Публикации
Методические рекомендации по организации работы на уроках истории
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации работы на уроках истории
Автор: Лепинская Виолетта Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации работы на уроках истории
Автор: Лепинская Виолетта Олеговна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ«ЛУГАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИЛепинская Виолетта Олеговна, методист отдела методического сопровожденияГБОУ ДПО ЛНР «ЛИРО»Луганск, 2025Содержание:Методические рекомендации разработаны для учителей истории и отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельностного подхода в рамках образовательного учреждения. Методические рекомендации содержат: описание методических приёмов по работе с текстом, историческим документом, алгоритм изучения войн и революционных событий, рекомендации по написанию исторического сочинения, работе с исторической картой и иллюстрациями. Методические рекомендации можно использовать на уроках истории с целью формирования ключевых компетенций, для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.Методические рекомендации по работе с текстом на уроках истории Виды текстов, используемых на уроках истории:Исторические документы – письма, дневники, законы, официальные документы, хроники, мемуары, фотографии. Тексты учебника – содержат систематизированную информацию, иллюстрации, карты, схемы. Художественные тексты – произведения, в которых автор изображает исторические события, людей, эпоху (романы, пьесы, стихи, рассказы). Методы работы с текстом на уроках истории:Анализ исторических документов – включает внимательное прочтение, определение автора и адресата, времени и места создания, выявление ключевых идей, аргументов, фактов. Групповая работа с текстовыми источниками – способствует активному взаимодействию учащихся, развитию коммуникативных навыков. Составление вопросов к тексту и ответы на них. Составление тезисного плана. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц. Приёмы работы с текстом на уроках истории:«Толстые и тонкие вопросы» – «тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ, «толстый» – развёрнутый ответ. «Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. «Завершим схему» – учитель предлагает учащимся самостоятельно завершить неоконченную схему, заполнить пробелы, установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. «Задание «Лови ошибку»» – учитель предлагает текст и просит найти в нём ошибки: неверные определения, даты, события, неправильное по смыслу составленное предложение. Составление опорно-схематичного конспекта – перед обучающимися ставится задача научиться «сворачивать» тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Методические рекомендации по работе с историческими документами на уроках истории Для чего необходима работа с историческими документами:Конкретизация исторического материала – документы помогают усвоению фактов, понятий, закономерностей общественного развития. Развитие критического мышления – обучающиеся анализируют достоверность источников, выясняют их авторство, мотивации и цели создания. Создание ярких образов и картин прошлого – работа с документами помогает ввести обучающихся в обстановку изучаемой эпохи. Работа с документами на уроках истории включает несколько этапов: Знакомство с содержанием документа – чтение и предварительное обсуждение. Важно, чтобы обучающиеся поняли основные факты и контекст, смогли выделить главные идеи и тезисы текста. Анализ документа – более глубокая работа с текстом. Обучающимся предлагается осмыслить исторический контекст, в котором был создан документ, его цели и задачи. Интерпретация документа – попытка понять, как текст может быть интерпретирован в разное время и разными историками. На этом этапе обучающиеся учатся выстраивать логические связи между содержанием документа и более широкими историческими процессами, а также делать выводы о значимости документа для понимания исторического контекста. Для успешной работы с историческими документами учителю необходимо использовать различные приёмы:Работа с вопросами – они направлены на раскрытие содержания и смысла документа. Вопросы могут касаться как фактического материала, содержащегося в документе, так и его интерпретации в более широком историческом контексте. Сопоставление документов – обучающимся предлагается сравнить несколько исторических источников, относящихся к одному и тому же событию или периоду, но созданных разными авторами или в разное время. Это помогает понять, что исторические документы могут давать разные интерпретации одних и тех же событий, в зависимости от целей их создания и точки зрения автора. Заданий для работы с историческими документами :Работа с мемуарами участников событий – например, в рамках изучения Великой Отечественной войны преподаватель предлагает обучающимся прочитать отрывки из мемуаров военачальников или рядовых солдат. После этого можно организовать обсуждение, в ходе которого они поделятся своими впечатлениями, проанализируют описанные события и попытаются понять, как личные переживания авторов соотносятся с официальными историческими фактами. Работа с архивными документами – например, обучающимся можно предложить исследовать местные архивы и найти документы, связанные с историей их города или региона. Затем они могут подготовить презентацию или написать исследовательскую работу. Методические рекомендации по работе с исторической картой на уроках истории Историческая карта может использоваться на разных этапах урока: в начале изучения темы для определения географического положения страны или местоположения события, для характеристики особенностей развития какой-то страны на основе анализа легенды карты (условных обозначений) или для закрепления уже изученного материала. Алгоритм чтения исторической карты: Прочитать название карты – в нём содержится информация о территории, изображённой на карте, и времени, к которому относится изображение. Ознакомиться с легендой карты – условными знаками, которые позволяют прочитать информацию, изображённую на карте. Чтение информации – начинать с самых крупных объектов и постепенно двигаться к более мелким. Важно обеспечить преемственность между картами при переходе от одной к другой. Например, перед знакомством с новой тематической картой педагог предлагает обучающимся найти и показать территорию, на которой происходят изучаемые события, на общей карте. Методические приёмы для работы с исторической картой:«Путешествие по карте» – обучающимся предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах. Изготовление компасов со сторонами света из бумаги – вспомогательный способ нахождения и локализации исторического объекта, помогает чётко усвоить стороны горизонта. Приём «живой карты» (оживление карты) – прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий, полезно их передвижение по карте. Составление легенды карты – обучающиеся создают собственные условные обозначения на контурной карте, отличные от обозначений исторической карты-основы. Для работы с исторической картой на уроках истории можно использовать:Демонстрационные карты – настенные или цифровые (статичные и анимированные). Контурные карты – для самостоятельной работы обучающихся, а также для контроля усвоения навыков и знаний. Карты из электронных форм учебников – целесообразно давать по ним задания для домашних работ, направленные на отработку навыка поиска информации на карте. Методические рекомендации по анализу революций и войн на уроках истории Основная задача – помочь обучающимся понять причины событий, роль массовых движений и личности в истории, а также развить критическое мышление и аналитические навыки. РеволюцииАлгоритм изучения революции: Определить предпосылки и причины революции: проанализировать социальную структуру общества, раскрыть социально-экономические условия развития страны накануне революции. Определить задачи и характер революции. Определить время и место начала выступлений, требования выступавших, реакцию властей. Определить движущие силы, основные группы участников. Ход революции: основные этапы, масштабы выступления, методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки и т. п.). Лидеры и их политические позиции, цели (стратегия), методы и средства их достижения (тактика). Особенности революции, решение вопроса о власти. Итоги и результаты, значение революции, оценка её с позиций различных политических деятелей. Задания:Работа с историческими текстами (первоисточниками). Например, изучение воспоминаний солдат Петроградского гарнизона, которые раскрывают изменения в их отношении к революции. Групповая работа – группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т. п.), необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы. ВойныАлгоритм изучения войны: Причины и повод вооружённого столкновения. Воюющие страны, военно-политические блоки. Готовность сторон к войне. Хронологические рамки войны. Ход военных действий (по этапам): планы сторон на начало каждого этапа, основные сражения и события, особенности стратегии и тактики, военные и политические итоги этапа. Военные и политические итоги вооружённой борьбы: условия мира, значение этой победы, уроки. Международные последствия войны. Задания:Лабораторно-практическое занятие – обучающиеся работают с разными типами документов: текстовыми сводками, фотографиями, письмами и картами. Отрабатываются навыки критического анализа информации, сравнения фактов из источников с уже известными историческими знаниями. Методические рекомендации по написанию исторического сочинения СтруктураИсторическое сочинение состоит из: введения, основной части и заключения: Введение – характеризует тему, обозначает временной период. Можно включить обоснование выбора темы, краткий обзор исторического контекста, формулировку основной идеи или гипотезы. Основная часть – раскрывает содержание периода, его специфику на основе исторических фактов. Важно структурировать текст логически, разбить на абзацы, каждый из которых раскрывает отдельный аспект темы. Заключение – подводит итоги, обобщает основные мысли и анализирует значение обсуждаемой темы. Можно высказать личное мнение или задать вопрос, который заставит читателя подумать. Рекомендации по составлению плана:Определить основную идею – подумать, какое сообщение нужно донести до читателя (например, самый важный аспект события, его последствия или роль определённых личностей). Собрать информацию – раскрыть идею, собирая факты, примеры и аргументы. Важно, чтобы информация была актуальной и достоверной. Структурировать материалы – разделить собранные идеи на основные разделы, внутри основной части выделить подпункты, которые раскроют идею. Создать черновик – на основе плана написать черновик сочинения. Важно: не смешивать роль личности и причинно-следственную связь – личность должна влиять на ход события, не выходить за его рамки, а причины и следствия – наоборот. Критерии оцениванияУказание событий (явлений, процессов) – необходимо указать не менее двух значимых событий, относящихся к выбранному периоду. Роль личности – нужно указать роль двух исторических личностей, деятельность которых связана с указанными событиями. Причинно-следственные связи – необходимо указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий, явлений, процессов, относящихся к выбранному периоду. Оценка событий (явлений, процессов) – нужно дать оценку значимости выбранного периода для истории России. Использование исторической терминологии – грамотное использование исторических терминов и понятий. Методические рекомендации по работе с иллюстрациями на уроках истории Иллюстрации могут быть разнообразными: от карт и графиков до фотографий, живописных произведений и схем. Они помогают обучающимся лучше понять и запомнить исторические события, культурные особенности и персоналии. Подбор иллюстрацийИллюстрации должны быть актуальными для изучаемой темы, исторически достоверными и разнообразными по формату и содержанию. При выборе иллюстраций необходимо: Учитывать содержание иллюстрации – она должна раскрывать или сопровождать основные вопросы материала курса истории, соотноситься с текстом учебника. Например, описание событий истории России XX века целесообразно сопроводить плакатами или фотографиями того периода. Разнообразить представление разными видами иллюстраций: использовать не только репродукции картин, но и скульптуры, плакаты, монеты, печати. Использовать иллюстрации в хорошем качестве – детали и содержание должны быть контрастными и достаточного размера, чтобы ученик смог их разглядеть и воспринять. Учитывать объём и количество иллюстраций, дозировать их применение – не рекомендуется излишне визуализировать всё содержание и объём текста, стоит делать акцент на наиболее существенных исторических терминах, личностях, событиях. Демонстрация иллюстраций может использоваться в различных целях: Для наглядности рассказа – учитель использует их в ходе изложения материала. Например, фотография Софийского собора в Новгороде. Для анализа – иллюстрации анализируются вместе с обучающимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления. Например, сюжетный рисунок «Продажа крепостных». Для формирования чётких представлений – с помощью иллюстраций формируются представления об историческом факте (изображения оружия и орудий труда). Важно не только показать изображение, но и объяснить его значение, происхождение, а также связь с изучаемым материалом. ЗаданияУчитель может предложить обучающимся различные задания для работы с иллюстрациями: определить, что изображено на иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением; найти, что новое можно узнать из иллюстрации. Обучающиеся должны уметь описывать иллюстрацию или рассказать об изображённом на ней событии. Необходимо обратить внимание на названия иллюстраций и текст под ними, дополняющий основной текст параграфа. Сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические эпохи, позволяет проследить их в развитии. Работа обучающихся при работе с иллюстрациями оценивается по разным параметрам: Нацеленность на внимательное изучение изображения – задания, нацеленные на анализ иллюстрации. Ответ на основе имеющихся знаний – задания, предполагающие ответ на основе дополнительных источников информации. Извлечение новых знаний – задания, позволяющие извлечь новые знания из иллюстрации.
