Публикации Причастие как часть речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Причастие как часть речи
Автор: Филипович Галина Петровна

Открытый урок на тему «Причастие как часть речи» в 7 классеТип урока: усвоение новых знаний.Цели урока: дать понятие о причастие, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьниковинтереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.Задачи урока:Образовательные:* развить умение формулировать определение понятий;* формировать умение отличать причастие от других частей речи;* обогащать словарный запас учащихся;* совершенствовать орфографические умения.Развивающие:* осуществление системно-деятельного подхода;* развитие внимания;* формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):* развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;* развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;* развитие творческих, речевых способностей учащихся;* формирование логических умений.Воспитательные:* воспитание интереса и уважения к родному языку;* воспитание ценностного отношения к слову;* развитие коммуникативных УУД:* создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.Структура урока:1. Организационный этап. (1 мин.)2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5 мин.)3. Фаза урока «Вызов» (6 мин.)4. Фаза урока «Осмысление» (7 мин.)5. Закрепление (15 мин)6. Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия). (4 мин)7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. (2 мин.) ХОД УРОКА:1. Организационный этап: Слово учителя: Доброе утро дорогие мои учащиеся и уважаемые гости нашего урока! С пожеланиями всем хорошего дня начинаем наше занятие.- Ребята, откройте тетради и запишите дату. (СЛАЙД 1)2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.- Вам знакома империя под названием «Лингвистика», где существует несколько стран. Вспомните, в какойстране проживают части речи? (Морфология . Слайд 2-3)- Совершенно верно. Сегодня мы отправимся в эту страну и познакомимся с новой частью речи. А пока тему урокаотметьте - "Морфология", а часть речи допишем позже. 1.Работа в паре.-Перед вами лежит кроссворд и его надо решить, работаете в паре.Замените данные словосочетания одним словом и впишите их по горизонтали, а в выделенном вертикальном столбике прочитаете название этой части речи.( слайд 4)1.Который закипает.2.Которых избрали.3.Который можно различить.4.Которую заметили.5.Который отдал.6.Которая запаслась.7.Которых испытывают.8.Которую разлили.9.Которые зацвели.1.Закипающий.2.Избранные.3.Различимый.4.Замеченная.5.Отдавший.6.Запасшаяся.7.Испытуемые.8.Разлитая.9.Зацветшие.3.Формулировка темы и цели урока-Какое слово у вас получилось? ( причастие)-Это и есть новая часть речи. -Какие цели мы поставим перед собой?- Продолжим знакомиться с этой частью речи.- Обратите внимание на экран. Перед вами картина советского художника Сергея Григорьева «Вратарь», создана в 1949 году,оригинал которой хранится в Третьяковской галерее. (слайд 4)- Я уверена в том, что ситуация, описанная на этом полотне, вам знакома. Почему же?(Возможные ответы учащихся: потому что мы так же, как герой этой картины, играем на импровизированном футбольном поле; мнезнакомо состояние души этого мальчика, потому что как этот мальчик я стоял на воротах.)- Ребята, перечислите все существительные, которые видите на этой картине:1. Существительные: мальчик, девочка, собака, мужчина,дома,поле,ворота,портфели, …2. Числительные: два, один, четыре,пять3. Местоимения: он, она, они, его, ему, ,4. Наречия: светло, весело, внимательно,…5. Прилагательные: большой, маленький, светлый, красный, белый, …6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит, смеется , играет, , виднеются,…- Умницы! Очень хорошо!4. Фаза урока «Вызов» (слайд 5)А сейчас запишите в тетради несколько глаголов по картине:СтоитСидитСмотритСмеетсяИграетЛежит- На какие вопросы отвечают глаголы? (Ответы учащихся)Теперь образуйте от данных глаголов слова, которые будут отвечать на вопросы «какой?» или «чтоделающий?».Стоит – стоящий (мальчик)Сидит – сидящий (мужчина)Смотрит – смотрящая (девочка)Играет – играющий (мальчик)Лежит – лежащий (портфель) (слайд 6)- Замечательно! Вот мы дошли до цели нашего урока. Слова, которые вы образовали, есть та новая частьречи, которая называется «причастие». Ее вы будете изучать в течение месяца, встретите ее в заданиях ОГЭ,ЕГЭ.Допишите тему нашего урока! (Морфология. Причастие)5. Фаза урока «Осмысление»- Как вы, думаете, название этой части речи на что намекает, как оно образовано?При-част-и-е (слайд 7)(Возможные ответы учащихся: Намекает на то, что оно причастно к чему-либо; стоит при какой-то частиречи; и т.д.)- Владимир Иванович Даль о причастии сказал, что это «часть речи, причастная к глаголу». ( слайд 8) На примере образованных слов мы поняли, что причастие образуется от глаголов.Посмотрите на этот рисунок. Глагол ПрилагательноеПричастие (слайд 9)Как можете объяснить этот рисунок. (Папа глагол + мама прилагательное = ребенок причастие)Почему папа - глагол?Почему мама - прилагательное?(Ответы учащихся: потому что причастие образуется от глаголов, отвечает на вопрос прилагательного«какой?».)- Мы похожи на своих родителей. Унаследовали от них какие-либо внешние черты или свойства характера.Так же и причастие имеет в себе признаки отца-глагола и матери-прилагательного. (слайд 10)ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:Игра . У меня в руке яблоко. Назовите признаки этого яблока.(К доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик) Круглое, большое, красное, сочное, вкусное, аппетитное…- Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)Учитель передает яблоко любому ученику и просит произвести с ним некоторые действия (учащийся подкидывает его, катит по столу,).остальные дети повторяют движения.- Какие признаки приобретает яблоко? Яблоко какое? (Летящее, падающее, упавшее, пойманное, катящееся …).- Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета - постоянные или временные - они называют?СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; онне является постоянным.- Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию. (Ответы учащихся)Запишите в тетради-помощнике определение: Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предметапо действию и отвечает на вопросы «какой?» или «что делающий?».6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:1.Исследовательская работа.Докажите справедливость высказывания М.В. Ломоносова о причастии:«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.» на примере двух предложений.Яблоко, которое упало в траву, нашел ежик.Упавшее в траву яблоко нашел ежик.ВЫВОД: употребление причастий позволяет избежать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.2.Творческое задание (устно, у доске): Перед вами причастия. Ваша задача - раскидать их в два столбика.Для начала внимательно прочитайте все слова и подумайте, по какому признаку их можно разделить?Решившая, любящий, бросающая, любивший, рисующий, бросившая, нарисовавший, кричащие, решающая,закричавшие.Решающая - решившая,любящий - любивший,бросающая - бросившая,рисующий - нарисовавшийкричащие - закричавшие- И по какому же признаку вы решили разделить причастия на две группы?(Возможные ответы учащихся: В первой корзине причастия, которые отвечают на вопросы «чтоделающий?», а во втором «что сделавший?» и т.д.)- У какой части речи, изученной ранее вами, определяется признак по вопросам?(Возможные ответы учащихся: У глаголов вопросы «что делать? что делает?» указывают нанесовершенный вид, «что сделать? что сделает?» на совершенный вид.)Сделаем вывод: значит, по отцу глаголу причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный. Ещекакой морфологический признак глагола вы можете отметить у данных причастий? (род, слова здесь даны вмужском и женском родах)7. Подведение итогов урока: Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня?Что такое причастие?Какие признаки причастия запомнили?Как вы думаете, какова роль причастий в речи?Какое впечатление произвела на вас картина «Вратарь»?Домашнее задание: Написать небольшое сочинение по картине, используя причастия.Выставление оценок. Урок окочен, спасибо за активное участие! Помните: грамотным быть всегда модно!
-