Публикации Применение уровневых заданий на уроках математики как средство формирования у младших школьников вычислительных навыков

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение уровневых заданий на уроках математики как средство формирования у младших школьников вычислительных навыков
Автор: Романова Виктория Викторовна

Применение уровневых заданий на уроках математики как средство формирования у младших школьников вычислительных навыковРоманова Виктория Викторовна Студентка 4 курса специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах»Нижнетагильский педагогический колледж № 1Аннотация. В статье проанализированы способы формирования вычислительных навыков у обучающихся начальной школы при помощи уровневых заданий. Актуальность исследования аргументирована тем, что на первой ступени общего школьного образования, математика играет важную роль в формировании умственной активности детей, активизируя психические процессы, тем самым вызывает у учащихся непосредственный интерес к процессу познания.Ключевые слова: уровневые задания, вычислительные навыки.Одной из главных задач обучения младших школьников математики является формирование у них вычислительных навыков. Процесс овладения вычислительными навыками довольно сложен: сначала ученики должны усвоить тот или иной вычислительный прием, а затем в результате тренировки научиться достаточно быстро выполнять вычисления, а в отношении табличных случаев – запомнить результаты наизусть. К тому же в каждом концентре изучается довольно большое количество приемов, поэтому естественно, что не все ученики сразу усваивают их, часть допускает ошибки. В п.43.4 Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования указано, что в результате обучения ученик начальных классов должен уметь: устно и письменно выполнять арифметические действия с числами.[3]По мнению Бантовой М.А., навык – это действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения. Вычислительный навык – это вычислительный прием, доведенный до автоматизма [1 c.25].Исходя из этого вычислительные навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике, который предусматривает формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычислений. Последнее становится возможным благодаря тому, что в программу включено знакомство с некоторыми важнейшими свойствами арифметических действий и вытекающими из них следствиями. Остановимся на характеристике качеств полноценных вычислительных навыков.Правильность ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.Осознанность – ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для ученика своего рода доказательство правильности выбора системы операций. Ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать.Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т.е. выбирает из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия.Обобщенность – ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т.е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи.Автоматизм – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время [1 c.39]Уровневые задания на уроках математики представляют собой эффективный инструмент для формирования вычислительных навыков у младших школьников. Они позволяют дифференцировать обучение, учитывая индивидуальные способности и уровень подготовки каждого ученика.Уровневые задания – это задания для самостоятельной работы по одной теме с разной степенью сложности, выполняемые одновременно разными учениками. Подобные упражнения обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику, позволяют максимально оценить уровень знаний детей, дают возможность поддерживать интерес к предмету каждого учащегося. По мнению Назаровой Е. Б., выполнение заданий разных уровней оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, так как даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах. Возможен переход с одного уровня на другой. Переход должен быть обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в его знаниях. Выделяют 5 уровней усвоения учебной информации: узнавание, воспроизведение, понимание, применение в знакомых условиях, применение в новых условиях.[2]
  • Уровень - узнавание. Цель: актуализация имеющихся знаний по теме «…». Задания нацеливают обучающихся на выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов.
  • Примерапиши числа в порядке возрастания: 
  • 9, 15, 7, 11, 4
  • Уровень - воспроизведение. Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний и применение их в типовых ситуациях. Задания нацеливают обучающихся на освоение базовых понятий, моделей, точное воспроизведение правил, описаний изученных объектов, алгоритмов действия.
  • Пример:Сформулируйте правило, как умножить на число 10.
  • Уровень - понимание. Цель: осмысленное восприятие через моделирование. Задание нацеливают обучающихся на не только освоение материала, а на его преобразование и интерпретацию.
  • Пример:запиши недостающие числа
  • Уровень - применение в знакомых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях.
  • Пример: Реши задачуВ саду росло 4 сливы и 7 вишен, а яблонь столько, сколько слив и вишен вместе. Сколько яблонь росло в саду?
  • Уровень - применение в новых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых/незнакомых условиях, ситуациях.
  • Пример:Составь задачу по выражению 10+25Таким образом, выполнение заданий разных уровней оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, так как даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах. Список литературы:
  • Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков/ М.А. Бантова. Москва: Начальная школа. — 1995. — №11. — С. 38-43
  • Использование уровневых заданий на уроках в начальных классах Назарова Екатерина Борисовна – URL
  • Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 02. 2023 г., № 373; с измен. и дополн. от 18.07.2022 № 569, от 08.11.2022. – Москва: Ажур, 2023. – 42 с.
  • -