторяющиеся сезоны (ежегодные челленджи — это регулярные соревновательные или мотивационные активности, связанные с чтением вслух. Они помогают поддерживать интерес аудитории, привлекать новых участников и создавать традицию вокруг Чемпионата. Это могут быть: тематические сезоны (каждый год — новая тема) или организация Недельных (однодневных) марафонов: участники читают определенного автора или читают тексты только в выбранном жанре. 3. Создание в ОО книжного шкафчика «Бери-читай». (Обучающиеся на переменах могут насладиться чтением бумажной книги).
