Публикации
Конспект занятия по окружающему миру "Казаки- защитники земли русской"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по окружающему миру "Казаки- защитники земли русской"
Автор: Сапко Виктория Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по окружающему миру "Казаки- защитники земли русской"
Автор: Сапко Виктория Ивановна
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Казаки — защитники земли русской»Возрастная группа: старшая (5-6 лет)Форма проведения: познавательное путешествие.Цель: Формирование первичных представлений о культуре и быте казаков как части российской истории.Задачи:· Образовательные: · Познакомить детей с понятием «казак», «станица», «курень». · Дать элементарные представления о жизни, труде и традициях казаков. · Активизировать словарь: казак, казачка, станица, курень, атаман, шашка, нагайка, рушник.· Развивающие: · Развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь. · Развивать логическое мышление через отгадывание загадок и решение проблемной ситуации.· Воспитательные: · Воспитывать уважение к истории и культуре родной страны. · Воспитывать чувство патриотизма, смелости, взаимовыручки. · Прививать интерес к народным играм.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.Материалы и оборудование:· Мультимедийная презентация или иллюстрации: казак в форме, казачья станица, курень (в разрезе), предметы быта (рушник, самовар).· Аудиозаписи: казачья народная песня ( «Любо, братцы, любо»), веселая плясовая музыка.· Реквизит: детская казачья шапка (папаха или кубанка), муляж шашки, нагайка (или ее изображение), элементы костюмов для инсценировки (платок для девочки).· Материалы для творчества: шаблоны казачьей шапки на бумаге, карандаши, краски, кисточки.Ход занятия:1. Вводно-организационный этап Цель: Создать эмоциональный настрой, мотивировать на деятельность.Воспитатель собирает детей вокруг себя.Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы побываем в гостях у очень смелых, сильных и свободолюбивых людей. А чтобы узнать, кто они, отгадайте загадку:Он на лошади лихойС шашкой наголо.Смелый,сильный, удалой,Он защитник наш святой.(Казак)Правильно! Это казаки. Сегодня мы узнаем, как они жили, чем занимались и каким правилам следовали.2. Основная часть 1. Беседа-презентация «Кто такие казаки?»Воспитатель показывает слайды или картинки.«Давным-давно на бескрайних просторах нашей страны, у берега большой реки — Кубани — селились вольные люди. Они называли себя казаками. Жили они большими семьями в поселениях, которые назывались станицы.Дома у казаков назывались курени. Они были крепкими, с высоким фундаментом. Посмотрите, какой уютный курень: в центре стоит большая печь, которая и кормила, и грела всю семью. Стены украшены красивыми рушниками (показ картинки) — это вышитые полотенца, которые были не просто для красоты, а оберегали дом.»2.«Главные казачьи заповеди»Казаки с детства учились быть сильными, ловкими и смелыми. Они жили по своим строгим правилам:1. Люби свою Родину и защищай ее. Казаки были лучшими воинами. Они охраняли границы нашей страны.2. Уважай старших. В станице самый главный — атаман. Его все слушались.3. Будь трудолюбивым. Казаки не только воевали, но и хорошо работали: выращивали хлеб, разводили скот, рыбачили.3.«Одежда и оружие казака»Посмотрите на костюм казака (показ иллюстрации). На нем удобная одежда: широкие шаровары, чтобы удобно было сидеть в седле, и кубанка или папаха — теплая высокая шапка.А это что у него на боку? (Показывает муляж или картинку). Это шашка — острое оружие для защиты. А в руках — нагайка — специальный кнут, который помогал управлять конем.4. Инсценировка «В казачьей семье»Воспитатель приглашает двух детей (мальчика и девочку).«Давайте представим, что мы в казачьем курене. Вот казачка (девочка) встречает гостей хлебом-солью на красивом рушнике. А юный казак (мальчик) показывает, как он умеет ухаживать за конем (имитирует чистку) и готов быть защитником».5. Дидактическая игра «Что нужно казаку?»На фланелеграфе или столе разложены картинки с предметами: шапка, сковорода, мяч, шашка, лейка, нагайка, книга, конь.Ребята, выберите только те предметы, которые были нужны казаку в его жизни. Объясните, зачем они ему.6. Физкультминутка «Казачата» (Под веселую казачью плясовую музыку)Мы казаки-удальцы, (шагают на месте, высоко поднимая колени)Смелые бойцы-молодцы.Рубим шашкой правой,левой, (имитируют рубку шашкой)Разгоним всех мы злых врагов.На коня скорей садимся,(прыжок, имитация верховой езды)И по степи мы помчимся!Эй,ребята, не зевать! (хлопок в ладоши)Дружно Родину защищать!7. Творческая мастерская «Укрась казачью папаху» Ребята, у вас на столах лежат бумажные шаблоны казачьих папах. Казаки любили, чтобы их одежда была не только удобной, но и нарядной. Давайте украсим наши папахи красивыми узорами.Дети раскрашивают шаблоны. Готовые работы вывешиваются на доску.8. Рефлексия. Итог занятия Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним:· Кто такие казаки?· Где они жили? (В станицах)· Как назывался их дом? (Курень)· Какими качествами должен был обладать казак? (Смелость, сила, уважение к старшим, любовь к Родине)Вы сегодня были настоящими казачата: внимательными, сообразительными и дружными. Молодцы! В память о нашем занятии я хочу вас научить настоящему казачьему слову. Когда казак был согласен, он громко говорил: «ЛЮБО!». Давайте и мы так скажем!Дети хором кричат«Любо!».
