Публикации
Дидактические игры с детьми с интеллектуальными нарушениями
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические игры с детьми с интеллектуальными нарушениями
Автор: Крючкова Надежда Викторовна Губанова Татьяна Тихоновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические игры с детьми с интеллектуальными нарушениями
Автор: Крючкова Надежда Викторовна Губанова Татьяна Тихоновна
Дидактические игры с детьми с интеллектуальными нарушениями«Найди свою пару». Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен. Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.«Разложи игрушки». Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком раскладываются игрушки: собака, волк, лягушка, пирамидка, игрушечная посуда, кукла и т. д. если она проводится по группам, это вносит в игру определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются. Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком то порядке по выбранному детьми основанию («сейчас они лежат в вперемешку»). Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.«Положи куда надо». Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами – кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек. Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить « куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.«Ежики». Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают картинки с изображение ёжиков и зонтиков разных величин: 2 больших и 2 маленьких. Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: « В лесу жила семья ежей – папа, мама и 2 ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа – ёж сказал: « Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». « Побежали в лес, - предложила мама – ежиха. – спрячемся под ёлкой». Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики». После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине.«Скажи слово с нужным звуком». Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч. Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». После небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребёнок должен назвать слово с звуком «а». ( «Шапка»), и бросить мяч другому. И т.д. затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.«Одинаковое и разное». Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля Организация: игра проводится фронтально. Заранее подготавливаются цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка … Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.«Одинаковое и разное». Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля. Организация: игра проводится индивидуально. Заранее подготавливаются цепочки картинок, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка … Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает ребенку продолжить цепочку теми карточками, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми карточками, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.«Четвѐртый лишний» Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Ход игры:I. Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например:1. стол, стул, шкаф, шапка;2. шапка, шуба, костюм, чайник;3. огурец, репа, морковь, заяц;4. лошадь, кошка, собака, щука; Если ребѐнок выполняет задание правильно, но затрудняется его словесно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребѐнок сам научится делать такие выводы.II. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов:1. платье, сарафан, юбка, шуба;2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки;3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце;4. ландыш, мак, ромашка, гриб;5. ель, сосна, лиственница, берѐза;6. тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза;III. Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации, например:1. жѐлтый шар, жѐлтое яблоко, жѐлтая груша, оранжевый апельсин;2. большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое яблочко;3. помидор, свѐкла, редиска, красное яблоко;4. помидор, красное яблоко, свѐкла, морковь;« Что происходит». Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Ход игры: Перед ребѐнком лежат три-четыре однородных предмета,например: тарелка, чашка, ложка. Поодаль лежат предметы (сначала их только два), один из которых относится по назначению уже к названной группе, а другой нет, например: блюдце и ботинок. Ребѐнок должен отобрать подходящий предмет. В этой игре ребѐнок самостоятельно обобщает предметы по назначению и находит лишний предмет.«Фонарики» Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Ход игры: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.«Разноцветные мячи» Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Ход игры: На каждом столе или в разных местах группы расставляются куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разноцветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда.«Цвет и форма» Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Ход игры:1. Ребѐнку предлагаются различные по цвету геометрические фигуры. Даѐтся задание – сюда положишь две такие (показывают ему карточку определѐнного цвета), сюда две такие (карточка другого цвета). Ребѐнок подбирает к карточке различные фигуры одинакового цвета, т.е. группирует предметы по цвету.2. Можно предложить ребѐнку сгруппировать геометрические фигуры по форме. Задание ребѐнку: сюда положишь все треугольники, сюда все круги, сюда все квадраты. Можно предложить ребѐнку разделить эти фигуры на две группы или разложить на две кучки.«Кому что подойдѐт» Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Ход игры: Детям показывают большие карточки с изображением кукол в разных ситуациях (за столом, в кабинете врача, в песочнице, возле кровати) и т. д. и говорят, что куклы загрустили, они не знают где им взять всѐ необходимое для обеда, для прогулки и т. д.«Где что найдѐшь» Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Ход игры: В групповой комнате расставляется «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет» и т.д. Детям раздаются картинки, изображающие посуду, одежду, игрушки и т.д. Детям предлагается разложить все предметы по местам. Затем обсуждается - для всех ли предметов найдены правильные места.«Кто быстрее найдѐт свою игрушку» Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Ход игры: Детям раздаются предметные картинки из разных групп. По сигналу дети самостоятельно объединяются в группы по содержанию. Выигрывают те дети, которые первыми организуют группу.
