Публикации
Подготовка педагога к тьюторскому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка педагога к тьюторскому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Бут Александра Григорьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка педагога к тьюторскому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Бут Александра Григорьевна
Подготовка педагога к тьюторскому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяВведение инклюзивного образования в современных школах требует от педагогов освоения новых профессиональных ролей, среди которых особое место занимает тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подготовка к этой деятельности представляет собой комплексный процесс, требующий развития специальных компетенций, выходящих за рамки традиционной педагогической практики.Профессиональная переориентация педагогаПереход от позиции "учитель-предметник" к роли тьютора предполагает кардинальное изменение профессионального мышления. Педагогу необходимо:Сместить акцент с трансляции знаний на сопровождение индивидуального образовательного процесса Освоить технологии поддержки и развития личностного потенциала обучающегося Научиться выстраивать партнерские отношения с ребенком и его семьей Развить способность к педагогическому наблюдению и рефлексии Ключевые направления профессиональной подготовки1. Психолого-педагогическая подготовкаГлубокое понимание особенностей развития детей с различными нозологиями:Изучение психофизических особенностей детей с ОВЗ Освоение основ дефектологии и специальной психологии Понимание специфики образовательных потребностей различных категорий обучающихся Знание возрастных особенностей развития детей с ОВЗ 2. Методическая подготовкаОсвоение технологий и методов тьюторского сопровождения:Технологии разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута Методы адаптации учебного материала и образовательной среды Приемы организации "проб" и образовательных событий Техники ведения документации (ИОМ, журналы сопровождения) 3. Коммуникативная подготовкаРазвитие навыков эффективного взаимодействия:Техники установления контакта с детьми с различными нарушениями Навыки работы с альтернативными средствами коммуникации Умение выстраивать диалог с родителями и специалистами Освоение техник посредничества в конфликтных ситуациях Практико-ориентированные аспекты подготовкиЭтап 1. ДиагностическийФормирование умений:Проведения комплексной оценки образовательных потребностей Анализа ресурсов и дефицитов развития ребенка Изучения социальной ситуации развития Этап 2. ПроектировочныйОсвоение технологий:Разработки индивидуального образовательного маршрута Адаптации содержания образования Проектирования образовательной среды Этап 3. РеализационныйРазвитие компетенций:Организации образовательного процесса Применения специальных методов и приемов работы Использования технических средств реабилитации Этап 4. РефлексивныйФормирование навыков:Анализа эффективности сопровождения Коррекции образовательного маршрута Самооценки профессиональной деятельности Преодоление профессиональных трудностейТипичные проблемы начинающих тьюторов:Эмоциональное выгорание при работе с детьми с комплексными нарушениями Трудности в организации взаимодействия с родителями Сложности в координации действий со специалистами Недостаток практического опыта в решении нестандартных ситуаций Пути решения:Создание системы супервизорской поддержки Организация профессиональных сообществ тьюторов Разработка кейсов практических ситуаций Проведение стажировок в ресурсных центрах Непрерывность профессионального развитияПодготовка к тьюторской деятельности не заканчивается получением базового образования. Она включает:Регулярное повышение квалификации Участие в профессиональных конференциях и семинарах Изучение современной литературы по инклюзивному образованию Обмен опытом с коллегами ЗаключениеКачественная подготовка педагога к тьюторскому сопровождению обучающихся с ОВЗ является залогом успешной реализации инклюзивной практики. Она требует не только овладения специальными знаниями и технологиями, но и личностной готовности к работе в условиях неопределенности, развития эмпатии и толерантности. Непрерывное профессиональное совершенствование позволяет тьютору эффективно выполнять свою миссию — создавать условия для раскрытия потенциала каждого ребенка, независимо от его образовательных потребностей и возможностей здоровья.
