Публикации Методические рекомендации по организации работы на уроках истории

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации работы на уроках истории
Автор: Лепинская Виолетта Олеговна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ«ЛУГАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИЛепинская Виолетта Олеговна, методист отдела методического сопровожденияГБОУ ДПО ЛНР «ЛИРО»Луганск, 2025Содержание:Методические рекомендации разработаны для учителей истории и отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельностного подхода в рамках образовательного учреждения. Методические рекомендации содержат: описание методических приёмов по работе с текстом, историческим документом, алгоритм изучения войн и революционных событий, рекомендации по написанию исторического сочинения, работе с исторической картой и иллюстрациями. Методические рекомендации можно использовать на уроках истории с целью формирования ключевых компетенций, для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
  • Методические рекомендации по работе с текстом на уроках истории 
  • Виды текстов, используемых на уроках истории:
  • Исторические документы  письма, дневники, законы, официальные документы, хроники, мемуары, фотографии.
  • Тексты учебника содержат систематизированную информацию, иллюстрации, карты, схемы.
  • Художественные тексты  произведения, в которых автор изображает исторические события, людей, эпоху (романы, пьесы, стихи, рассказы).
  • Методы работы с текстом на уроках истории:
  • Анализ исторических документов  включает внимательное прочтение, определение автора и адресата, времени и места создания, выявление ключевых идей, аргументов, фактов.
  • Групповая работа с текстовыми источниками способствует активному взаимодействию учащихся, развитию коммуникативных навыков.
  • Составление вопросов к тексту и ответы на них.
  • Составление тезисного плана.
  • Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
  • Приёмы работы с текстом на уроках истории:
  • «Толстые и тонкие вопросы» «тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ, «толстый» развёрнутый ответ. 
  • «Кластер («гроздь»)  выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. 
  • «Завершим схему»  учитель предлагает учащимся самостоятельно завершить неоконченную схему, заполнить пробелы, установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. 
  • «Задание «Лови ошибку»»  учитель предлагает текст и просит найти в нём ошибки: неверные определения, даты, события, неправильное по смыслу составленное предложение. 
  • Составление опорно-схематичного конспекта  перед обучающимися ставится задача научиться «сворачивать» тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями.
  • Методические рекомендации по работе с историческими документами на уроках истории  Для чего необходима работа с историческими документами:
  • Конкретизация исторического материала документы помогают усвоению фактов, понятий, закономерностей общественного развития. 
  • Развитие критического мышления обучающиеся анализируют достоверность источников, выясняют их авторство, мотивации и цели создания. 
  • Создание ярких образов и картин прошлого работа с документами помогает ввести обучающихся в обстановку изучаемой эпохи. 
  • Работа с документами на уроках истории включает несколько этапов:
  • Знакомство с содержанием документа  чтение и предварительное обсуждение. Важно, чтобы обучающиеся поняли основные факты и контекст, смогли выделить главные идеи и тезисы текста.
  • Анализ документа  более глубокая работа с текстом. Обучающимся предлагается осмыслить исторический контекст, в котором был создан документ, его цели и задачи.
  • Интерпретация документа  попытка понять, как текст может быть интерпретирован в разное время и разными историками. На этом этапе обучающиеся учатся выстраивать логические связи между содержанием документа и более широкими историческими процессами, а также делать выводы о значимости документа для понимания исторического контекста.
  • Для успешной работы с историческими документами учителю необходимо использовать различные приёмы:
  • Работа с вопросами  они направлены на раскрытие содержания и смысла документа. Вопросы могут касаться как фактического материала, содержащегося в документе, так и его интерпретации в более широком историческом контексте.
  • Сопоставление документов  обучающимся предлагается сравнить несколько исторических источников, относящихся к одному и тому же событию или периоду, но созданных разными авторами или в разное время. Это помогает понять, что исторические документы могут давать разные интерпретации одних и тех же событий, в зависимости от целей их создания и точки зрения автора.
  • Заданий для работы с историческими документами :
  • Работа с мемуарами участников событий  например, в рамках изучения Великой Отечественной войны преподаватель предлагает обучающимся прочитать отрывки из мемуаров военачальников или рядовых солдат. После этого можно организовать обсуждение, в ходе которого они поделятся своими впечатлениями, проанализируют описанные события и попытаются понять, как личные переживания авторов соотносятся с официальными историческими фактами.
  • Работа с архивными документами  например, обучающимся можно предложить исследовать местные архивы и найти документы, связанные с историей их города или региона. Затем они могут подготовить презентацию или написать исследовательскую работу.
  • Методические рекомендации по работе с исторической картой на уроках истории  Историческая карта может использоваться на разных этапах урока: в начале изучения темы для определения географического положения страны или местоположения события, для характеристики особенностей развития какой-то страны на основе анализа легенды карты (условных обозначений) или для закрепления уже изученного материала.  Алгоритм чтения исторической карты
  • Прочитать название карты  в нём содержится информация о территории, изображённой на карте, и времени, к которому относится изображение.
  • Ознакомиться с легендой карты  условными знаками, которые позволяют прочитать информацию, изображённую на карте.
  • Чтение информации  начинать с самых крупных объектов и постепенно двигаться к более мелким.
  • Важно обеспечить преемственность между картами при переходе от одной к другой. Например, перед знакомством с новой тематической картой педагог предлагает обучающимся найти и показать территорию, на которой происходят изучаемые события, на общей карте.  Методические приёмы для работы с исторической картой:
  • «Путешествие по карте»  обучающимся предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах. 
  • Изготовление компасов со сторонами света из бумаги  вспомогательный способ нахождения и локализации исторического объекта, помогает чётко усвоить стороны горизонта. 
  • Приём «живой карты» (оживление карты)  прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий, полезно их передвижение по карте. 
  • Составление легенды карты  обучающиеся создают собственные условные обозначения на контурной карте, отличные от обозначений исторической карты-основы.
  • Для работы с исторической картой на уроках истории можно использовать:
  • Демонстрационные карты  настенные или цифровые (статичные и анимированные).
  • Контурные карты  для самостоятельной работы обучающихся, а также для контроля усвоения навыков и знаний.
  • Карты из электронных форм учебников  целесообразно давать по ним задания для домашних работ, направленные на отработку навыка поиска информации на карте.
  • Методические рекомендации по анализу революций и войн на уроках истории Основная задача – помочь обучающимся понять причины событий, роль массовых движений и личности в истории, а также развить критическое мышление и аналитические навыки.  РеволюцииАлгоритм изучения революции
  • Определить предпосылки и причины революции: проанализировать социальную структуру общества, раскрыть социально-экономические условия развития страны накануне революции.
  • Определить задачи и характер революции.
  • Определить время и место начала выступлений, требования выступавших, реакцию властей.
  • Определить движущие силы, основные группы участников.
  • Ход революции: основные этапы, масштабы выступления, методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки и т. п.).
  • Лидеры и их политические позиции, цели (стратегия), методы и средства их достижения (тактика).
  • Особенности революции, решение вопроса о власти.
  • Итоги и результаты, значение революции, оценка её с позиций различных политических деятелей.
  •  Задания:
  • Работа с историческими текстами (первоисточниками). Например, изучение воспоминаний солдат Петроградского гарнизона, которые раскрывают изменения в их отношении к революции.
  • Групповая работа  группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т. п.), необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы.
  •  ВойныАлгоритм изучения войны:
  • Причины и повод вооружённого столкновения.
  • Воюющие страны, военно-политические блоки.
  • Готовность сторон к войне.
  • Хронологические рамки войны.
  • Ход военных действий (по этапам): планы сторон на начало каждого этапа, основные сражения и события, особенности стратегии и тактики, военные и политические итоги этапа.
  • Военные и политические итоги вооружённой борьбы: условия мира, значение этой победы, уроки.
  • Международные последствия войны.
  • Задания:
  • Лабораторно-практическое занятие  обучающиеся работают с разными типами документов: текстовыми сводками, фотографиями, письмами и картами. Отрабатываются навыки критического анализа информации, сравнения фактов из источников с уже известными историческими знаниями. 
  • Методические рекомендации по написанию исторического сочинения СтруктураИсторическое сочинение состоит из: введения, основной части и заключения
  • Введение  характеризует тему, обозначает временной период. Можно включить обоснование выбора темы, краткий обзор исторического контекста, формулировку основной идеи или гипотезы. 
  • Основная часть  раскрывает содержание периода, его специфику на основе исторических фактов. Важно структурировать текст логически, разбить на абзацы, каждый из которых раскрывает отдельный аспект темы. 
  • Заключение  подводит итоги, обобщает основные мысли и анализирует значение обсуждаемой темы. Можно высказать личное мнение или задать вопрос, который заставит читателя подумать. 
  • Рекомендации по составлению плана:
  • Определить основную идею  подумать, какое сообщение нужно донести до читателя (например, самый важный аспект события, его последствия или роль определённых личностей).
  • Собрать информацию  раскрыть идею, собирая факты, примеры и аргументы. Важно, чтобы информация была актуальной и достоверной.
  • Структурировать материалы  разделить собранные идеи на основные разделы, внутри основной части выделить подпункты, которые раскроют идею.
  • Создать черновик  на основе плана написать черновик сочинения.
  • Важно: не смешивать роль личности и причинно-следственную связь личность должна влиять на ход события, не выходить за его рамки, а причины и следствия наоборот.  Критерии оценивания
  • Указание событий (явлений, процессов)  необходимо указать не менее двух значимых событий, относящихся к выбранному периоду.
  • Роль личности  нужно указать роль двух исторических личностей, деятельность которых связана с указанными событиями.
  • Причинно-следственные связи  необходимо указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий, явлений, процессов, относящихся к выбранному периоду.
  • Оценка событий (явлений, процессов)  нужно дать оценку значимости выбранного периода для истории России.
  • Использование исторической терминологии  грамотное использование исторических терминов и понятий.
  •  Методические рекомендации по работе с иллюстрациями на уроках истории Иллюстрации могут быть разнообразными: от карт и графиков до фотографий, живописных произведений и схем. Они помогают обучающимся лучше понять и запомнить исторические события, культурные особенности и персоналии.  Подбор иллюстрацийИллюстрации должны быть актуальными для изучаемой темы, исторически достоверными и разнообразными по формату и содержанию. При выборе иллюстраций необходимо: 
  • Учитывать содержание иллюстрации  она должна раскрывать или сопровождать основные вопросы материала курса истории, соотноситься с текстом учебника. Например, описание событий истории России XX века целесообразно сопроводить плакатами или фотографиями того периода.
  • Разнообразить представление разными видами иллюстраций: использовать не только репродукции картин, но и скульптуры, плакаты, монеты, печати.
  • Использовать иллюстрации в хорошем качестве  детали и содержание должны быть контрастными и достаточного размера, чтобы ученик смог их разглядеть и воспринять.
  • Учитывать объём и количество иллюстраций, дозировать их применение не рекомендуется излишне визуализировать всё содержание и объём текста, стоит делать акцент на наиболее существенных исторических терминах, личностях, событиях.
  •  Демонстрация иллюстраций может использоваться в различных целях: 
  • Для наглядности рассказа  учитель использует их в ходе изложения материала. Например, фотография Софийского собора в Новгороде. 
  • Для анализа  иллюстрации анализируются вместе с обучающимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления. Например, сюжетный рисунок «Продажа крепостных». 
  • Для формирования чётких представлений  с помощью иллюстраций формируются представления об историческом факте (изображения оружия и орудий труда). 
  • Важно не только показать изображение, но и объяснить его значение, происхождение, а также связь с изучаемым материалом.  ЗаданияУчитель может предложить обучающимся различные задания для работы с иллюстрациями: 
  • определить, что изображено на иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением;
  • найти, что новое можно узнать из иллюстрации.
  •  Обучающиеся должны уметь описывать иллюстрацию или рассказать об изображённом на ней событии. Необходимо обратить внимание на названия иллюстраций и текст под ними, дополняющий основной текст параграфа.  Сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические эпохи, позволяет проследить их в развитии.  Работа обучающихся при работе с иллюстрациями оценивается по разным параметрам
  • Нацеленность на внимательное изучение изображения  задания, нацеленные на анализ иллюстрации.
  • Ответ на основе имеющихся знаний  задания, предполагающие ответ на основе дополнительных источников информации.
  • Извлечение новых знаний  задания, позволяющие извлечь новые знания из иллюстрации.
  • -