Публикации
Музыкальный фольклор на уроках музыки в школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыкальный фольклор на уроках музыки в школе
Автор: Прокопьева Ньургуйаана Семеновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Музыкальный фольклор на уроках музыки в школе
Автор: Прокопьева Ньургуйаана Семеновна
ВведениеВ современной социокультурной ситуации особенно остро стоит вопрос о необходимости духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации. Происходящие в обществе культурно-исторические процессы настоятельно требуют переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности школьника. В Законе Российской Федерации «Об образовании» акцентируется внимание на выявлении личностных смыслов в изучаемом материале на основе общечеловеческих и национальных ценностей и передаче молодому поколению лучших традиций. Особое значение в данной ситуации приобретает интенсивный поиск путей освоения народной культуры, традиционно включающей в себя воспитание подрастающего поколения. Это непосредственно относится и к музыкальному воспитанию детей. Феномен «народная педагогика», известный широкому кругу педагогов, становится в современных условиях предметом изучения науки. Народная педагогика во многом опирается на народное творчество. В этой сфере особая роль принадлежит музыкальному фольклору, который способствует духовно-нравственному, мировоззренческому, эстетическому, музыкально-творческому развитию личности; воспитанию уважения к истории своего народа, открытости для восприятия других культур. Наиболее эффективная реализация педагогических возможностей музыкального фольклора осуществима при отношении к подлиннику как культуре устной традиции и несценическому искусству. Такой подход позволяет даже вне естественной среды бытования в условиях общеобразовательной школы находить специфические формы освоения музыкального фольклора, сохраняя его характерные особенности и стимулируя, тем самым, его воспитательное воздействие.Актуальность выбора темы дипломного реферата, обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, направленными на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей…» [ФГОС НОО, с.12].Объект исследования – процесс музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы. Предмет исследования – педагогические возможности музыкального фольклора как культуры устной традиции, обеспечивающие эффективность музыкального воспитания школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.Цель исследования — теоретическое обоснование и выявление педагогических возможностей использования фольклора народов Севера в музыкальном воспитании школьников.Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд взаимосвязанных задач:- проанализировать педагогические труды по музыкальному воспитанию в школе (Д.К. Кирнарской, Е.Д. Критской и др.), научную литературу по якутскому музыкальному фольклору (Э.Е. Алексеева, Н.Н. Николаевой, Ю.И. Шейкина, А.С. Ларионовой и др.);- проанализировать программы по музыке с позиции включения в них элементов музыкального фольклора;- изучить жанры якутского музыкального фольклора с целью включения в уроки музыки.Источниками исследования являются труды известного музыковеда, музыкального критика Б.В. Асафьева, советского психолога Л.С. Выготского, педагога-музыканта Н.А. Метлова, психолога, доктора педагогических наук Б.М. Теплова, идеи современных ученых, педагогов Л.Л. Куприяновой, Л.В. Шаминой, М.Ю. Новицкой, М.С. Жирова и др.Педагогические наблюдения за деятельностью обучающихся проводились на уроках музыки на базе МБОУ Бютейдяхская СОШ им. К.О. Гаврилова (с. Бютейдях Мегино – Кангаласского района)Практическая значимость работы заключается в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями музыки и студентами на уроках музыки.Новизна исследования состоит во внедрении образцов музыкального фольклора народов Якутии, в частности якутов, на уроки музыки.Музыкальный фольклор как средство музыкального воспитания детей младшего школьного возрастаПрежде, чем рассматривать музыкальное воспитание, мы должны выяснить: что же такое музыка, как она произошла и почему имеет такую силу воздействия на внутренний мир человека?Изучением истории становления музыки занимались выдающиеся отечественные теоретики О.А. Апраксина, Б.А. Бечак, Л.В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и другие. О том, как возникла музыка, похоже, нередко задумывались и наши далекие предки. В древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Так, например, древние греки считали ее великим даром богов, бога Аполлона – покровителя искусств и особенно музыки. Но изобретение музыки нельзя приписать какому-либо одному, конкретному человеку. Матери, напевая, укачивали своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами, когда умирал кто-то, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах.Так возникли древнейшие формы музыкального искусства. В музыке древних людей было много звукоподражания. В своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира - крики птиц, диких зверей. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте, их соотношение [Асафьев 2001, с. 54].В России интерес к вопросам музыкального воспитания детей родился примерно в последнее десятилетие XVIII века. В дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами. Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков - просветитель, педагог и писатель-сатирик конца XVIII века. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» [Асафьев 2001, c.315].В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания: «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек» [Апраксина 1983, c.321].Фольклор – художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения [Богатырев 1971, с.74] Слово «folk-lore» (англ.) состоит из двух слов: «фольк» (folk) – народ и «лор» (lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа. Народное искусство – это отношение народа к жизни, к природе. «В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания мудрости» [Гусев 1967, с. 123]. Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами, горестями, печалями, радостями и обязательно в стремлении к красоте.С возникновением культуры письменной традиции, музыкальный фольклор обретает новую жизнь: появляется фольклор в интерпретации композиторов, профессиональных исполнителей. Параллельно музыкальный подлинник продолжает своё прежнее существование как творчество устной традиции. Для обозначения стилизованной жизни фольклора вводится термин «фольклоризм», функционирующий по законам профессиональной музыки. Понятие «фольклоризм» означает осмысление и интерпретацию народного типа мышления интерпретаторами ненаучной духовной, материальной или художественной сферы деятельности.Фольклоризм – осмысления фольклора в целом и отдельных его элементов в ненаучной сфере деятельности и его интерпретация художественного творчества, как носителей традиционной культуры за пределами быта, так и специалистов и любителей.Фольклоризм, как явление культуры возникает почти одновременно с возникновением профессиональной деятельности.Фольклор и фольклоризм - это явление, которое возникло естественно благодаря коллективному народному творчеству на протяжении веков с помощью чувств, осмысления действительности и практического опыта. При этом фольклор - это результат народного материального, социального и духовного опыта, а фольклоризм его репрезентация [Гусев 1967, с. 228].Дидактические идеи выдающегося немецкого композитора и педагога К. Орфа, развитые в творческом содружестве с Г. Кетман, были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному под названием «Шульверк». Термин «Schulwerk» — немецкое слово, означающее «школьная работа». Большую часть книги занимают ноты с простой музыкальной инструментовкой, которая дает возможность всем детям, даже необученным музыке, легко исполнить произведения во всех частях. Музыкальное воспитание по системе К. Орфа осуществляется в процессе «элементарного музицирования». Суть этой деятельности — в синтезе музыки с речью, с ее ритмической и мелодической сторонами, т.е. музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию. Считая, что активному развитию музыкальности ребенка способствуют детское творчество, музицирование как игра на детских инструментах, пение и музыкально-ритмическое движение.К. Орф считал, что для детского музыкального инструментария необходимо заново создать музыку или же обработать и переложить уже имеющуюся. Здесь, прежде всего, возник вопрос об использовании отечественного и иностранного фольклора. Он рекомендовал также широко использовать природные «инструменты» — руки и ноги детей для создания всевозможных звуковых эффектов: хлопков, шлепков, щелкания, притопов и т.д. Причем в создании такого шумового аккомпанемента он обращался к речевым композициям. Педагогическая идея К. Орфа заключалась в том, что бы подвести учеников к тому, чтобы они могли сами сочинять музыку и сопровождение к движению, хотя бы в самой скромной форме. Характер музыки для этих инструментов рождался из самой игры на них. Возникшая на этой основе импровизационная техника имела важное значение, поскольку импровизационные упражнения позволяли ученику непосредственно проявить себя в музыке.Венгерский композитор, музыкант, теоретик и фольклорист, автор трудов по музыкальной педагогике Золтан Кодай доказал, что занятия музыкой стимулируют успехи учащихся по другим предметам. Основой венгерской системы музыкального воспитания является вокальное музицирование, как основной вид практической музыкальной деятельности и определяющий фактор в музыкально-эстетическом воспитании человека. Кодай считал, что детям следует давать лишь совершенный по форме и содержанию материал. Он подчеркивал, что именно «с помощью великих творений и должны быть приобщены дети к великим творениям, а родным музыкальным языком ребенка должна стать народная музыка. Лишь тогда, когда он овладеет ею, можно обратиться к другому музыкальному материалу... При помощи того музыкального инструмента, который всего доступнее, – при помощи человеческого голоса, пения следует, опираясь на народную музыку, постепенно осваивать великие музыкальные творения.Таким образом основываясь на труды вышеупомянутых исследователей можно сделать вывод, что народная музыка или музыкальный фольклор является нескончаемым источником, уникальным материалом для музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.Особой уникальностью обладает также музыкальная культура народов Севера, в частности народов, населяющих территорию Якутии. Для нас большой интерес представляет якутский музыкальный фольклор. Он очень богат и разнообразен. Жанровый состав якутского фольклора включает различные виды сказочной прозы, эпическое сказание олонхо, обрядовые жанры (алгыс, обрядовые песни, пословицы, поговорки), малые жанры (детские считалки, юмористические стишки-чабыргах, детские песенки, сказки, загадки), исторические легенды и предания.Из всех жанров якутского фольклора, практически, большая часть имеет песенные разделы. В олонхо поют все герои повествования и песни составляют больше половины всего объема повествования. Чабыр5ахи заканчиваются пением в манере дэгэрэҥ ырыа. Исследователи Э.Е. Алексеев, Н.Н. Николаева пишут, что «песенный фольклор якутов отличается разнообразием и жанрово – стилистической разветвленностью. В нем прослеживаются несколько музыкальных диалектов, но главная его отличительная особенность заключается в существовании двух различных типов пения , по сложившейся уже традиции называемых песенными стилями. Один из них – «высокое», торжественное пение – получил название дьиэрэтии ырыа (плавная, цветистая песня), за вторым издавна закрепилось в народе название дэгэрэҥ ырыа (размеренная, подвижная песня). Пение в манере дэгэрэҥ – это более ординарное, обычное, чаще встречающееся в быту пение, в отличие от дьиэрэтии ырыа, как правило, не требующее специальных вокальных навыков [Алексеев, Николаева 1981, с.5].Таблица 1. Стили и жанры якутских народных песен по классификации Э.Е. Алексеева и Н.Н. НиколаевойИсследователь Ю.И. Шейкин выявляет, пять основных жанров пения: песенная лирика – ырыа, возвышено нарративные «песни - новеллы» тойук, обрядово – шаманские песни – кутуруу песенные молитвы, обращенные к богам и духам, - алгыс и ритуальные песнопения во время массовых празднеств – осуохай. Первые два жанра относятся к чисто песенной сфере, а остальные – к обрядовой [Якуты 2012, c. 402].Таблица 2. Стили и жанры якутских народных песен по классификации Ю.И. ШейкинаЯкутские народные песни разнообразны по жанровому составу. По сведениям музыковеда А.С. Ларионовой «Разнообразие жанров якутских народных песен предполагают их тематические различия: торжественный, приветственный тойук, приуроченный к обряду алгыс, которым дается благословение, праздничный осуохай, лирические туойсуу ырыата, шуточный чабыргах» [Ларионова 2014, с.159] Таблица 3. Стили и жанры якутских народных песен по классификации А.С. ЛарионовойТаким образом, в процессе теоретического исследования были изучены понятие музыкального фольклора, определена его роль в музыкальном воспитании. Фольклор - это художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа.В произведениях фольклора заключена вся народная мудрость, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Народная песня является частью духовной культуры человека и человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях. Приобщение детей к музыкальному фольклору является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовностиЧерез родную песню овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями дети получают о культуре своего народа. Богатство красок, звуков, образов несет в себе народная музыка.
