Публикации
"Развитие музыкально-эстетического воспитания учащихся посредством ансамблевого музицирования"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие музыкально-эстетического воспитания учащихся посредством ансамблевого музицирования"
Автор: Агапова Марина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие музыкально-эстетического воспитания учащихся посредством ансамблевого музицирования"
Автор: Агапова Марина Владимировна
Агапова Марина Владимировна,педагог дополнительного образования,МАУДО «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лёни Голикова»,г. Великий НовгородРазвитие музыкально-эстетического воспитания учащихся посредством ансамблевого музицирования.Ансамблевое исполнительство в классе фортепиано продолжает быть одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой частью учебного процесса, делает его более интересным и увлекательным, помогая приобрести детям разнообразные и полезные умения и навыки. Фортепианный ансамбль по крылатому выражению Ф. Ницще: «веселая наука, радостное занятие». Это всегда диалог и, говоря словами ещё одного известного мыслителя А. де Сент-Экзюпери: «непременная роскошь общения». Оно предполагает слушать и слышать партнера, причём не только в музыке, но и в жизни: вовремя подставить плечо, найти необходимый компромисс.Совместное музицирование играет значительную роль в развитии творческих способностей детей, вызывает живой интерес, активизирует внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности, учит музыкальному мышлению. В этой форме работы каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей на данный момент, что способствует, психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере. В тоже время ансамблевая техника выдвигает перед учениками особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое, и вместе с тем решать совместные технические и ритмические трудности, а также исправлять динамические и штриховые ошибки.Учащиеся приучаются слушать партию партнера, подхватывать, если произошёл срыв у одного из них, следить за изменениями темпов и подстраиваться. На любом этапе работы внимание каждого ребёнка должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения. Проявление такой творческой активности и самостоятельности, развивает не только навык совместного музицирования, но и повышает уровень приобретённых музыкальных способностей.В процессе работы над ансамблем задача педагога познакомить учеников с приёмами работы по преодолению артикуляционных и метро-ритмических трудностей в пьесе, так как это не только категория измеряющая время, но и эмоционально-выразительная категория. Для этого существует множество упражнений, вот некоторые из них, которые помогают эффективно воздействовать на музыкально - ритмическое сознание детей, применяемые мной в работе:просчитывание исполняемой музыки - счёт помогает играющему разобраться в ритмической структуре музыки; простукивание – прохлопывание метроритмических структур. Этот приём освобождает ребёнка от исполнительских действий, акцентируясь на ритмическом моменте, совместный счёт, «подстукивание» со стороны, лёгкое похлопывание по плечу; игровой показ – способен повлиять на музыкально-ритмическое восприятие и сознание учащихся. Таким образом, в ходе занятия, обсуждаются и отрабатываются игровые позиции совместно с детьми, для того, чтобы они смогли в домашних условиях повторить и закрепить технически сложные моменты, прислушиваясь к своим внешним и внутренним ощущениям.Приобретенные теоретические знания позволяют ученикам разобрать форму произведения, выявить особенности гармонического языка, тонального плана, мелодической линии и стиля.Термином «стиль» обозначают индивидуальную творческую манеру композитора, исполнителя. По словам, Б.В. Асафьева: «стиль – это мысль, выраженная в звуках и ставшая интонацией, и подобно речи основанная на личном мировосприятии».Примером поэтапного освоения детьми музыкальных произведений может послужить методика психолого-педагогического алгоритма, разработанная Э.И. Плотицей, суть которой заключается в последовательном изучении конкретных стилевых систем. Первый этап - общее знакомство со стилем в процессе прослушивания произведения. Второй этап - осознание основных стилевых признаков изучаемой пьесы, с точки зрения свойств эмоционально-образного содержания. И третий этап – это сравнительный анализ с пройденными и прослушанными ранее музыкальными произведениями разных эпох и стилей. По словам А. Алексеева технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает решение нескольких главных задач, таких как: синхронное начало и окончание произведения, синхронность при взятии и снятии звука, согласование приёмов звукоизвлечения, соразмерность в сочетании нескольких голосов, играемых разными партнерами, соблюдение общности ритмического пульса, единство динамики и фразировки. Не менее важную роль в ансамблевом музицировании выполняет педализация, как связующее средство между звуком, тембром, гармонией и мелодией. Придавая звуку большую продолжительность, она соединяет воедино различные элементы музыкальной ткани, находящиеся друг от друга на расстоянии. Педаль способна не только украсить, но и улучшить, облегчить фортепианную игру.Ещё одним примером игры в ансамбле является вариант «педагог - ученик». Надо отметить, что в данном исполнении такой музыкальный дуэт плодотворно воздействует на развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка, способствует организации игровых движений, помогает установить доверительные отношения с педагогом, держит учащегося в определённых метроритмических рамках, формирует верное темповое ощущение, музыкально-образную сферу.Исходя из вышесказанного, педагог должен не только поощрять, но и всячески способствовать развитию ансамблевого музицирования, так как это обогащает эмоционально-чувственные впечатления детей от совместно выполненной работы и взаимной поддержки, расширяет их кругозор, способствует формированию музыкально-эстетического вкуса.Библиографический список:Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. М.: Музыка,1982 Асафьев Б.В. Речевая интонация. - М.:Л, 1965 О мастерстве ансамбля. М.: Музыка, 1988 Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988 Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М. 1993 Крюкова В. Музыкальная педагогика [сборник статей]/В.В. Крюкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 280 с. Плотица Э.И. Освоение зарубежной музыки XX века старшими подростками в слушательской деятельности. – М.: 1994 Фёдорова О.М., Вышкина А.Р., Раненко М.Э. Влияние метода интонационно-стилевого постижения музыки на развитие эмоциональной сферы младших школьников: учеб.-метод. пособие/под ред. А.Г. Ширина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2009.
