Публикации Игры, направленные на развитие умения обобщать объекты и предметы для детей с интеллектуальными нарушениями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры, направленные на развитие умения обобщать объекты и предметы для детей с интеллектуальными нарушениями
Автор: Крючкова Надежда Викторовна Губанова Татьяна Тихоновна

Игры, направленные на развитие умения обобщать объекты и предметы для детей с интеллектуальными нарушениями Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.«Дай название». Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля. Организация: игра может проводиться как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображение (например, игрушки – мячик, матрёшка, кукла, машинка). Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изображение) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.«Отгадай загадку». Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля. Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов, (например, «Смотрит, разговаривает, спит, а не живая»; « Два брюшка, четыре ушка» и т.д). Ход игры: педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чём или о ком идёт речь. Неправильные ответы разбираются.«Чудесный мешочек» Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля. Ход игры: В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жѐлтый кружок, у меня зелѐный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги). Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами. Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелѐные).«Подарки детям» Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля. Ход игры: Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?» Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по величине (например, детям раздаются маленькие игрушки). Формирование обобщающих понятий «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» происходит в повседневной жизни и в специально организованных играх. Приведѐм некоторые из них.«Поможем Незнайке» Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля. Ход игры: К детям приходит Незнайка и приносит из дома свои игрушки. Он говорит, что они ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Педагог говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всѐ… (игрушки). Что же принѐс нам Незнайка? (игрушки).«Угостим куклу Катю чаем» Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля. Ход игры: к детям в гости приходит кукла Катя. Дети предлагают ей сесть за стол, попить чаю. Для этого накрывается стол. Дети называют предметы чайной посуды. В конце игры дети отвечают на вопрос: «Что мы с вами красиво расставляли на столе?» (посуду).«Оденем куклу на прогулку» Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля. Ход игры: В этой игре закрепляется порядок одевания, названия предметов одежды и соответствующее слово. Для закрепления обобщающего слова «мебель» детям предлагается игра «Поможем кукле Кате устроить себе комнату». В данной игре дети помогают выбрать кукле мебель в соответствии с еѐ назначением, отвечая на вопросы: что нужно купить кукле Кате, чтобы спать, чтобы сидеть, чтобы обедать, пить чай. Затем мебель расставляется в кукольной комнате. Подводится итог: «Ребята, что же мы сегодня помогли купить кукле Кате?» (кровать, стул, стол, диван, шкаф). «Как это всѐ назвать одним словом?» Когда дети научатся обобщать конкретные предметы и их изображения на картинке, переходит к обобщению без использования наглядных средств.«Назови предметы одним словом». Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля Ход игры: Задание для ребѐнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:- Лошадь, корова, овца, свинья;- Волк, лиса, медведь, заяц;- Капуста, картофель, свѐкла, помидор;- Пальто, шарф, куртка, свитер;- Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;- Суп, гуляш, каша, кисель;- Липа, берѐза, ель, сосна;- Автомобиль, трактор, трамвай, метро«Назови предметы одним словом». Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля Ход игры: Задание для ребѐнка: «Я тебе покажу картинки с предметами, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Показываются следующие группы картинок с предметами:- Лошадь, корова, овца, свинья;- Волк, лиса, медведь, заяц;- Капуста, картофель, свѐкла, помидор;- Пальто, шарф, куртка, свитер;- Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;- Суп, гуляш, каша, кисель;- Липа, берѐза, ель, сосна;- Автомобиль, трактор, трамвай, метро«Найди лишнюю картинку» Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Ход игры: Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.«Найди лишнее слово» Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Ход игры: Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".Примеры:Старый, дряхлый, маленький, ветхий;Храбрый, злой, смелый, отважный;Яблоко, слива, огурец, груша;Молоко, творог, сметана, хлеб;Час, минута, лето, секунда;Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;Платье, свитер, шапка, рубашка;Мыло, метла, зубная паста, шампунь;Береза, дуб, сосна, земляника;Книга, телевизор, радио, магнитофон.
-