Публикации Детский сад и семья ребенка с ОВЗ - тенденции взаимодействия

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Детский сад и семья ребенка с ОВЗ - тенденции взаимодействия
Автор: Мешкова Людмила Николаевна

Детский сад и семья ребенка с ОВЗ - тенденции взаимодействия.В  основу жизненного благополучия человечества лежит уровень его социально-экономического благополучия, который, в своем начале зависит от уровня воспитания подрастающего поколения.Семья,  в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как целостный организм сталкивается с множеством  серьезных проблем. Присутствие в семье ребенка с ОВЗ увеличивает материальные, психологические, эмоциональные и физические нагрузки, что позволяет такие семьи относить к группе риска по возникновению неврозов, стрессов, депрессий у ее членов.Проблемы родителей имеющих детей с ОВЗ значительно отличаются от проблем семей с ребенком без отклонений от нормы. Рождения ребенка с особенностями в развитие,  как правило, изменяет весь уклад  и психологический климат в семье.После рождения малыша с особенностями в развитии атмосфера внутри семьи, а также общение семьи с окружающим миром искажаются. Это можно объяснить тем, что с появлением больного ребенка в семье увеличивается эмоциональная нагрузка на членов его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Основная часть мам и пап в такой ситуации оказываются абсолютно беспомощными, их состояние можно определить, как психологический и социальный тупик безысходности.Важно такие семьи поддержать, по возможности  снять  напряженность, негативизм, создать условия для  доверительных отношений. Взаимодействие родителей с педагогами имеет важное значение и строится по принципу «родитель-член команды». Важно прийти к пониманию полноценного сотрудничества с родителями, показать, что и у ребенка с умственными отклонениями есть пути развития,  получения радости и созидания от образовательного процесса.Главной целью в оказании помощи родителями данной категории является формирование у родителей реального и позитивного отношения к ребенку, имеющего отклонения развития. Реальность позиции родителя позволяет в данной ситуации увидеть новый жизненный смысл, уравновесить самосознание и выстроить положительное отношение к ребенку, изменить свою самооценку в положительном направлении. Это, в свою очередь, помогает приобрести родителями гуманных моделей воспитания и в будущем использовать оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.На наш взгляд, современными формами работы с родителями, имеющими, детей с нарушениями интеллекта являются:Информационно-аналитические·        анкетирование семей;·        опрос родителей на различную тематику;·        "ящик доверия".Наглядно-информационные·        родительские мастерские;·        мини-библиотека;.    электронная библиотека; (предлагаются 2 раздела: художественная детская литература и коррекционно-развивающая).        социальные сети и мессенджеры;·        информационный стенд  «ДАР – дорога абсолютного развития»;·        выпуск стенгазеты  «Наши уникальные минутки»Познавательные·        родительские гостиные;·        нетрадиционные родительские собрания;·        устные журналы;·        экскурсии.Досуговые·        праздники;·        совместные досуги;·        акции;.        вернисаж совместного творчества;·        участие родителей в конкурсах, выставках, драматизациях.Одна из форм информационно-аналитической работы –  ящик доверия. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей. Заданные вопросы излагаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Данная форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.Интересная и современная форма с родителями, имеющие «особых» детей является интернет – страничка для родителей. Безусловно, участие ИКТ в работе с родителями активизирует и повышает коррекционный процесс в целом, помогает воспринимать информацию на качественном уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, разработка домашних заданий, чат, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, личном сайте логопеда, страничке в соц-сетях. Для родителей можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото - и видео - материалами.Важно отметить о необходимости обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов, своеобразной «Памятки для родителей»О жизни группы родителям расскажет информационной стенд «ДАР – дорога абсолютного развития». В «ДАРЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое ОРВИ?», «Еще раз о правилах поведения на дорогах», «Как воспитать дружелюбие в ребенке» и т.п.Одной из традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако, как показывает опыт, на проведение встреч в виде отчетов и бесед родители откликаются неохотно, а иногда и вовсе не приходят. Поэтому возникает необходимость внедрить современные формы и методы проведения собрания. Важно построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход требует от педагогов особенной тщательной и длительной подготовки, но и конечный результат становится ярким и насыщенным. Собрания проводятся в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок, выездов на природу, интеллектуальных игр, мозгового штурма, эстафет  и т.д. Педагоги могут использовать видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Исходя из вышесказанного, можно повысить процент посещения собраний родителями, а самое главное заинтересованность образовательным процессом.  У родителей, которые имеют детей с ограниченными возможностями здоровья, уменьшается напряжение, возрастает доверие, а позитивное и открытое отношения других родителей помогает справиться с комплексом неполноценности, обрести надежду.Самая привлекательная, востребована и актуальная  форма работы с родителями – досуговая. В ней  наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Мы ежегодно  проводим оздоровительные мероприятия. Например, игра-поход «Путешествие в гости к Лесовичку», цель которого, работа с семьёй, формирования позитивного отношения к своему здоровью и потребности к правильному образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители с удовольствием участвуют в спортивных праздниках «Папа, мама, я – здоровая семья», «Все на коньки», квест-игра «Где прячется здоровье?», «Самая спортивная семья». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьями, воспитывающих «особых» детей. По итогам таких праздников также выпускаются фотоколлажи, памятки, плакаты, стенгазеты.Роль воспитателей в  работе с родителями в сравнении со значением деятельности других специалистов является первостепеннойПривлекая родителей к работе с ребенком, педагог дает им возможность испытать радость успеха, закрепить положительные эмоциональные реакции. Это позволяет рассматривать образовательный процесс как психокоррекционный. Основная задача педагога — поддержать, направить и дать возможность поверить в свои силы, начать доверять, открыться общению и с позитивным настроем смотреть в будущее, даже с особенным ребенком. Сплоченность педагогов, специалистов, других родителей, создания благоприятной обстановки, оказания квалифицированной помощи, помогают таким родителям адекватно воспринимать и решать проблемы, обрести надежду и веру в себя и своего ребенка.  Таким образом, современные формы помощи  семьям, имеющие «особых» детей  позволили активно вовлечь родителей    в воспитательно-образовательный процесс, снять напряженность, почувствовать членом сплоченной команды и выстроить доверительные отношения.  
-