Публикации Рабочая программа "Орлята России"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Орлята России"
Автор: Галка Светлана Григорьевна

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМинистерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края‌‌Администрация муниципального образования Крыловский район‌СОШ №10РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Орлята России»для 1-4 классов начального общего образования на 2024-2025 учебный годСоставитель: Галка С.Г.Станица Кугоейская‌‌​ 2024гПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в соответствии:- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; автор- составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г.В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, таки в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Орлята России», представленные по годам обучения. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1 классе и 2 часа в 2-4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс – 34 учебных недели в год).Основные направления воспитательной деятельностиСОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок России». Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.1класс 2 класс 3-4 классыРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Личностные результаты:Гражданско-патриотическое воспитание:
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
  • Духовно-нравственное воспитание:
  • понимание связи человека с окружающим миром;
  • бережное отношение к среде обитания;
  • проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
  • выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
  • Эстетическое воспитание:
  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
  • Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
  • Трудовое воспитание:– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.Экологическое воспитание:
  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.
  • Ценности научного познания:
  • первоначальные представления о научной картине мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
  • проявление желания обогащать свои знания,способностьк поисково-исследовательской деятельности.
  • Метапредметные результаты:Универсальные учебные познавательные действия:
  • способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
  • способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
  • умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
  • умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);
  • умениепонимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
  • умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
  • понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео
  • Универсальные учебные коммуникативные действия:
  • умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
  • умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;
  • умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
  • участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;
  • умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;
  • умение высказывать и отстаивать свое мнение;
  • умениерассуждать,вестиповествование,строитьсвоѐвысказываниев соответствии с поставленной задачей или вопросом;
  • корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
  • умениеработатьвгруппе,общатьсясосверстникаминапринципах взаимоуважения и помощи;
  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы;
  • умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим;
  • умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности
  • Универсальные учебные регулятивные действия:
  • умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
  • умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
  • умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
  • формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
  • Предметные результаты:
  • класс
  • умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученныезнания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
  • класс
  • знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.3-4 классыпонимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.Материалы для педагога1. Методические рекомендации по проведению официальной церемонии посвящения в Орлята России 2. Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические карты игровых занятий) 3. Учебно-методический комплект для 1 класса 4. Учебно-методический комплект для 2 класса 5. Учебно-методический комплект для 3 класса 6. Построение курса внеурочной деятельности 4 класса 7. Промежуточная игра «Код дружбы» для 2, 3, 4 классов ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ​Сайт «Орлята России» Электронная библиотека сайта «Орлята России»
    -